В статье сформулированы определения профицита и избыточного парка грузовых вагонов на железнодорожной сети, изложены методические положения по определению резервов и дефицитов вместимости путевого развития, вычисления избыточного парка грузовых вагонов в границах объектов железнодорожной инфраструктуры и подразделений железнодорожной сети, численной оценки его влияния на показатели эксплуатационной работы, на потери объемов перевозок грузов и снижение показателей надежности транспортного обслуживания.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Электротехника
В Центре эксплуатации железных дорог и взаимодействия транспортных систем АО «Институт экономики и развития транспорта» ежемесячно ведутся расчеты избыточного парка грузовых вагонов, его технологических и экономических последствий. С учетом накопленного опыта подготовлена новая редакция Методики расчета показателей работы вагонных парков, позволяющих осуществлять мониторинг, анализ и оценку влияния избыточности парков на эффективность и результативность работы сети (далее – Методика), предназначенной для применения при:
Список литературы
1. Инструкция по расчету пропускной и провозной способностей железных дорог ОАО “РЖД”: утв. распоряжением ОАО “РЖД” от 4 марта 2022 г. № 545/р в редакции распоряжений от 16 дек. 2022 г. № 3340/р и от 14 февр. 2023 г. № 324/р [Электронный ресурс]. - URL: https://meganorm.ru/mega_doc/norm/vedomost_forma/0/instruktsiya_po_raschetu_propusknoy_i_provoznoy_sposobnostey.html (дата обращения: 13.01.2025).
2. Сайбаталов Р.Ф. Методы устранения затруднений в работе полигонов железнодорожной сети, связанных с избыточным парком грузовых вагонов // Транспорт Урала. - 2013. - № 4. - С. 32-37.
3. Методика проведения исследований проектов развития железнодорожных станций и линий с определением “узких мест”, влияния на пропускные и перерабатывающие способности, рациональной технологии и прогнозируемых эксплуатационных показателей с использованием аппарата математического моделирования: утв. распоряжением ОАО “РЖД” от 09.01.2018 №2/р. - Доступ через Консультант Плюс (дата обращения: 14.04.2025).
4. Козлов П.А. Оптимизация развития транспортных узлов и полигонов на основе имитационного моделирования // Бюл. ученого совета АО “ИЭРТ”. - 2023. - № 8-2. - С. 30-40.
5. Технология макромоделирования транспортных узлов / П.А. Козлов, Н.А. Тушин, В.Ю. Пермикин, И.Г. Слободянюк // Транспорт Урала. - 2014. - № 3. - С. 3-6.
6. Петров А.С., Дмитриев Е.О., Николаев К.Ю. Типовые модули имитационного расчета крупных железнодорожных узлов // Упр. развитием крупномасштаб. систем (MLSD’2019): Материалы двенадцатой междунар. конф., Москва, 01-03 окт. 2019 г. / под общ. ред. С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. - М.: Междунар. науч.-исслед. ин-т проблем упр. РАН, 2019. - С. 633-644.
7. Методы гибридной технологии имитационного моделирования при выборе вариантов реконструктивных мероприятий по развитию железнодорожных направлений и крупных узлов / А.Ф. Бородин, А.А. Кравченко, К.Ю. Николаев, А.С. Петров, А.А. Сухов, В.С. Колокольников, Е.Н. Тимухина // Упр. развитием крупномасштаб. систем (MLSD’2021): Тр. Четырнадцатой междунар. конф., Москва, 27-29 сент. 2021 г. / под общ. ред. С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. - М.: Ин-т проблем упр. им. В.А. Трапезникова РАН, 2021. - С. 963-971.
8. Опыт применения в прикладных разработках и пути развития системы имитационного моделирования железнодорожных узлов и направлений / А.Ф. Бородин, К.Ю. Николаев, Е.О. Дмитриев, А.В. Сугоровский, А.С. Петров, А.А. Сухов // Бюл. ученого совета АО “ИЭРТ”. - 2023. - № 8-1. - С. 14-34.
9. Автоматизированная система организации вагонопотоков: современные теория и практика / А.Ф. Бородин, Д.М. Вербов, Д.В. Рубцов, П.О. Новиков // Железнодорожный транспорт. - 2021. - № 11. - С. 4-17.
10. Некрашевич В.И., Апатцев В.И. Управление эксплуатацией локомотивов. - М.: Рос. ун-т транспорта (МИИТ), 2018. - 426 с.
11. Нормы времени на маневровые работы, выполняемые на железнодорожных станциях ОАО “РЖД”, нормативы численности бригад маневровых локомотивов: утв. ОАО “РЖД” 08 февр. 2007 г. - М.: Техинформ, 2007. - 102 с.
12. Инструктивные указания по организации вагонопотоков на железных дорогах ОАО “РЖД”: утв. распоряжением ОАО “РЖД” от 29 дек. 2018 г. № 2872/р. - Доступ через Консультант Плюс (дата обращения: 14.04.2025).
13. Расчет пропускной способности железных дорог / Е.В. Архангельский, Н.А. Воробьев, Н.А. Дроздов, Р.И. Мирошниченко, Л.Г. Сегал. - М.: Транспорт, 1977. - 312 с.
14. Бородин А.Ф., Панин В.В. Автоматизированная система прогноза ресурсов сети // Железнодорожный транспорт. - 2017. - № 4. - С. 18-27.
15. Бородин А.Ф., Николаев К.Ю. Алгоритмы планирования и анализа скорости доставки груженых отправок в грузовых вагонах // Бюл. ученого совета АО “ИЭРТ”. - 2024. - № 9. - С. 50-58.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен опыт разработки программного комплекса для проектирования новых железнодорожных линий, основанного на использовании цифровых моделей рельефа и геоинформационных систем. Представлены функциональные возможности разработанного программного обеспечения. Приведены примеры применения для проектирования железнодорожных линий в сложных географических условиях.
В статье анализируются современные методы проектирования железнодорожных линий с использованием цифровых моделей рельефа (ЦМР), таких как SRTM, ASTER GDEM и ALOS AW3D30. Также рассмотрены программные инструменты для работы с ЦМР. Отмечено, что применение ЦМР повышает точность трассирования и снижает затраты на проектирование.
Исследование посвящено анализу инфраструктурно-транспортного и социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Предлагаемая методология исследования заключается в нахождении транспортных и региональных взаимосвязей с использованием корреляционного (в т. ч. ранговая корреляция) и логико-аналитического методов, квартилировании регионов по экономическому критерию (ВРП), в анализе относительной весомости квартилей по основным инфраструктурным и региональным показателям, в разработке инфраструктурно-транспортно-экономических портретов регионов.
В статье рассматривается проблема накопления избыточных парков вагонов на участках железнодорожной сети. Отражены причины появления избыточной концентрации подвижного состава в местах выгрузки. Сформулированы предложения по повышению эффективности управления вагонными парками на сети железных дорог общего пользования.
В статье рассматриваются перспективы развития внутригородских железнодорожных перевозок во Владивостоке как ключевого элемента транспортного каркаса. Проект направлен на улучшение транспортной доступности, снижение нагрузки на дорожную сеть и повышение качества жизни населения.
Рассмотрены несколько подходов к оценке резерва пропускной способности двухпутных участков железных дорог на основе аналитических и имитационных моделей. Показаны потенциальные запасы при интервальном регулировании и внедрении автоведения, использование которых могло бы повысить пропускную способность участков и направлений железных дорог на 20-25 %, и причины, по которым этого не происходит. Именно интервальное регулирование может дать наибольший прирост пропускной способности. Также на примере одного из участков показано, что переход с 8-минутного интервала на 5-минутный дает эффект не более 10 %.
В статье рассматривается динамика роста показателя «Статическая нагрузка на вагон». Описана методика расчета размеров грузового движения, приведены основные расчетные формулы и выходные таблицы полученных данных.
Решена задача преодоления участка с тяжелыми горными условиями путем повышения эффективности использования парка локомотивов, резервов железнодорожных станций. Оптимальное распределение тяговых ресурсов и пунктов переработки поездов позволит увеличить объем перевозки в порты Дальнего Востока на 19,4 млн тонн в год.
В статье отражены результаты развития научной сферы АО «ИЭРТ» в 2024 г., включая развитие методического и цифрового инструментария, деятельности ученого совета, сотрудничества с научными партнерами, расширение направлений подготовки кадров высшей квалификации и др. Освещена целенаправленная работа, благодаря которой корпоративное издание «Бюллетень ученого совета АО «ИЭРТ» в 2024 г. достигло уровня наукометрических показателей ведущих отраслевых научных журналов (двухлетний импакт-фактор составил 0,69).
Дорогие коллеги!
В 2025 году Институт экономики и развития транспорта отмечает 85-летие (с момента своего образования 15 марта 1940 г.).
Издательство
- Издательство
- ИЭРТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105066, г Москва, Басманный р-н, ул Новорязанская, д 24
- Юр. адрес
- 105066, г Москва, Басманный р-н, ул Новорязанская, д 24
- ФИО
- Румянцев Сергей Валерьевич (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://iedt.ru/