В статье сформулированы определения профицита и избыточного парка грузовых вагонов на железнодорожной сети, изложены методические положения по определению резервов и дефицитов вместимости путевого развития, вычисления избыточного парка грузовых вагонов в границах объектов железнодорожной инфраструктуры и подразделений железнодорожной сети, численной оценки его влияния на показатели эксплуатационной работы, на потери объемов перевозок грузов и снижение показателей надежности транспортного обслуживания.
Излагаются результаты исследования динамики изменения парка грузовых вагонов, влияния избыточности парка на эффективность и результативность работы сети железных дорог. Представлены назначение, область действия, основные принципы и допущения, периодичность расчетов и положения Методики оценки возможностей железнодорожной инфраструктуры для пропуска объемов перевозок грузов и порожних грузовых вагонов. Возможности и потребности инфраструктуры определяются гибридным модельным комплексом, объединяющим результаты имитационных расчетов с сетевой потоковой моделью. Представлены алгоритмы расчета взаимозависимостей функциональной емкости и допустимого уровня использования пропускной способности элементов железнодорожной сети. Определен порядок оценки допустимых размеров движения поездов и вагонопотоков с учетом потерь пропускной способности из-за отказов технических средств и технологических нарушений, а также с учетом заданий по отправлению поездов, задержанных в продвижении, и по нормализации рабочего парка вагонов.