Публикации автора

АВТОРИТЕТ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ОСНОВАНИЯ И ФАКТОРЫ, ТИПОЛОГИЯ И ОЦЕНКА (2025)

Статья посвящена изучению феномена «авторитет личности» и выполнена в рамках дискуссии об общественной роли данного феномена, которую он может играть в группе, профессиональном сообществе, например, в педагогическом. Представлены результаты поиска детерминантов и инвариантов, оснований и факторов, которые в совокупности позволят рассмотреть авторитет личности педагога как в динамике, так и в статике, осуществить типологизацию и квалиметрически оценить свойства. Методологическую основу исследования составляют концепции развития педагогических организаций, образовательного менеджмента в сочетании с теориями межличностных коммуникаций, группового развития обучающихся, общенаучными принципами системности и объективности, включая аналогию, сущностно-содержательный анализ и типологизацию. Дана авторская интерпретация структуры и содержания феномена «авторитет личности» на примере преподавателя высшей школы, характеристика типологического ряда авторитета личности, контекст в котором он рассматривается, качественные критерии и количественные индикаторы позволяющие комплексно оценить свойства авторитета личности в педагогическом коллективе.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Афанасьев Илья Владимирович
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ (2025)

В статье дан ретроспективный анализ академических и прикладных исследований зарубежных авторов по проблеме воздействия на учителя негативных факторов, следствием которых являются стресс, выгорание, эмоциональное истощение, которые, в конечном счете, приводят к тревоге и депрессивным состояниям психики субъекта педагогической практики. Представлен широкий спектр фактических данных, наглядно показывающих серьезность психологических проблем в профессиональной деятельности учителя во всех странах мира. Раскрыты основные причины стресса, такие как выгорание, тревога и депрессия, которые имеют множественные последствия, включая отрицательное влияние на здоровье, благополучие и педагогическую деятельность. Рассмотрены факторы, которые позволяют укрепить психологическое здоровье учителя и снизить стресс, связанный с его образовательной деятельностью.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Афанасьев Илья Владимирович
Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА (2025)

В статье представлены результаты ретроспективного анализа отечественного опыта организация предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Даны характеристики основных направлений академических и прикладных исследований и стратегий организации предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Отмечено, что ядро первой стратегии составляют «проектирование-программа-среда-школа», второй - адаптивная интеграция школы и вузов, третьей - сетевая структура. Рассмотрены подходы, принципы и организационно-педагогические условия, реализация которых обеспечивает результативность предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Выявлены свойства и определены тренды дальнейшего совершенствования механизмов организации предпрофессионального образования и профильного обучения детей.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Афанасьев Илья Владимирович
Сохранить в закладках