Статья посвящена анализу полупрезидентской, или смешанной, модели (системы) власти. Особый интерес к подобной конструкции не в последнюю очередь обусловлен тем, что она создает благоприятные условия для авторитарной эволюции. Конечно, авторитарный режим может сформироваться и в президентской, и в парламентской моделях, но полупрезидентская содержит гораздо больший потенциал для такого развития событий. Основной ее порок состоит в том, что президент нормативно как бы ставится над всеми институтами власти, но при этом сохраняет прерогативы, не позволяющие ему оставаться политически нейтральным. Такое положение президента в системе власти искажает его политическую самоидентификацию. Он начинает воспринимать себя в качестве аналога абсолютного монарха и легальными способами монополизирует власть. Одним из отцов смешанной модели был Макс Вебер, чья идея плебисцитарного президента положила начало становлению новой разновидности республиканской формы правления, впервые закрепленной в Конституции (Веймарской) Германии 1919 г. В связи с этим автор внимательно рассматривает концепцию Вебера, его роль в разработке Веймарской конституции, а также сравнивает его взгляды с нормативной моделью, нашедшей отражение в этой Конституции. В статье показано, что хотя Веймарская конституция восприняла не все установки Вебера и гораздо дальше отдалилась от модели президентской республики, основные веберовские идеи вошли в нее в виде некоторых норм. В заключительной части статьи приведен ряд критических соображений относительно отдельных положений веберовской концепции и веймарской конструкции власти.
Идентификаторы и классификаторы
Не все, правда, согласны с тем, что родиной этой модели является Германия. Например, Антон Варнавский полагает, что ее аналог существовал еще в Римской империи эпохи принципата, а «организация власти при различных бонапартистских режимах, прежде всего режиме первого консула», вполне может рассматриваться в качестве прямой ее предшественницы3 . Однако даже если в упомянутых случаях и были схожие с полупрезидентской моделью элементы, не следует забывать, что речь идет о разных концепциях, предполагающих и разные принципы властной конструкции. Согласно другому мнению, приоритет имеет Конституция Финляндии, принятая 17 июля 1919 г. 4, то ест ь на месяц раньше Веймарской. На самом же деле эта Конституция закрепила президен тскую модель, хотя и с серьезными особенностями. Только с принятием Констит уции 1999 г. Финляндия стала полупрезидентской республикой.
Список литературы
-
Алебастрова И. (2023) “Представительное правление и плебисцитарная демократия: новая попытка гармонизации на постсоциалистическом пространстве” // Сравнительное конституционное обозрение, № 3 (154): 14-44.
-
Баев В.Г. (2010) Германский конституционализм (конец XVIII - первая треть XX в.): Историко-правовое исследование. М.: Юрлит-информ. EDN: QRPNZD
-
Варнавский А.Г. (2010) “Смешанная (полупрезидентская) форма государственного правлени я: причины и условия становления, факторы трансформации в современных условиях” // Социально-экономические я вления и процессы, № 4: 102-106.
-
Вебер М. (1990) “Политика как призвание и профессия” // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс: 644-706.
-
Вебер М. (2003a) “Парламент и правительство в новой Германии” // Вебер М. Политические работы (1895-1919). М.: Праксис: 107-299.
-
Вебер М. (2003b) “Будущая государственная форма Германии” // Вебер М. Политические работы (1895-1919). М.: Праксис: 343-393.
-
Вебер М. (2003c) “Рейхспрезидент” // Вебер М. Политические работы (1895-1919). М.: Праксис: 399-403.
-
Вебер М. (2016) Хозяйство и общество: Очерки понимающей социологии. Т. 1. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. EDN: XZYVED
-
Вирт Н.Ф. (2023) “Германский протестантизм и религиозные аспекты Веймарской конституции 1919 года” // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология, № 3: 59-65. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/his-tory/2023/03/2023-03-08.pdf (проверено 27.02.2024). EDN: AAADEW
-
Голосов Г.В. (2012) Демократия в России: инструкция по сборке. СПб.: БХВ-Петербург. EDN: QONVAF
-
Драбкин Я.С. (1958) Революция 1918-1919 гг. в Германии: Краткий очерк. М.: Изд-во социально-экономической литературы.
-
Зазнаев О.И. (2007) "Парламентаризация полупрезидентской системы (на примере Финляндии)" // Ученые записки Казанского государственного университета, т. 149, кн. 3: 100-111. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_250524448/149_3_gum_7.pdf (проверено 27.02.2024).
-
Зорькин В.Д. и Л.В.Лазарев, ред. (2009) Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: ЭКСМО.
-
Иванян Э.А., ред. (2001) Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша (1789-2001 гг.) с историческим комментарием. М.: Стратегия.
-
Констан Б. (2000) "Принципы политики, пригодные для всякого правления" //Французский классический либерализм: Сборник. М.: РОССПЭН: 23-262.
-
"Конституция Германского рейха от 11 августа 1919 г". // 100(0) ключевых документов по германской истории в 20 веке. URL: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0002_wrv&l=ru&object=translation (проверено 26.03.2024).
-
Конституция Соединенных Штатов Америки. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (проверено 26.03.2024).
-
Кутафин О.Е. (2012) Глава государства. М.: Проспект.
-
Масловский М.В. (2020) "Веберовский анализ плебисцитарного господства и дискуссия о множественных модернах" // Социология власти, т. 32, № 4: 107-122. EDN: SRTLDF
-
Мейнваринг С. (2006) "Президентское правление, многопартийность и демократия: трудное сочетание" // Иноземцев В.Л. и Б.Г.Капустин, ред. Теория и практика демократии: Избранные тексты. М.: Ладомир: 223-227.
-
Мигранян А.М. (1989) "Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс" // Вопросы философии, № 6: 148-158.
-
Окуньков Л.А. (1996) Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М.: ИНФРА-М; Норма. EDN: TGJFWD
-
Радченко В.И. (1995) Президент Российской Федерации в системе разделения властей. Автореф. дисс.. канд. юр. наук. Саратов: Саратовская государственная академия права. EDN: NLIPDJ
-
Сафоклов Г. (2022) "Стабилизирующий фактор или катализатор разбалансировки? К вопросу о внедрении института.,нейтральной власти арбитра" в конституционный строй правовых государств и в систему управления Православной Церкви" // Ермилов П.В. и М.В.Грацианский, ред. Понятие первенства: Истоки и контексты. М.: Изд-во ПСТГУ: 421-490.
-
Слеженков В.В. (2020) "Полупрезидентская (смешанная) республика: исторические корни и проблемные аспекты терминологии (опыт французской политико-правовой науки)" // Advances in Law Studies, т. 7, № 4: 16-20.
-
Страшун Б.А., ред. (1999) Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х т. Т. 1-2. М.: БЕК.
-
Тебаев Д.Б. (2023) Конституционно-правовой статус высшего должностного лица Республики Казахстан. Автореф. дисс.. канд. юр. наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. EDN: ICIMPO
-
Хаффнер С. (1983) Революция в Германии 1918/19: Как это было в действительности. М.: Прогресс.
-
Чиркин В.Е. (2010) Глава государства: Сравнительно-правовое исследование. М.: Норма; ИНФРА-М.
-
Шаблинский И.Г. (2020) "Формы правления в Финляндии: эволюция и исторический контекст" //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, № 5: 21-34. EDN: WYBEJC
-
Шайо А. (2001) Самоограничение власти: Краткий курс конституционализма. М.: Юрист.
-
Шайо А. и Уитц Р. (2021) Конституция свободы: Введение в юридический конституционализм. М.: Институт права и публичной политики*.
-
Шмитт К. (2010) "Учение о конституции (фрагмент)" // Шмитт К. Государство и политическая форма. М.: Издательский дом Высшей школы экономики: 33-65.
-
Юдин Г.** (2021) "Россия как плебисцитарная демократия" // Социологическое обозрение, т. 20, № 2: 9-47. URL: https://typeset.io/pdf/russia-as-a-plebiscitary-democracy-4j9omlu3dj.pdf (проверено 27.02.2024).
-
Baehr P. (1989) "Weber and Weimar: The.,Reich President" Proposals" // Politics, vol. 9, no. 1: 20-25.
-
Linz J.J. (1990) "The Perils of Presidentialism" //Journal of Democracy, vol. 1, no. 1: 51-69.
-
Mommsen W.J. (2004) Max Weber und die deutsche Politik, 1890-1920. Tübingen: Mohr Siebeck.
-
Wilson W. (1917) Constitutional Government in United States. New York: Columbia University Press.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предпринята попытка проанализировать основные тенденции в развитии понятия и научного направления публичной политики. Несмотря на то что на протяжении более полутора десятилетий это понятие и направление активно внедряются в российский научный оборот и систему образования, дискуссия о предметном поле и практической значимости публичной политики далека от завершения. Россия не гомогенна в своих поисках базовых смыслов публичной политики, в зарубежных научных школах тоже существуют разные трактовки данного понятия, которые отличаются друг от друга не только с теоретико-методологической, но и с политико-идеологической точек зрения. По мнению автора, для того чтобы понять многогранность и практический смысл публичной политики, следует учитывать тот социально-политический контекст, в котором это направление родилось и развивалось. Будучи изначально продуктом социально-политических и ценностных изменений второй половины XX в., концептуальная рамка публичной политики помогла исследователям, политикам, бюрократам и гражданам по-иному взглянуть на то, каким образом можно выстраивать коммуникацию между государством и обществом, как сделать процесс принятия решений более проблемно ориентированным и приближенным к реальной жизни людей. Вместе с тем автор указывает на отсутствие единого ответа на порожденные публичной политикой вопросы, выделяя две основные традиции в ее осмыслении, первая из которых ставит на первое место государство и государственное управление, тогда как вторая делает упор на роль гражданского общества. Россия находится сегодня в процессе выработки собственных смыслов публичной политики, которые бы адекватно отражали потребности государства и общества, способствовали выстраиванию эффективной коммуникации между ними в целях повышения качества принимаемых решений. Настоящую статью следует рассматривать как продолжение соответствующей дискуссии, крайне важной для российского научного сообщества как в теоретическом, так и в практическом плане.
Бурная социально-политическая динамика в России 1990-х годов, представленная через череду кризисов и поворотных событий, соотнесена в статье с концепцией механизмов российских исторических циклов. Перечислены основные этапы динамики - комплексы взаимосвязанных событий, меняющих расстановку сил, структурные условия и направленность последующих процессов. Приведен перечень главных акторов и социальных групп, участвовавших в политической динамике того периода: верховная власть, реформаторы, инсайдеры, олигархи, ставленники спецслужб, «просоветская» и демократическая оппозиция, регионалы, городской образованный класс, рабочие и шахтерские движения, «простой народ». По заключению автора, быстрые масштабные изменения в политике 1990-х годов, как и прежде, происходили в параметрическом пространстве с осями «государственный успех» и «свобода». Переходы осуществлялись между фазами, характерными для гораздо более продолжительных циклов исторического прошлого России, - «кризис», «либерализация», «авторитарный откат», «распад государства», «военно-политический триумф». Вместе с тем механизм общей смены демократического тренда и нарастания авторитарных тенденций нуждается в уточнении. Предложена фазовая модель, объясняющая эту смену через закономерности стратегий, используемых верховной властью в ответ на вызовы-угрозы при разных условиях. Слабость и провалы государственной политики при дефиците ресурсов вели к массовому разочарованию, делегитимации верховной власти и политики реформ, что проявлялось на выборах, вдохновляло приверженцев реставрации. Рост соответствующих угроз приводил к ставке на административные и силовые меры. При накоплении достаточных ресурсов эти меры становились успешными, получали положительное подкрепление. При каждом кризисе верховная власть одерживала победу, при этом снижалась коллегиальная разделенность власти, а реформы теряли изначальную направленность на экономическую свободу, подъем малого и среднего бизнеса, рост демократии. Как следствие, возможности политической модернизации не были реализованы, уступив место авторитарным трендам.
В статье представлена оригинальная классификация паттернов трансформации партийных систем стран ЕС под влиянием институционализации нового постиндустриального размежевания. Опираясь на теории размежеваний и пространственной конкуренции и задействовав базы данных о позиционировании партий, электоральные индексы и статистику, автор попытался выделить основные траектории трансформации европейских партийных систем в период с 1990 по 2023 г. и определить факторы, ответственные за различия между ними. В ходе исследования было выявлено пять паттернов, соотносимых с воздействием двух ключевых параметров. Первым из них выступила структурная специфика условий партийной конкуренции в посткоммунистических и иных странах ЕС, связанная с различием между старыми структурированными и новыми волатильными партийными системами. Вторым - принадлежность партийно-политической системы страны к мажоритарно-поляризованному или коалиционно-консенсусному типу по классификации Аренда Лейпхарта: если в одном случае институционализация нового размежевания часто порождала радикальный слом старой конфигурации партий с появлением мощных популистских сил, то в другом - плавный рост фрагментации с оттоком голосов в пользу разнообразных новых партий и усложнением процесса формирования коалиций. Относительную значимость для ряда стран показали также такие факторы, как уровень социально-экономического развития, этноцентричность политики, тип избирательной системы и устойчивость социального государства. В свою очередь гипотезы о важности исходной конфигурации партийных систем, времени образования новых партий и географической близости стран подтверждения не получили.
Статья посвящена роли религиозного фактора в контексте социально-политического развития современных обществ на фоне военно-политической конфронтации. Происходящие процессы анализируются на нескольких уровнях - национальном, международном и церковном. Отталкиваясь от постсекулярной парадигмы и используя акторный и идентитарный подходы, авторы рассматривают религиозное измерение украинского кризиса. Особое внимание уделяется ситуации в мировом православии. Раскрываются причины, по которым основная линия размежевания в современном христианстве образовалась именно в его православном сегменте и оказалась тесно вплетена в самый масштабный международно-политический кризис первой четверти XXI в. Показывается, что украинский кризис оказывает дестабилизирующее влияние на ситуацию в мировом православии, актуализируя старые конфликты и создавая новые очаги напряжения. Констатировав, что украинский кризис послужил триггером и катализатором динамики в самых разных сферах, охватив значительное число разнотипных акторов, авторы вместе с тем указывают, что социально-политическое развитие в контексте религиозного фактора имеет более глубокие корни. С их точки зрения, наблюдаемые явления и процессы свидетельствуют о формировании новых моделей взаимодействия между государством, обществом и церковью в рамках постсекулярного или традиционалистского дискурса, что в свою очередь связано со стремительным утверждением нового научно-технологического уклада. По заключению авторов, как уже не раз бывало в истории, религиозный фактор приобретает ключевое значение в определении базовых черт новой эпохи. Происходящая на наших глазах трансформация Модерна в нечто иное не ведет к «отключению» данного фактора, но, напротив, превращает его в важную составляющую формулы нового жизнеустройства. Украинский конфликт активизирует поиск постсекулярных моделей социально-политического развития в западном политическом ареале. При этом Россия и собственно Запад движутся разными путями, так как российская модель ближе к досекулярным практикам.
В статье представлен концептуальный анализ гражданской религии как особой формы сопряжения сакрального и политического. Констатировав необходимость обращения социальных исследователей к религиозной стороне жизни общества в целом и ее политическим импликациям в частности, автор пытается не только реконструировать генеалогию термина «гражданская религия», но и проследить различия между гражданской и политической религией. На основе анализа происхождения концепта гражданской религии автор показывает, что его компоненты - «гражданский» и «религиозный» - были привнесены из двух совершенно разных по духу источников: социальной философии Жан-Жака Руссо и социологического проекта Эмиля Дюркгейма. Роберту Белла удалось совместить эвристики обоих источников и предложить специфический язык описания внешне секулярных, но внутренне религиозных обществ. Тщательно проанализировав три выделенных Белла признака гражданской религии, автор уделяет особое внимание ее функционированию в качестве коммуникативной среды - специфического набора ценностей, табуирующих либо стимулирующих артикуляцию тех или иных политических вопросов. Коммуникативная среда не только обеспечивает удовлетворение нужд государства, в рамках которого установлен гражданско-религиозный культ, но и поддерживает консенсус относительно базовых ценностей, подрыв которых чреват полной дезинтеграцией общества. По заключению автора, чтобы говорить о наличии в политии гражданской религии, эта полития должна отвечать нескольким условиям, включая безусловный консенсус в отношении сакрализуемых ценностей, телеологически и ценностно обоснованное принятие политических решений, а также «топологический» характер развертывания политического культа. В этом и кроется главная причина относительной редкости подобной формы политической жизни.
Либерально-эгалитарная концепция, сформулированная в «Теории справедливости» Джона Ролза, по сей день вызывает активные дискуссии. К числу критиков этой концепции относятся, в частности, Родион Белькович и Сергей Виноградов, по мнению которых ролзианцы неизбежно оказываются перед дилеммой: им нужно отвергнуть либо принцип различия, либо эгалитаризм удачи, причем любое из этих решений ведет к размыванию базовых оснований теории Ролза. В статье представлен детальный анализ аргументации Бельковича и Виноградова, показывающий, что поставленная ими дилемма является ложной по трем основаниям. Во-первых, в ней смазывается различие между эгалитаризмом удачи и «строгим эгалитаризмом», предполагающим полное уравнивание доходов и богатства в обществе. Эгалитаристы удачи не поддерживают идею абсолютного равенства в распределении, считая справедливым неравенство, отражающее ответственность людей за их собственный выбор. Во-вторых, ролзианский эгалитаризм, по сути, отождествляется с эгалитаризмом удачи, тогда как это два четко различимых подхода. В-третьих, аргумент похитителя, с помощью которого доказывается несовместимость принципа различия с эгалитаризмом удачи, не является доводом против принципа различия. Его применимость ограничена лишь теми контекстами, где принцип различия встраивается как посылка в «аргумент от поощрения», а тот в свою очередь выдвигается потенциальными бенефициарами такого поощрения. По заключению автора, приведенные соображения однозначно свидетельствуют о том, что никакого выбора между эгалитаризмом удачи и принципом различия перед ролзианцами не стоит, и предложенную Бельковичем и Виноградовым критику теории Ролза следует признать безосновательной.
На фоне устойчивого роста интереса политических философов к гражданским конфликтам в целом, понятие гражданской войны остается относительно малоизученным. Многослойная генеалогия данного концепта включает в себя элементы существенно различающихся подходов к его определению. Уже в античной философии прослеживаются две несовпадающие линии интерпретации феномена гражданских войн: греческий stasis и римский bellum civile. В последние годы понятие stasis возвращается в научный оборот благодаря обращению к нему Николь Лоро, Джоржо Агамбена и ряда других авторов. В то же время при осмыслении гражданских войн по-прежнему доминирует подход, опирающийся преимущественно на их римскую трактовку, исходящую из монистической социально-онтологической модели и имеющую серьезные ограничения применительно к современным условиям. В статье анализируются основные особенности восприятия феномена гражданских войн в древнегреческой и римской философии. С опорой на тексты Платона и Аристотеля, в наиболее систематическом виде сформулировавших теорию stasis, показывается, что признание возможности преодоления лишь наиболее острых внешних проявлений stasis, но не принципиального его искоренения неизбежно накладывает отпечаток на оценку значимости плюрализма в жизни политической общности, интерпретацию действий побежденной стороны и «политику памяти». В связи с этим рассматривается, каким образом представление о гражданском конфликте как о соприродном жизни полиса явлении и в известном смысле неизбежном зле может вновь оказаться актуальным в контексте философских и политических дискуссий XXI в.
Статья посвящена изучению репрезентации государства как ценности в речах депутатов Государственной Думы с точки зрения образа будущего России. В качестве отправной точки авторы использовали модель пентабазиса, где образ будущего представлен в виде пяти элементов, одним из которых является государство, интерпретируемое через доверие к политическим институтам. Теоретической основой исследования послужила концепция Стейна Роккана и его последователей, согласно которой формирование государства предполагает выстраивание социокультурных границ, обозначающих принадлежность к политическому сообществу, а его эмпирической базой - стенограммы выступлений депутатов по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам на пленарных заседаниях Госдумы VII-VIII созывов. Исследование осуществлялось методом дискурс-анализа. Полученные авторами результаты отчетливо демонстрируют серьезную озабоченность отечественных парламентариев проблемой доверия. Хотя решения по наиболее принципиальным вопросам принимаются консенсусом, депутаты ощущают дефицит доверия у отдельных групп населения, что требует от них дополнительных усилий по обоснованию своих инициатив. К числу тем, к которым они чаще всего обращаются, можно отнести социальное государство, отношения «центр - регионы», экономическое развитие. При этом они редко напрямую касаются перспектив отечественных политических институтов, а также темы образа будущего в целом, что может быть связано как с дефицитом стратегических идей, так и с внешними ограничителями парламентского дискурса.
В статье предпринята попытка взглянуть на тему советского прошлого с точки зрения политического мифотворчества. Согласно исходной посылке исследования, любая идеология в восприятии массового сознания представляет собой прежде всего набор мифов. Одновременно предполагается, что мифы наиболее действенны, когда остаются имплицитными и влияют на массовое сознание не напрямую, а в фоновом режиме. При экспликации они подвергаются массированной критике и становятся менее убедительными для значительной части аудитории. Отмечается, что на протяжении почти всего постсоветского периода тема советского прошлого присутствовала в межпартийной дискуссии больше в качестве фона и поэтому выступала главным образом как мифология. Ее присутствие выливалось в основном в противостояние между коммунистами и остальной частью политического спектра («коммунисты против всех»). В период с 1993 по 2003 г. такое противостояние оказывало существенное влияние на массовое политическое сознание и занимало в нем как минимум второе место. С 2010-х годов на смену этому противостоянию пришло другое - «все против либералов», проявившееся в том числе в дискуссии по вопросам советского прошлого. Неся на себе отпечаток имперско - патриотической мифологии, оно не было явно эксплицированным, а на уровне политической повестки камуфлировалось тематикой советского прошлого. Превращение последней из «мифа» в «повестку» ставило советскую мифологию под огонь критики, выводя из-под удара мифологию имперско-патриотическую.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru