В статье представлен опыт разработки программного комплекса для проектирования новых железнодорожных линий, основанного на использовании цифровых моделей рельефа и геоинформационных систем. Представлены функциональные возможности разработанного программного обеспечения. Приведены примеры применения для проектирования железнодорожных линий в сложных географических условиях.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Электротехника
Проектирование железнодорожных линий является сложным и многогранным процессом, требующим учета множества факторов, таких как рельеф местности, гидрологические и геологические условия, экологические ограничения и экономическая целесообразность. Традиционные методы проектирования, основанные на ручных расчетах и локальных картах, зачастую оказываются недостаточно эффективными в условиях современного темпа развития транспортной инфраструктуры. Они требуют значительных временных и финансовых затрат, а также не всегда обеспечивают необходимую точность и надежность, внесение изменений или разработка альтернативных вариантов требует дополнительных затрат.
Список литературы
1. Google Карты [Электронный ресурс]. - URL: https://www.google.ru/maps (дата обращения: 12.02.2025).
2. OpenStreetMap [Электронный ресурс]. - URL: https://www.openstreetmap.org (дата обращения: 12.02.2025).
3. Bing Карты [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bing.com/maps (дата обращения: 12.02.2025).
4. Викимапия [Электронный ресурс]. - URL: https://wikimapia.org (дата обращения: 12.02.2025).
5. VotEtoVid [Электронный ресурс]. - URL: https://votetovid.ru (дата обращения: 12.02.2025).
6. FrexOSM [Электронный ресурс]. - URL: https://frexosm.ru (дата обращения: 12.02.2025).
7. Viewfinder Panoramas [Электронный ресурс]. - URL: https://viewfinderpanoramas.org (дата обращения: 12.02.2025).
8. СП 119.13330.2024 “СНиП 32-01-95. Железные дороги колеи 1520 мм” / Минстрой России. - M., 2024. - V, 223 с.
9. СП 237.1326000.2015 Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования / Минтранс России. - М., 2015. - 57 с.
10. Методика определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования: утв. приказом Минтранса России от 8 июля 2018 г. № 266 [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/542629643?ysclid=m73bbk0k48995838763 (дата обращения: 12.02.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются современные методы проектирования железнодорожных линий с использованием цифровых моделей рельефа (ЦМР), таких как SRTM, ASTER GDEM и ALOS AW3D30. Также рассмотрены программные инструменты для работы с ЦМР. Отмечено, что применение ЦМР повышает точность трассирования и снижает затраты на проектирование.
Исследование посвящено анализу инфраструктурно-транспортного и социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Предлагаемая методология исследования заключается в нахождении транспортных и региональных взаимосвязей с использованием корреляционного (в т. ч. ранговая корреляция) и логико-аналитического методов, квартилировании регионов по экономическому критерию (ВРП), в анализе относительной весомости квартилей по основным инфраструктурным и региональным показателям, в разработке инфраструктурно-транспортно-экономических портретов регионов.
В статье рассматривается проблема накопления избыточных парков вагонов на участках железнодорожной сети. Отражены причины появления избыточной концентрации подвижного состава в местах выгрузки. Сформулированы предложения по повышению эффективности управления вагонными парками на сети железных дорог общего пользования.
В статье рассматриваются перспективы развития внутригородских железнодорожных перевозок во Владивостоке как ключевого элемента транспортного каркаса. Проект направлен на улучшение транспортной доступности, снижение нагрузки на дорожную сеть и повышение качества жизни населения.
В статье сформулированы определения профицита и избыточного парка грузовых вагонов на железнодорожной сети, изложены методические положения по определению резервов и дефицитов вместимости путевого развития, вычисления избыточного парка грузовых вагонов в границах объектов железнодорожной инфраструктуры и подразделений железнодорожной сети, численной оценки его влияния на показатели эксплуатационной работы, на потери объемов перевозок грузов и снижение показателей надежности транспортного обслуживания.
Рассмотрены несколько подходов к оценке резерва пропускной способности двухпутных участков железных дорог на основе аналитических и имитационных моделей. Показаны потенциальные запасы при интервальном регулировании и внедрении автоведения, использование которых могло бы повысить пропускную способность участков и направлений железных дорог на 20-25 %, и причины, по которым этого не происходит. Именно интервальное регулирование может дать наибольший прирост пропускной способности. Также на примере одного из участков показано, что переход с 8-минутного интервала на 5-минутный дает эффект не более 10 %.
В статье рассматривается динамика роста показателя «Статическая нагрузка на вагон». Описана методика расчета размеров грузового движения, приведены основные расчетные формулы и выходные таблицы полученных данных.
Решена задача преодоления участка с тяжелыми горными условиями путем повышения эффективности использования парка локомотивов, резервов железнодорожных станций. Оптимальное распределение тяговых ресурсов и пунктов переработки поездов позволит увеличить объем перевозки в порты Дальнего Востока на 19,4 млн тонн в год.
В статье отражены результаты развития научной сферы АО «ИЭРТ» в 2024 г., включая развитие методического и цифрового инструментария, деятельности ученого совета, сотрудничества с научными партнерами, расширение направлений подготовки кадров высшей квалификации и др. Освещена целенаправленная работа, благодаря которой корпоративное издание «Бюллетень ученого совета АО «ИЭРТ» в 2024 г. достигло уровня наукометрических показателей ведущих отраслевых научных журналов (двухлетний импакт-фактор составил 0,69).
Дорогие коллеги!
В 2025 году Институт экономики и развития транспорта отмечает 85-летие (с момента своего образования 15 марта 1940 г.).
Издательство
- Издательство
- ИЭРТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105066, г Москва, Басманный р-н, ул Новорязанская, д 24
- Юр. адрес
- 105066, г Москва, Басманный р-н, ул Новорязанская, д 24
- ФИО
- Румянцев Сергей Валерьевич (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://iedt.ru/