В статье представлен концептуальный анализ гражданской религии как особой формы сопряжения сакрального и политического. Констатировав необходимость обращения социальных исследователей к религиозной стороне жизни общества в целом и ее политическим импликациям в частности, автор пытается не только реконструировать генеалогию термина «гражданская религия», но и проследить различия между гражданской и политической религией. На основе анализа происхождения концепта гражданской религии автор показывает, что его компоненты - «гражданский» и «религиозный» - были привнесены из двух совершенно разных по духу источников: социальной философии Жан-Жака Руссо и социологического проекта Эмиля Дюркгейма. Роберту Белла удалось совместить эвристики обоих источников и предложить специфический язык описания внешне секулярных, но внутренне религиозных обществ. Тщательно проанализировав три выделенных Белла признака гражданской религии, автор уделяет особое внимание ее функционированию в качестве коммуникативной среды - специфического набора ценностей, табуирующих либо стимулирующих артикуляцию тех или иных политических вопросов. Коммуникативная среда не только обеспечивает удовлетворение нужд государства, в рамках которого установлен гражданско-религиозный культ, но и поддерживает консенсус относительно базовых ценностей, подрыв которых чреват полной дезинтеграцией общества. По заключению автора, чтобы говорить о наличии в политии гражданской религии, эта полития должна отвечать нескольким условиям, включая безусловный консенсус в отношении сакрализуемых ценностей, телеологически и ценностно обоснованное принятие политических решений, а также «топологический» характер развертывания политического культа. В этом и кроется главная причина относительной редкости подобной формы политической жизни.
Идентификаторы и классификаторы
Сопряжение политики и религии носит двоякий характер. С одной стороны, политические институты, черпающие свою легитимность через апелляцию к ценностям и убеждениям, требуют к себе трепетного отношения: процедуры и правила формирования институтов сами по себе ценностно и символически окрашены, ибо их функционирование есть манифестация отношения граждан к политике, строящегося на соединении символических и ценностных идеалов. С другой стороны, политические решения, принимаемые сообразно ценностям, близким к религиозным, способствуют распространению власти государственных институтов, использующих собственную моральную легитимность в политических целях для «создания у граждан религиозного ощущения»10. Филипп Горски называет это сопряжение «политической религией»
Список литературы
-
Белла Р. (1972) “Социология религии” // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс: 265-281.
-
Дюркгейм Э. (2018) Элементарные формы религиозной жизни: Тотемическая система в Австралии. М.: Издательский дом “Дело”.
-
Легойда В.Р. (2002) “Гражданская религия: pro et contra” // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, № 2: 54-65.
-
Макиавелли Н. (1990) Государь. М.: Планета.
-
“Нетаньяху вступил в должность министра обороны Израиля”. (2018) // Ведомости, 19.11. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2018/11/19/786784-netanyahu (проверено 14.03.2023).
-
“Нетаньяху огласил принципы формирования политики будущего правительства Израиля”. (2013) // Вести, 23.01. URL: https://www.vesti.ru/article/1986001 (проверено 14.03.2023).
-
Руссо Ж.-Ж. (2000а) “Об общественном договоре, или Принципы политического права” // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц: 195-322.
-
Руссо Ж.-Ж. (2000b) “О политической экономии” //Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц: 151-194.
-
Страссольдо Р. (2000) “Модель центра-периферии и границы систем: культурологический аспект” // Празаускас А.А., сост. Этнос и политика: Хрестоматия. М.: Изд-во УРАО: 213-216.
-
Уолцер М. (2000) О терпимости. М.: Дом интеллектуальной книги. EDN: TZNMAF
-
Эттингер Ш., ред. (2001) История еврейского народа. М.: Мосты культуры.
-
Arnow D. (1994) "Toward a Psychology of Jewish Identity: A Multi - dimensional Approach" // Journal of Jewish Communal Service, vol. 71, no. 1: 29-36.
-
Beiner R. (2011) Civil Religion: A Dialogue in the History of Political Philosophy. New York: Cambridge University Press.
-
Bellah R.N. (1967) "Civil Religion in America" // Daedalus, vol. 96, no. 1: 1-21. URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/20027022.pdf?acceptTC =true (accessed on 14.03.2023).
-
Berger P.L. (1967) The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion. Garden City, New York: Doubleday.
-
Casanova J. (1994) Public Religions in the Modern World. Chi cago: University of Chicago Press.
-
Cohen M.J. (2011) "Zionism and British Imperialism II: Imperial Financing in Palestine" // Journal of Israeli History: Politics, Society, Culture, vol. 30, no. 2: 115-139.
-
Cristi M. and L.Dawson. (1996) "Civil Religion in Comparative Perspective: Chile under Pinochet (1973-1989)" // Social Compass, vol. 43, no. 3: 319-338.
-
DeLue S.M. (1997) Political Thinking, Political Theory, and Civil Society. Boston: Allyn and Bacon.
-
Demerath N.J. and R.Williams. (1985) "Civil Religion in an Uncivil Society" // Annals of the American Academy of Political and Social Science, vol. 480, no. 1: 154-165. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/254077131_Civil_Religion_in_an_Uncivil_Society (accessed on 14.03.2023).
-
Fowler R.B., A.D.Hertzke, L.R.Olson, and K.R. den Dulk. (2010) Religion and Politics in America: Faith, Culture, and Strategic Choices. Boulder: Westview Press.
-
Frazer G. (2012) The Religious Beliefs of America's Founders: Reason, Revelation, and Revolution. Lawrence: University Press of Kansas.
-
Gentile E. (2005) "Political Religion: A Concept and Its Critics - A Critical Survey" // Totalitarian Movements and Political Religions, vol. 6, no. 1: 19-32. URL: https://www.sci-hub.ru/ (accessed on 14.03.2023). DOI: 10.1080/14690760500099770
-
Gorski P. (2003) The Disciplinary Revolution: Calvinism and the Rise of the State in Early Modern Europe. Chicago: University of Chicago Press.
-
Hammond Ph.E. (1976) "The Sociology of American Civil Religion: A Bibliographic Essay" // Sociological Analysis, vol. 37, no. 2: 169-182.
-
Israel - Basic Laws. URL: https://www.lawandisrael.org/library/topical/israel-law/?doing_wp_cron=1676111502.4327230453491210937500 (accessed on 16.03.2023).
-
Kenneth A. (2005) Explorations in Classical Sociological Theory: Seeing the Social World. Thousand Oaks: Pine Forge Press.
-
Liebman C.S. and E.Don-Yehiya. (1983) Civil Religion in Israel: Traditional Judaism and Political Culture in the Jewish State. Berkeley: University of California Press.
-
Noone J.B. (1980) Rousseau's Social Contract: A Conceptual Analysis. Athens: University of Georgia Press.
-
"PM Netanyahu Appears before the Economic Club of Washington". (2018) // The Embassy of Israel to the United States, 7.03. URL: https://embassies.gov.il/washington/NewsAndEvents/Pages/PM-Netanyahu-ap-pears-before-the-Economic-Club-of-Washington-7-March-2018.aspx (accessed on 16.03.2023).
-
PM Netanyahu's Statement with Health Ministry Director General Moshe Bar Siman Tov at the Prime Minister's Residence in Jerusalem. (2020) URL: https://www.gov.il/en/departments/news/event_statement010420 (accessed on 16.03.2023).
-
Richey R.E and D.G.Jones, eds. (1974) The American Civil Religion. New York: Harper and Row.
-
Shils E. (1975) Center and Periphery: Essays in Macrosociology. Chicago: University of Chicago Press.
-
Shils E. (1988) "Center and Periphery: An Idea and Its Career, 1935-1987" // Greenfeld L. and M.Martin, eds. Center: Ideas and Institutions. Chicago, London: University of Chicago Press: 250-282.
-
Stark R. and R.Finke. (2000) Acts of Faith: Explaining the Human Side of Religion. Berkeley: University of California Press.
-
Taylor C. (2003) Sources of the Self: The Making of the Modern Identity. Cambridge (MA): Harvard University Press.
-
Van Deth J. and E.Scarbrough, eds. (1995) The Impact of Values. Oxford, New York: Oxford University Press.
-
Warner R.S. (1993) "Work in Progress: Toward a New Paradigm for the Sociological Study of Religion in the United States" // American Journal of Sociology, vol. 98, no. 5: 1044-1093.
-
Weber M. (1958) The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. New York: Scribner.
-
West T.G. (2007) Vindicating the Founders: Race, Sex, Class, and Justice in the Origins of America. Lanham: Rowman and Littlefield.
-
Wilson J. (1986) "Common Religion in American Society" // Rouner L.S., ed. Civil Religion and Political Theology. Notre Dame: University of Notre Dame Press: 111-125.
-
Wilson J.F. (1971) "The Status of.,Civil Religion" in America" // Smith E.A., ed. The Religion of the Republic. Philadelphia: Fortress Press: 1-21.
-
Wimberley R.C. and W.H.Swatos, Jr. (1999) "Civil Religion" //Swatos W.H., Jr., ed. Encyclopedia of Religion and Society. Walnut Creek: AltaMira Press. URL: http://hirr.hartsem.edu/ency/civil rel.htm (accessed on 12.03.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предпринята попытка проанализировать основные тенденции в развитии понятия и научного направления публичной политики. Несмотря на то что на протяжении более полутора десятилетий это понятие и направление активно внедряются в российский научный оборот и систему образования, дискуссия о предметном поле и практической значимости публичной политики далека от завершения. Россия не гомогенна в своих поисках базовых смыслов публичной политики, в зарубежных научных школах тоже существуют разные трактовки данного понятия, которые отличаются друг от друга не только с теоретико-методологической, но и с политико-идеологической точек зрения. По мнению автора, для того чтобы понять многогранность и практический смысл публичной политики, следует учитывать тот социально-политический контекст, в котором это направление родилось и развивалось. Будучи изначально продуктом социально-политических и ценностных изменений второй половины XX в., концептуальная рамка публичной политики помогла исследователям, политикам, бюрократам и гражданам по-иному взглянуть на то, каким образом можно выстраивать коммуникацию между государством и обществом, как сделать процесс принятия решений более проблемно ориентированным и приближенным к реальной жизни людей. Вместе с тем автор указывает на отсутствие единого ответа на порожденные публичной политикой вопросы, выделяя две основные традиции в ее осмыслении, первая из которых ставит на первое место государство и государственное управление, тогда как вторая делает упор на роль гражданского общества. Россия находится сегодня в процессе выработки собственных смыслов публичной политики, которые бы адекватно отражали потребности государства и общества, способствовали выстраиванию эффективной коммуникации между ними в целях повышения качества принимаемых решений. Настоящую статью следует рассматривать как продолжение соответствующей дискуссии, крайне важной для российского научного сообщества как в теоретическом, так и в практическом плане.
Бурная социально-политическая динамика в России 1990-х годов, представленная через череду кризисов и поворотных событий, соотнесена в статье с концепцией механизмов российских исторических циклов. Перечислены основные этапы динамики - комплексы взаимосвязанных событий, меняющих расстановку сил, структурные условия и направленность последующих процессов. Приведен перечень главных акторов и социальных групп, участвовавших в политической динамике того периода: верховная власть, реформаторы, инсайдеры, олигархи, ставленники спецслужб, «просоветская» и демократическая оппозиция, регионалы, городской образованный класс, рабочие и шахтерские движения, «простой народ». По заключению автора, быстрые масштабные изменения в политике 1990-х годов, как и прежде, происходили в параметрическом пространстве с осями «государственный успех» и «свобода». Переходы осуществлялись между фазами, характерными для гораздо более продолжительных циклов исторического прошлого России, - «кризис», «либерализация», «авторитарный откат», «распад государства», «военно-политический триумф». Вместе с тем механизм общей смены демократического тренда и нарастания авторитарных тенденций нуждается в уточнении. Предложена фазовая модель, объясняющая эту смену через закономерности стратегий, используемых верховной властью в ответ на вызовы-угрозы при разных условиях. Слабость и провалы государственной политики при дефиците ресурсов вели к массовому разочарованию, делегитимации верховной власти и политики реформ, что проявлялось на выборах, вдохновляло приверженцев реставрации. Рост соответствующих угроз приводил к ставке на административные и силовые меры. При накоплении достаточных ресурсов эти меры становились успешными, получали положительное подкрепление. При каждом кризисе верховная власть одерживала победу, при этом снижалась коллегиальная разделенность власти, а реформы теряли изначальную направленность на экономическую свободу, подъем малого и среднего бизнеса, рост демократии. Как следствие, возможности политической модернизации не были реализованы, уступив место авторитарным трендам.
Статья посвящена анализу полупрезидентской, или смешанной, модели (системы) власти. Особый интерес к подобной конструкции не в последнюю очередь обусловлен тем, что она создает благоприятные условия для авторитарной эволюции. Конечно, авторитарный режим может сформироваться и в президентской, и в парламентской моделях, но полупрезидентская содержит гораздо больший потенциал для такого развития событий. Основной ее порок состоит в том, что президент нормативно как бы ставится над всеми институтами власти, но при этом сохраняет прерогативы, не позволяющие ему оставаться политически нейтральным. Такое положение президента в системе власти искажает его политическую самоидентификацию. Он начинает воспринимать себя в качестве аналога абсолютного монарха и легальными способами монополизирует власть. Одним из отцов смешанной модели был Макс Вебер, чья идея плебисцитарного президента положила начало становлению новой разновидности республиканской формы правления, впервые закрепленной в Конституции (Веймарской) Германии 1919 г. В связи с этим автор внимательно рассматривает концепцию Вебера, его роль в разработке Веймарской конституции, а также сравнивает его взгляды с нормативной моделью, нашедшей отражение в этой Конституции. В статье показано, что хотя Веймарская конституция восприняла не все установки Вебера и гораздо дальше отдалилась от модели президентской республики, основные веберовские идеи вошли в нее в виде некоторых норм. В заключительной части статьи приведен ряд критических соображений относительно отдельных положений веберовской концепции и веймарской конструкции власти.
В статье представлена оригинальная классификация паттернов трансформации партийных систем стран ЕС под влиянием институционализации нового постиндустриального размежевания. Опираясь на теории размежеваний и пространственной конкуренции и задействовав базы данных о позиционировании партий, электоральные индексы и статистику, автор попытался выделить основные траектории трансформации европейских партийных систем в период с 1990 по 2023 г. и определить факторы, ответственные за различия между ними. В ходе исследования было выявлено пять паттернов, соотносимых с воздействием двух ключевых параметров. Первым из них выступила структурная специфика условий партийной конкуренции в посткоммунистических и иных странах ЕС, связанная с различием между старыми структурированными и новыми волатильными партийными системами. Вторым - принадлежность партийно-политической системы страны к мажоритарно-поляризованному или коалиционно-консенсусному типу по классификации Аренда Лейпхарта: если в одном случае институционализация нового размежевания часто порождала радикальный слом старой конфигурации партий с появлением мощных популистских сил, то в другом - плавный рост фрагментации с оттоком голосов в пользу разнообразных новых партий и усложнением процесса формирования коалиций. Относительную значимость для ряда стран показали также такие факторы, как уровень социально-экономического развития, этноцентричность политики, тип избирательной системы и устойчивость социального государства. В свою очередь гипотезы о важности исходной конфигурации партийных систем, времени образования новых партий и географической близости стран подтверждения не получили.
Статья посвящена роли религиозного фактора в контексте социально-политического развития современных обществ на фоне военно-политической конфронтации. Происходящие процессы анализируются на нескольких уровнях - национальном, международном и церковном. Отталкиваясь от постсекулярной парадигмы и используя акторный и идентитарный подходы, авторы рассматривают религиозное измерение украинского кризиса. Особое внимание уделяется ситуации в мировом православии. Раскрываются причины, по которым основная линия размежевания в современном христианстве образовалась именно в его православном сегменте и оказалась тесно вплетена в самый масштабный международно-политический кризис первой четверти XXI в. Показывается, что украинский кризис оказывает дестабилизирующее влияние на ситуацию в мировом православии, актуализируя старые конфликты и создавая новые очаги напряжения. Констатировав, что украинский кризис послужил триггером и катализатором динамики в самых разных сферах, охватив значительное число разнотипных акторов, авторы вместе с тем указывают, что социально-политическое развитие в контексте религиозного фактора имеет более глубокие корни. С их точки зрения, наблюдаемые явления и процессы свидетельствуют о формировании новых моделей взаимодействия между государством, обществом и церковью в рамках постсекулярного или традиционалистского дискурса, что в свою очередь связано со стремительным утверждением нового научно-технологического уклада. По заключению авторов, как уже не раз бывало в истории, религиозный фактор приобретает ключевое значение в определении базовых черт новой эпохи. Происходящая на наших глазах трансформация Модерна в нечто иное не ведет к «отключению» данного фактора, но, напротив, превращает его в важную составляющую формулы нового жизнеустройства. Украинский конфликт активизирует поиск постсекулярных моделей социально-политического развития в западном политическом ареале. При этом Россия и собственно Запад движутся разными путями, так как российская модель ближе к досекулярным практикам.
Либерально-эгалитарная концепция, сформулированная в «Теории справедливости» Джона Ролза, по сей день вызывает активные дискуссии. К числу критиков этой концепции относятся, в частности, Родион Белькович и Сергей Виноградов, по мнению которых ролзианцы неизбежно оказываются перед дилеммой: им нужно отвергнуть либо принцип различия, либо эгалитаризм удачи, причем любое из этих решений ведет к размыванию базовых оснований теории Ролза. В статье представлен детальный анализ аргументации Бельковича и Виноградова, показывающий, что поставленная ими дилемма является ложной по трем основаниям. Во-первых, в ней смазывается различие между эгалитаризмом удачи и «строгим эгалитаризмом», предполагающим полное уравнивание доходов и богатства в обществе. Эгалитаристы удачи не поддерживают идею абсолютного равенства в распределении, считая справедливым неравенство, отражающее ответственность людей за их собственный выбор. Во-вторых, ролзианский эгалитаризм, по сути, отождествляется с эгалитаризмом удачи, тогда как это два четко различимых подхода. В-третьих, аргумент похитителя, с помощью которого доказывается несовместимость принципа различия с эгалитаризмом удачи, не является доводом против принципа различия. Его применимость ограничена лишь теми контекстами, где принцип различия встраивается как посылка в «аргумент от поощрения», а тот в свою очередь выдвигается потенциальными бенефициарами такого поощрения. По заключению автора, приведенные соображения однозначно свидетельствуют о том, что никакого выбора между эгалитаризмом удачи и принципом различия перед ролзианцами не стоит, и предложенную Бельковичем и Виноградовым критику теории Ролза следует признать безосновательной.
На фоне устойчивого роста интереса политических философов к гражданским конфликтам в целом, понятие гражданской войны остается относительно малоизученным. Многослойная генеалогия данного концепта включает в себя элементы существенно различающихся подходов к его определению. Уже в античной философии прослеживаются две несовпадающие линии интерпретации феномена гражданских войн: греческий stasis и римский bellum civile. В последние годы понятие stasis возвращается в научный оборот благодаря обращению к нему Николь Лоро, Джоржо Агамбена и ряда других авторов. В то же время при осмыслении гражданских войн по-прежнему доминирует подход, опирающийся преимущественно на их римскую трактовку, исходящую из монистической социально-онтологической модели и имеющую серьезные ограничения применительно к современным условиям. В статье анализируются основные особенности восприятия феномена гражданских войн в древнегреческой и римской философии. С опорой на тексты Платона и Аристотеля, в наиболее систематическом виде сформулировавших теорию stasis, показывается, что признание возможности преодоления лишь наиболее острых внешних проявлений stasis, но не принципиального его искоренения неизбежно накладывает отпечаток на оценку значимости плюрализма в жизни политической общности, интерпретацию действий побежденной стороны и «политику памяти». В связи с этим рассматривается, каким образом представление о гражданском конфликте как о соприродном жизни полиса явлении и в известном смысле неизбежном зле может вновь оказаться актуальным в контексте философских и политических дискуссий XXI в.
Статья посвящена изучению репрезентации государства как ценности в речах депутатов Государственной Думы с точки зрения образа будущего России. В качестве отправной точки авторы использовали модель пентабазиса, где образ будущего представлен в виде пяти элементов, одним из которых является государство, интерпретируемое через доверие к политическим институтам. Теоретической основой исследования послужила концепция Стейна Роккана и его последователей, согласно которой формирование государства предполагает выстраивание социокультурных границ, обозначающих принадлежность к политическому сообществу, а его эмпирической базой - стенограммы выступлений депутатов по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам на пленарных заседаниях Госдумы VII-VIII созывов. Исследование осуществлялось методом дискурс-анализа. Полученные авторами результаты отчетливо демонстрируют серьезную озабоченность отечественных парламентариев проблемой доверия. Хотя решения по наиболее принципиальным вопросам принимаются консенсусом, депутаты ощущают дефицит доверия у отдельных групп населения, что требует от них дополнительных усилий по обоснованию своих инициатив. К числу тем, к которым они чаще всего обращаются, можно отнести социальное государство, отношения «центр - регионы», экономическое развитие. При этом они редко напрямую касаются перспектив отечественных политических институтов, а также темы образа будущего в целом, что может быть связано как с дефицитом стратегических идей, так и с внешними ограничителями парламентского дискурса.
В статье предпринята попытка взглянуть на тему советского прошлого с точки зрения политического мифотворчества. Согласно исходной посылке исследования, любая идеология в восприятии массового сознания представляет собой прежде всего набор мифов. Одновременно предполагается, что мифы наиболее действенны, когда остаются имплицитными и влияют на массовое сознание не напрямую, а в фоновом режиме. При экспликации они подвергаются массированной критике и становятся менее убедительными для значительной части аудитории. Отмечается, что на протяжении почти всего постсоветского периода тема советского прошлого присутствовала в межпартийной дискуссии больше в качестве фона и поэтому выступала главным образом как мифология. Ее присутствие выливалось в основном в противостояние между коммунистами и остальной частью политического спектра («коммунисты против всех»). В период с 1993 по 2003 г. такое противостояние оказывало существенное влияние на массовое политическое сознание и занимало в нем как минимум второе место. С 2010-х годов на смену этому противостоянию пришло другое - «все против либералов», проявившееся в том числе в дискуссии по вопросам советского прошлого. Неся на себе отпечаток имперско - патриотической мифологии, оно не было явно эксплицированным, а на уровне политической повестки камуфлировалось тематикой советского прошлого. Превращение последней из «мифа» в «повестку» ставило советскую мифологию под огонь критики, выводя из-под удара мифологию имперско-патриотическую.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru