В условиях современного общества, где цифровые технологии становятся неотъемлемой частью жизни, необходимы понимание их влияния на психическое здоровье, поведение людей; оценка форм и содержания рисков негативного воздействия, способов защиты от него. Поэтому исследование влияния информационно-цифрового пространства на индивидуально-психологические особенности пользователей интернета, определяющих их психологическую резильентность, является актуальным. Цель — изучение психологической резильентности личности пользователя интернета к негативному воздействию и апробация коррекционно-развивающей программы формирования психологической резильентности. Материалы и методы. Использовались количественные и качественные методы, включая анкетирование и глубинное интервью. В выборке участвовали 402 человека. Были применены следующие методики: Индекс погруженности в интернетсреду (Л. А. Регуш и др.), Методика оценки изменений границ (МИГ-ТС-2) Е. И. Рассказовой, А. Ш. Тхостова, Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, Шкала базисных убеждений (WAS) в адаптации М. А. Падун и А. В. Котельниковой, Шкала самоуважения М. Розенберга, а также статистические методы обработки данных. Результаты и обсуждение. Установлены высокие корреляционные связи между показателями, характеризующими вовлеченность в информационно-цифровое пространство, и локусом контроля понятия «жизнь», образом «Я», убеждением о контроле, субъективным благополучием, самоуважением, рефлексивностью и др. Апробирована коррекционно-развивающая программа развития психологической резильентности, которая показала свою эффективность. Выводы. Исследование подчеркивает необходимость разработки стратегий для управления цифровым поведением пользователей в целях минимизации негативных последствий и повышения психологической резильентности в условиях информационного общества.
В подготовке инженеров, экономистов, специалистов IT-сферы одно из центральных мест занимает математическая подготовка. При этом важным залогом успешного изучения математики в вузе является освоение базовых понятий школьной математики. В статье проводится оценка сформированности базовых знаний (на примере темы «Векторы») у первокурсников различных направлений подготовки как необходимого условия формирования математических компетенций при обучении в вузе. Для достижения цели исследования авторы выявили элементы содержания темы в различных школьных учебниках, проанализировали достаточность объема и разнообразия задачного материала и на этой основе соотнесли результаты выполнения заданий по теме «Векторы» на ЕГЭ-2024 (профильный уровень) с предъявляемыми требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. Было обнаружено некоторое рассогласование между содержанием и уровнем сложности заданий и заявленными метапредметными результатами, которые они должны проверять. Обработка результатов проведенного среди первокурсников тестирования показала, что есть определенные статистические различия в уровне усвоения знаний по теме «Векторы» студентами различных направлений подготовки, что следует учитывать школьным учителям математики при подготовке обучающихся, а также преподавателям математических дисциплин в вузах.