Рассматривается институциональное развитие и эволюция Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с 2001 г. по настоящее время. Авторы выделяют и характеризуют этапы и вехи развития организации, а также изучают нормативную базу и организационную структуру ШОС. Показано, что современная организационная структура ШОС, сформировавшаяся в процессе длительной и противоречивой эволюции, включает ряд подсистем, которые наряду с основополагающими принципами деятельности обеспечивают жизнеспособность и развитие ШОС в будущем. Ненаправленный тематический контент-анализ 120 официальных документов ШОС позволил выявить основные направления деятельности ШОС, характер эволюции организации и в конечном итоге этапы ее институционального развития. Первый этап (2001-2004 гг.) связан с институциональным становлением организации, второй (2004-2008 гг.) - характеризуется интенсивным продвижением и минимальной сложностью торгово-экономических, гуманитарных и культурных инициатив. Третий этап (2008-2014 гг.) демонстрирует некоторое ослабление импульса развития ШОС, тогда как четвертый этап (с 2015 г.) обусловлен стремлением вывести ШОС на качественно новый уровень с ростом эффективности сотрудничества во всех сферах. Количественный контент-анализ частоты и динамики употребления репрезентативных ключевых слов одного из видов официальных документов ШОС - деклараций, принятых по итогам саммитов глав государств - членов организации, позволил обосновать тезис о постепенном усложнении, детализации и специализации направлений деятельности ШОС, выявить и охарактеризовать динамику ее приоритетов. В целом контент-анализ показывает, что ШОС в своем развитии прошла несколько этапов, отличающихся качественной спецификой, сохраняя при этом четкий приоритет вопросов безопасности, отражающий значимость традиционных и новых угроз. Сделан вывод о функционировании на платформе ШОС многоуровневого взаимодействия по обеспечению региональной безопасности и сотрудничества при одновременном развитии как многосторонних, в том числе с внешними акторами, так и двусторонних его форматов, что свидетельствует о формировании новой модели регионализма в условиях становления многополярного мира.
Авторы статьи характеризуют важнейшие социально-демографические показатели учащихся государственных трудовых резервов в 1940—1950-е годы. Исследование базируется на математико-статистических методах анализа делопроизводственной документации государственных трудовых резервов. В работе проводится детальный анализ таких показателей, как пол, возраст, место проживания, социальное положение, уровень образования, национальность и состояние здоровья учащихся ремесленных / железнодорожных училищ и школ ФЗО. Обоснованы выводы о неоднородности учащихся трудовых резервов по отдельным социо-демографическим показателям; зависимости социального портрета учащихся от типа учебного заведения (училище / школа); динамическое изменение социально-демографических показателей на различных этапах развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров в период 1940 — второй половины 1950-х годов. Отмечается, что социально-демографические характеристики можно считать социокультурными маркерами неформального портрета учащихся трудовых резервов, детерминирующими поведенческие практики и ментальные установки этой социальной группы. Результаты исследования могут быть применены при исследовании эволюции системы профессионально-технического образования.
Введение. Создание в 1940 г. государственных трудовых резервов СССР сопровождалось формированием специфической социокультурной среды, которая до настоящего времени остается практически не изученной.
Постановка задачи. Цель исследования – выявление устойчивых, целостных образов учащихся, составляющих основу их «парадного портрета», заданных официальной государственной идеологией и практикой функционирования системы государственных трудовых резервов как совокупности характерных черт поведения и поступков, а также ментальных установок этой социальной группы.
Методика и методология исследования. Методологической базой исследования выступали концепции исторической имагологии, структурно-семиотического направления теории рецепции. В работе применялся синтез макро- и микроподходов исторического исследования, направленных на реконструкцию целостных образов учащихся на основе методов контент-анализа различных источников: официальных нормативно-правовых и делопроизводственных документов, газетных публикаций, художественной литературы и советских плакатов.
Результаты. 1. Выделено четыре устойчивых, целостных образа учащихся системы государственных трудовых резервов, в основе которых лежали поведенческие практики и ментальные представления, составляющие их «парадный портрет». 2. «Парадность» представлена идеальными образами, недостижимыми обычным человеком со своими интересами, жизненными условиями, потребностями. 3. Несмотря на формирование специфической социокультурной среды и обособленности учащейся рабочей молодежи, выделенные образы «парадности» были типичными и ничем не отличались от большинства социальных групп советского общества.
Выводы. Результаты исследования представляют реконструкцию целостных образов учащихся и могут использоваться при исследовании повседневности и социокультурного портрета учащейся молодежи в советский период.