К ВОПРОСУ О МНОГОГРАННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ (2024)
В статье предпринята попытка проанализировать основные тенденции в развитии понятия и научного направления публичной политики. Несмотря на то что на протяжении более полутора десятилетий это понятие и направление активно внедряются в российский научный оборот и систему образования, дискуссия о предметном поле и практической значимости публичной политики далека от завершения. Россия не гомогенна в своих поисках базовых смыслов публичной политики, в зарубежных научных школах тоже существуют разные трактовки данного понятия, которые отличаются друг от друга не только с теоретико-методологической, но и с политико-идеологической точек зрения. По мнению автора, для того чтобы понять многогранность и практический смысл публичной политики, следует учитывать тот социально-политический контекст, в котором это направление родилось и развивалось. Будучи изначально продуктом социально-политических и ценностных изменений второй половины XX в., концептуальная рамка публичной политики помогла исследователям, политикам, бюрократам и гражданам по-иному взглянуть на то, каким образом можно выстраивать коммуникацию между государством и обществом, как сделать процесс принятия решений более проблемно ориентированным и приближенным к реальной жизни людей. Вместе с тем автор указывает на отсутствие единого ответа на порожденные публичной политикой вопросы, выделяя две основные традиции в ее осмыслении, первая из которых ставит на первое место государство и государственное управление, тогда как вторая делает упор на роль гражданского общества. Россия находится сегодня в процессе выработки собственных смыслов публичной политики, которые бы адекватно отражали потребности государства и общества, способствовали выстраиванию эффективной коммуникации между ними в целях повышения качества принимаемых решений. Настоящую статью следует рассматривать как продолжение соответствующей дискуссии, крайне важной для российского научного сообщества как в теоретическом, так и в практическом плане.
Идентификаторы и классификаторы
В последние два десятилетия тематика публичной политики стремительно набирает популярность в российской науке и системе образования. Университеты один за другим открывают учебные программы по публичной политике, у абитуриентов и студентов растет интерес к данному направлению. Термин «публичная политика» активно внедряется как в науку, так и в российскую политико-правовую систему. Благодаря поправкам к Конституции РФ в 2020 г. появилось понятие публичной власти, объединяющее власть государственную и муниципальную. Вместе с тем научная дискуссия по поводу содержания понятия «публичная политика», его предметного поля и истории развития еще продолжается. Следует отдать должное российским авторам, которые за последние годы значительно продвинулись в осмыслении публичной политики, попытались адаптировать соответствующий термин к российским реалиям. Речь идет прежде всего о Юрии Красине, Нине Беляевой, Инне Мирошниченко, Александре Сунгурове, Ларисе Никовской, Владимире Якимце, Александре Соловьеве и ряде других ученых1 . Свои коллективы, изучающие публичную политику, сложились в МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, Кубанском университете, РАНХиГС. В 2004— 2015 гг. Российская ассоциация политической науки и Петербургский филиал НИУ ВШЭ издавали ежегодный альманах «Публичная политика», с 2017 г. выходит журнал под тем же названием. Прочие научные издания тоже стараются уделять внимание данному направлению — например, в 2022 г. журнал «Политическая наука» выпустил тематический номер, полностью посвященный публичной политике. Был организован ряд конференций, круглых столов и научных семинаров по этой тематике. Вышло несколько крупных коллективных монографий2 и учебников3 по публичной политике.
Список литературы
-
Бабинцев В.П., И.Э.Надуткина и В.А.Сапрыка. (2014) “Экспертное сообщество как субъект гражданского участия в регионе” // Власть, № 7: 5-9.
-
Беляева Н.Ю. (2007) “Публичная политика в России: сопротивление среды” // Полис. Политические исследования, № 1: 22-32. URL: https://www.politstudies.ru/files/File/2007/1/Polis-2007-1-Belyaeva.pdf (проверено 20.01.2024). EDN: HYTBSP
-
Беляева Н.Ю., ред. (2005) Публичная политика в современной России: Субъекты и институты. М.: ГУ-ВШЭ.
-
Беляева Н.Ю., ред. (2012) Аналитические сообщества в публичной политике: глобальный феномен и российские практики. М.: РАПН; РОССПЭН.
-
Брянцев И.И. и Р.В.Евстифеев. (2020) “Проблемы оценки эффективности институтов государственно-общественного управления (на примере Общественных палат Владимирской и Саратовской областей)” // Вопросы государственного и муниципального управления, № 1: 115-136. EDN: MAISPD
-
Видясова Л.А., Е.Ю.Видясов и Я.Д.Тенсина. (2019) “Исследование социального доверия информационным технологиям при предоставлении электронных государственных услуг и использовании порталов электронного участия (кейс Санкт-Петербурга)” // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 5: 43-47. URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/issue/view/14/13 (проверено 20.01.2024).
-
Гаман-Голутвина О.В., ред. (2008) Политическое управление и публичная политика XXI века. М.: РАПН; РОССПЭН.
-
Данилов Н.Ю., О.Ю.Гуров и Н.Г.Жидков, ред. (2008) Публичная политика: от теории к практике. СПб.: Алетейя.
-
Каневский П.С. (2017) “Социальные размежевания в американ-ском обществе как фактор президентской кампании 2016 г”. // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология, т. 23, № 4: 169-182.
-
Красин Ю.А., ред. (2005) Публичная политика в России. М.: Альпина Бизнес Букс.
-
Мерсиянова И.В. и Н.В.Иванова. (2018) "Партнерство государства и благотворительных фондов как стратегия повышения ресурсной обеспеченности некоммерческих организаций" //Вопросы государственного и муниципального управления, № 1: 29-46. EDN: YTZHYB
-
Мирошниченко И.В. (2014) "Публичная политика как зонтичная концепция политической науки" // Государственное управление: Электронный вестник, № 47: 354-376. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk__47._dekabr_2014_g./pravovie_i_polititcheskie_aspekti_upravlenija/miroshnichenko.pdf (проверено 20.01.2024). EDN: TFYPZL
-
Мирошниченко И.В. и Е.В.Морозова. (2022) "Публичная политика как пространство конвертации нематериальных ресурсов в факторы развития территорий" // Политическая наука, № 3: 144-163. URL: http://inion.ru/site/assets/files/7068/07_miroshnichenko-_morozova.pdf (проверено 20.01.2024). EDN: TBHZVT
-
Никовская Л.И. и В.Н.Якимец. (2011) "Типология публичной политики в российских регионах" // Социологические исследования, № 3: 224-235.
-
Никовская Л.И. и В.Н.Якимец. (2019) "Введение в предметное поле муниципальной публичной политики" // Социально-политические исследования, № 4 (5): 36-53. EDN: PXRVRF
-
Попова О.В. (2022) "Институционализация единой системы публичной власти в РФ на уровне городского управления и самоуправления" // Социально-политические исследования, № 1 (14): 5-23. EDN: PUYEUW
-
Радиков И.В., ред. (2022) Трансформации публичной политики в современной России. М.: РУСАЙНС.
-
Сморгунов Л.В. (2016) "Взаимодействие государства и бизнеса в России: от лоббирования к корпоративной публичной политике" // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, № 4 (71): 100-104. EDN: VQAQJR
-
Сморгунов Л.В. (2022) "Современные тенденции в государственном управлении: от нового государственного менеджмента к управлению публичной политикой" // Политическая наука, № 3: 100-121. URL: http://inion.ru/site/assets/files/7066/05_smorgunov.pdf (проверено 20.01.2024). EDN: CVDNKD
-
Сморгунов Л.В., ред. (2013) Сетевой анализ публичной политики. М.: РГ-Пресс.
-
Сморгунов Л.В., ред. (2015) Управление публичной политикой. М.: Аспект Пресс.
-
Сморгунов Л.В., ред. (2018) Публичная политика: Институты, цифровизация, развитие. М.: Аспект Пресс. EDN: YWHICD
-
Соловьев А.И. (2021) "Фронтирные зоны публичной политики" // Политическая наука, № 3: 183-204. URL: http://inion.ru/site/assets/files/6333/9_solov_ev.pdf (проверено 20.01.2024). EDN: XNTKUW
-
Сунгуров А.Ю. (2017) "Публичная политика: основные направления исследования (мировой и российский опыт)" // Публичная политика, № 1: 8-28. EDN: YUMGQL
-
Сунгуров А.Ю. (2022) "Публичная политика: развитие зарубежных и российских исследований" // Политическая наука, № 3: 80-99.URL: http://inion.ru/site/assets/files/7065/04_sungurov.pdf (проверено 20.01.2024). EDN: CDBVGO
-
Сунгуров А.Ю., ред. (2008) Публичное пространство, гражданское общество и власть: Опыт развития и взаимодействия. М.: РАПН; РОССПЭН.
-
Сунгуров А.Ю. и Д.А.Аркатов. (2021) "Об электронном и традиционном общественном участии в современной публичной политике" // Политическая наука, № 3: 54-71. URL: http://inion.ru/site/assets/files/6328/4_sungurov-_arkatov.pdf (проверено 20.01.2024). EDN: QEPPCI
-
Трахтенберг А.Д. (2006) "Рунет как.,публичная сфера": хабермасианский идеал и реальность" // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, т. 2, № 2: 163-168. EDN: KVIHCL
-
Устинович Е.С. и Н.В.Сергеев. (2019) "Публичная политика государственной корпорации (на примере ПАО.,ФСК ЕЗС")" // Социальная политика и социальное партнерство, № 8: 36-39. EDN: TOKHHE
-
Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". URL: https://rg.ru/documents/2021/12/27/vlast-dok.html (проверено 20.12.2023).
-
Шумпетер Й. (1995) Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика.
-
Appleby P.H. (1947) "Toward Better Public Administration" // Public Administration Review, vol. 7, no. 2: 93-99.
-
Dahl R. (1977) "On Removing Certain Impediments to Democracy in the United States" // Political Science Quarterly, vol. 92, no. 1: 1-20.
-
Fukuyama F. (2013) "The Decay of American Political Institutions" // The American Interest, vol. 9, no. 3. URL: http://www.the-american-inter-est.com/2013/12/08/the-decay-of-american-political-institutions/ (accessed on 20.12.2023).
-
Habermas J. (1996) Between Facts and Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy. Cambridge (MA): MIT Press.
-
Habermas J. (2001) "Why Europe Needs a Constitution" // New Left Review, September/October. URL: https://newleftreview.org/issues/ii11/articles/jurgen-habermas-why-europe-needs-a-constitution (accessed on 14.12.2023).
-
Habermas J. (2023) A New Structural Transformation of the Public Sphere and Deliberative Politics. Cambridge: Polity Press.
-
Heywood A. (1997) Politics. London: Macmillan.
-
Lerner D. and H.D.Lasswell, eds. (1951) The Policy Sciences: Recent Developments in Scope and Method. Stanford: Stanford University Press.
-
Nelson B. (1998) "Public Policy and Administration: An Overview" // Goodin R.E. and H.-D.Klingemann, eds. A New Handbook of Political Science. Oxford: Oxford University Press: 551-592.
-
"The Perils of Extreme Democracy". (2011) //The Economist, 20.04.2011. URL: https://www.economist.com/leaders/2011/04/20/the-per-ils-of-extreme-democracy (accessed on 15.12.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Бурная социально-политическая динамика в России 1990-х годов, представленная через череду кризисов и поворотных событий, соотнесена в статье с концепцией механизмов российских исторических циклов. Перечислены основные этапы динамики - комплексы взаимосвязанных событий, меняющих расстановку сил, структурные условия и направленность последующих процессов. Приведен перечень главных акторов и социальных групп, участвовавших в политической динамике того периода: верховная власть, реформаторы, инсайдеры, олигархи, ставленники спецслужб, «просоветская» и демократическая оппозиция, регионалы, городской образованный класс, рабочие и шахтерские движения, «простой народ». По заключению автора, быстрые масштабные изменения в политике 1990-х годов, как и прежде, происходили в параметрическом пространстве с осями «государственный успех» и «свобода». Переходы осуществлялись между фазами, характерными для гораздо более продолжительных циклов исторического прошлого России, - «кризис», «либерализация», «авторитарный откат», «распад государства», «военно-политический триумф». Вместе с тем механизм общей смены демократического тренда и нарастания авторитарных тенденций нуждается в уточнении. Предложена фазовая модель, объясняющая эту смену через закономерности стратегий, используемых верховной властью в ответ на вызовы-угрозы при разных условиях. Слабость и провалы государственной политики при дефиците ресурсов вели к массовому разочарованию, делегитимации верховной власти и политики реформ, что проявлялось на выборах, вдохновляло приверженцев реставрации. Рост соответствующих угроз приводил к ставке на административные и силовые меры. При накоплении достаточных ресурсов эти меры становились успешными, получали положительное подкрепление. При каждом кризисе верховная власть одерживала победу, при этом снижалась коллегиальная разделенность власти, а реформы теряли изначальную направленность на экономическую свободу, подъем малого и среднего бизнеса, рост демократии. Как следствие, возможности политической модернизации не были реализованы, уступив место авторитарным трендам.
Статья посвящена анализу полупрезидентской, или смешанной, модели (системы) власти. Особый интерес к подобной конструкции не в последнюю очередь обусловлен тем, что она создает благоприятные условия для авторитарной эволюции. Конечно, авторитарный режим может сформироваться и в президентской, и в парламентской моделях, но полупрезидентская содержит гораздо больший потенциал для такого развития событий. Основной ее порок состоит в том, что президент нормативно как бы ставится над всеми институтами власти, но при этом сохраняет прерогативы, не позволяющие ему оставаться политически нейтральным. Такое положение президента в системе власти искажает его политическую самоидентификацию. Он начинает воспринимать себя в качестве аналога абсолютного монарха и легальными способами монополизирует власть. Одним из отцов смешанной модели был Макс Вебер, чья идея плебисцитарного президента положила начало становлению новой разновидности республиканской формы правления, впервые закрепленной в Конституции (Веймарской) Германии 1919 г. В связи с этим автор внимательно рассматривает концепцию Вебера, его роль в разработке Веймарской конституции, а также сравнивает его взгляды с нормативной моделью, нашедшей отражение в этой Конституции. В статье показано, что хотя Веймарская конституция восприняла не все установки Вебера и гораздо дальше отдалилась от модели президентской республики, основные веберовские идеи вошли в нее в виде некоторых норм. В заключительной части статьи приведен ряд критических соображений относительно отдельных положений веберовской концепции и веймарской конструкции власти.
В статье представлена оригинальная классификация паттернов трансформации партийных систем стран ЕС под влиянием институционализации нового постиндустриального размежевания. Опираясь на теории размежеваний и пространственной конкуренции и задействовав базы данных о позиционировании партий, электоральные индексы и статистику, автор попытался выделить основные траектории трансформации европейских партийных систем в период с 1990 по 2023 г. и определить факторы, ответственные за различия между ними. В ходе исследования было выявлено пять паттернов, соотносимых с воздействием двух ключевых параметров. Первым из них выступила структурная специфика условий партийной конкуренции в посткоммунистических и иных странах ЕС, связанная с различием между старыми структурированными и новыми волатильными партийными системами. Вторым - принадлежность партийно-политической системы страны к мажоритарно-поляризованному или коалиционно-консенсусному типу по классификации Аренда Лейпхарта: если в одном случае институционализация нового размежевания часто порождала радикальный слом старой конфигурации партий с появлением мощных популистских сил, то в другом - плавный рост фрагментации с оттоком голосов в пользу разнообразных новых партий и усложнением процесса формирования коалиций. Относительную значимость для ряда стран показали также такие факторы, как уровень социально-экономического развития, этноцентричность политики, тип избирательной системы и устойчивость социального государства. В свою очередь гипотезы о важности исходной конфигурации партийных систем, времени образования новых партий и географической близости стран подтверждения не получили.
Статья посвящена роли религиозного фактора в контексте социально-политического развития современных обществ на фоне военно-политической конфронтации. Происходящие процессы анализируются на нескольких уровнях - национальном, международном и церковном. Отталкиваясь от постсекулярной парадигмы и используя акторный и идентитарный подходы, авторы рассматривают религиозное измерение украинского кризиса. Особое внимание уделяется ситуации в мировом православии. Раскрываются причины, по которым основная линия размежевания в современном христианстве образовалась именно в его православном сегменте и оказалась тесно вплетена в самый масштабный международно-политический кризис первой четверти XXI в. Показывается, что украинский кризис оказывает дестабилизирующее влияние на ситуацию в мировом православии, актуализируя старые конфликты и создавая новые очаги напряжения. Констатировав, что украинский кризис послужил триггером и катализатором динамики в самых разных сферах, охватив значительное число разнотипных акторов, авторы вместе с тем указывают, что социально-политическое развитие в контексте религиозного фактора имеет более глубокие корни. С их точки зрения, наблюдаемые явления и процессы свидетельствуют о формировании новых моделей взаимодействия между государством, обществом и церковью в рамках постсекулярного или традиционалистского дискурса, что в свою очередь связано со стремительным утверждением нового научно-технологического уклада. По заключению авторов, как уже не раз бывало в истории, религиозный фактор приобретает ключевое значение в определении базовых черт новой эпохи. Происходящая на наших глазах трансформация Модерна в нечто иное не ведет к «отключению» данного фактора, но, напротив, превращает его в важную составляющую формулы нового жизнеустройства. Украинский конфликт активизирует поиск постсекулярных моделей социально-политического развития в западном политическом ареале. При этом Россия и собственно Запад движутся разными путями, так как российская модель ближе к досекулярным практикам.
В статье представлен концептуальный анализ гражданской религии как особой формы сопряжения сакрального и политического. Констатировав необходимость обращения социальных исследователей к религиозной стороне жизни общества в целом и ее политическим импликациям в частности, автор пытается не только реконструировать генеалогию термина «гражданская религия», но и проследить различия между гражданской и политической религией. На основе анализа происхождения концепта гражданской религии автор показывает, что его компоненты - «гражданский» и «религиозный» - были привнесены из двух совершенно разных по духу источников: социальной философии Жан-Жака Руссо и социологического проекта Эмиля Дюркгейма. Роберту Белла удалось совместить эвристики обоих источников и предложить специфический язык описания внешне секулярных, но внутренне религиозных обществ. Тщательно проанализировав три выделенных Белла признака гражданской религии, автор уделяет особое внимание ее функционированию в качестве коммуникативной среды - специфического набора ценностей, табуирующих либо стимулирующих артикуляцию тех или иных политических вопросов. Коммуникативная среда не только обеспечивает удовлетворение нужд государства, в рамках которого установлен гражданско-религиозный культ, но и поддерживает консенсус относительно базовых ценностей, подрыв которых чреват полной дезинтеграцией общества. По заключению автора, чтобы говорить о наличии в политии гражданской религии, эта полития должна отвечать нескольким условиям, включая безусловный консенсус в отношении сакрализуемых ценностей, телеологически и ценностно обоснованное принятие политических решений, а также «топологический» характер развертывания политического культа. В этом и кроется главная причина относительной редкости подобной формы политической жизни.
Либерально-эгалитарная концепция, сформулированная в «Теории справедливости» Джона Ролза, по сей день вызывает активные дискуссии. К числу критиков этой концепции относятся, в частности, Родион Белькович и Сергей Виноградов, по мнению которых ролзианцы неизбежно оказываются перед дилеммой: им нужно отвергнуть либо принцип различия, либо эгалитаризм удачи, причем любое из этих решений ведет к размыванию базовых оснований теории Ролза. В статье представлен детальный анализ аргументации Бельковича и Виноградова, показывающий, что поставленная ими дилемма является ложной по трем основаниям. Во-первых, в ней смазывается различие между эгалитаризмом удачи и «строгим эгалитаризмом», предполагающим полное уравнивание доходов и богатства в обществе. Эгалитаристы удачи не поддерживают идею абсолютного равенства в распределении, считая справедливым неравенство, отражающее ответственность людей за их собственный выбор. Во-вторых, ролзианский эгалитаризм, по сути, отождествляется с эгалитаризмом удачи, тогда как это два четко различимых подхода. В-третьих, аргумент похитителя, с помощью которого доказывается несовместимость принципа различия с эгалитаризмом удачи, не является доводом против принципа различия. Его применимость ограничена лишь теми контекстами, где принцип различия встраивается как посылка в «аргумент от поощрения», а тот в свою очередь выдвигается потенциальными бенефициарами такого поощрения. По заключению автора, приведенные соображения однозначно свидетельствуют о том, что никакого выбора между эгалитаризмом удачи и принципом различия перед ролзианцами не стоит, и предложенную Бельковичем и Виноградовым критику теории Ролза следует признать безосновательной.
На фоне устойчивого роста интереса политических философов к гражданским конфликтам в целом, понятие гражданской войны остается относительно малоизученным. Многослойная генеалогия данного концепта включает в себя элементы существенно различающихся подходов к его определению. Уже в античной философии прослеживаются две несовпадающие линии интерпретации феномена гражданских войн: греческий stasis и римский bellum civile. В последние годы понятие stasis возвращается в научный оборот благодаря обращению к нему Николь Лоро, Джоржо Агамбена и ряда других авторов. В то же время при осмыслении гражданских войн по-прежнему доминирует подход, опирающийся преимущественно на их римскую трактовку, исходящую из монистической социально-онтологической модели и имеющую серьезные ограничения применительно к современным условиям. В статье анализируются основные особенности восприятия феномена гражданских войн в древнегреческой и римской философии. С опорой на тексты Платона и Аристотеля, в наиболее систематическом виде сформулировавших теорию stasis, показывается, что признание возможности преодоления лишь наиболее острых внешних проявлений stasis, но не принципиального его искоренения неизбежно накладывает отпечаток на оценку значимости плюрализма в жизни политической общности, интерпретацию действий побежденной стороны и «политику памяти». В связи с этим рассматривается, каким образом представление о гражданском конфликте как о соприродном жизни полиса явлении и в известном смысле неизбежном зле может вновь оказаться актуальным в контексте философских и политических дискуссий XXI в.
Статья посвящена изучению репрезентации государства как ценности в речах депутатов Государственной Думы с точки зрения образа будущего России. В качестве отправной точки авторы использовали модель пентабазиса, где образ будущего представлен в виде пяти элементов, одним из которых является государство, интерпретируемое через доверие к политическим институтам. Теоретической основой исследования послужила концепция Стейна Роккана и его последователей, согласно которой формирование государства предполагает выстраивание социокультурных границ, обозначающих принадлежность к политическому сообществу, а его эмпирической базой - стенограммы выступлений депутатов по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам на пленарных заседаниях Госдумы VII-VIII созывов. Исследование осуществлялось методом дискурс-анализа. Полученные авторами результаты отчетливо демонстрируют серьезную озабоченность отечественных парламентариев проблемой доверия. Хотя решения по наиболее принципиальным вопросам принимаются консенсусом, депутаты ощущают дефицит доверия у отдельных групп населения, что требует от них дополнительных усилий по обоснованию своих инициатив. К числу тем, к которым они чаще всего обращаются, можно отнести социальное государство, отношения «центр - регионы», экономическое развитие. При этом они редко напрямую касаются перспектив отечественных политических институтов, а также темы образа будущего в целом, что может быть связано как с дефицитом стратегических идей, так и с внешними ограничителями парламентского дискурса.
В статье предпринята попытка взглянуть на тему советского прошлого с точки зрения политического мифотворчества. Согласно исходной посылке исследования, любая идеология в восприятии массового сознания представляет собой прежде всего набор мифов. Одновременно предполагается, что мифы наиболее действенны, когда остаются имплицитными и влияют на массовое сознание не напрямую, а в фоновом режиме. При экспликации они подвергаются массированной критике и становятся менее убедительными для значительной части аудитории. Отмечается, что на протяжении почти всего постсоветского периода тема советского прошлого присутствовала в межпартийной дискуссии больше в качестве фона и поэтому выступала главным образом как мифология. Ее присутствие выливалось в основном в противостояние между коммунистами и остальной частью политического спектра («коммунисты против всех»). В период с 1993 по 2003 г. такое противостояние оказывало существенное влияние на массовое политическое сознание и занимало в нем как минимум второе место. С 2010-х годов на смену этому противостоянию пришло другое - «все против либералов», проявившееся в том числе в дискуссии по вопросам советского прошлого. Неся на себе отпечаток имперско - патриотической мифологии, оно не было явно эксплицированным, а на уровне политической повестки камуфлировалось тематикой советского прошлого. Превращение последней из «мифа» в «повестку» ставило советскую мифологию под огонь критики, выводя из-под удара мифологию имперско-патриотическую.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru