В статье сделана попытка охарактеризовать Е. Ю. Рогачеву в качестве известного деятеля педагогики и истории педагогики международного уровня, которая изучила, перевела с иностранных языков и ввела в научный оборот десятки и сотни архивных и малоизученных материалов, установила связи со многими зарубежными авторами. Вместе с этим для нас важно было отнести ее имя к той плеяде ученых, которые участвовали в кардинальной перестройке историко-педагогической науки на рубеже XX – XXI столетий, а также показать, что её роль в этом плане совершенно недооценена в нашей науке.
Проблема предупреждения делинквентного поведения осужденных, создания условий для их психолого-педагогической поддержки, коррекции и снижения рецидивности является одной из приоритетных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Статья посвящена исследованию психолого-педагогических условий, необходимых для профилактики делинквентности осужденных. Такими условиями могут стать организация целенаправленного воздействия на уровень агрессивности, нейротизма осужденных, работа по саморегуляции их поведения, повышение уровня сотрудничества между осужденными и сотрудниками уголовно-исполнительной системы.