В статье сделана попытка охарактеризовать Е. Ю. Рогачеву в качестве известного деятеля педагогики и истории педагогики международного уровня, которая изучила, перевела с иностранных языков и ввела в научный оборот десятки и сотни архивных и малоизученных материалов, установила связи со многими зарубежными авторами. Вместе с этим для нас важно было отнести ее имя к той плеяде ученых, которые участвовали в кардинальной перестройке историко-педагогической науки на рубеже XX – XXI столетий, а также показать, что её роль в этом плане совершенно недооценена в нашей науке.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
В итоговом тезисе своего доклада Е. Ю. Рогачева делала вывод: «Курс истории педагогики в системе подготовки учителя в нашей стране строится таким образом, что в нем явно теряется национальный аспект.
Список литературы
1. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. II (XVIII - XX вв.): Эксперим : учеб. пособие. М. : Изд. АПН СССР, 1989. 265 с.
2. Педагогика и образование в зеркале исторической рефлексии : кол. моногр. М. : Академия социального управления, 2015. 384 с.
3. Рогачева Е. Ю. Биографический подход к изучению истории педагогики (к постановке вопроса) // Современные проблемы историко-педагогических исследований : тез. докл. и выступ. на XII сес. Научного Совета по проблемам истории образования и пед. науки. М. : Ин-т ТПиМИО РАО, 1992. С. 36 - 38.
4. Рогачева Е. Ю. Биография как история // Диалог продолжается… : сб. науч. тр. / Владим. гос. пед. ун-т ; сост.: Л. И. Богомолова, Л. А. Кирсанова, Е. Ю. Рогачева, Е. Н. Селиверстова. Владимир, 1995. С. 57 - 64.
5. Рогачева Е. Ю. Восприятие идей Джона Дьюи в Стране восходящего солнца // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 4 (28). С. 135 - 146.
6. Рогачева Е. Ю. Джон Дьюи: от юбилея к юбилею (к 160-летию со дня рождения) // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 1 (49). С. 68 - 79.
7. Рогачева Е. Ю. Джон Дьюи: педагогические эксперименты в семье и школе : монография. Владимир : Транзит-ИКС, 2015. 170 с.
8. Рогачева Е. Ю. Диалектика взаимодействия общечеловеческого и национального в построении курсов истории педагогики // Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе : программа сес. и тез. выступ. ее участников 21 - 22 мая 1991 г. М. : НИИ ТиИП, 1991. С. 199 - 200.
9. Рогачева Е. Ю. Международные проекты Феликса Ароновича Фрадкина (1933 - 1993) // «Разыскатель истины» Феликс Аронович Фрадкин. Современная педагогика и образование в теоретико-методологическом поле Ф. А. Фрадкина (к 90-летию со дня рождения) : монография. М. : Изд. проект «А и Б», 2024. С. 71 - 92.
10. Рогачева Е. Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст : монография. Владимир, 2005. 333 с.
11. Рогачева Е. Ю. Педагогика как «мыслящая система» в свете проблемы ценностных ориентаций в образовании // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования : тез. докл. и выступ. на XV сес. Научного совета по проблемам истории образования и пед. науки. М. : ИТПиМИО РАО, 1994. С. 49 - 50.
12. Рогачева Е. Ю. Последние труды Джона Дьюи - великого реформатора ХХ века // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 24. С. 72 - 82.
13. Рогачева Е. Ю. Прогрессивизм Джона Дьюи в педагогическом дискурсе России накануне и после революции 1917 года как инструмент модернизации образования // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 2 (42). С. 67 - 77.
14. Рогачева Е. Ю. Становление и развитие прагматического направления профессиональной подготовки учителя в США (конец XIX - первая треть XX в.) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / АПН СССР. НИИ общ. педагогики. М., 1989. 16 с.
15. Рогачева Е. Ю. Влияние педагогики Джона Дьюи на теорию и практику образования в ХХ веке : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Ин-т теории и истории педагогики РАО. М., 2006. 47 с.
16. Виталий Безрогов - 60 лет / под ред. А. А. Романова. Рязань : Концепция, 2020. 344 с.
17. Романов А. А. 100 книг Григория Корнетова. Рязань : Концепция, 2018. 136 с.
18. Романов А. А. Интегральный результат профессионального братства ученых (к 15-летию журнала «Психолого-педагогический поиск») // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 4 (52). С. 17 - 33.
19. Романов А. А. Научная и просветительская деятельность Б. М. Бим-Бада (к 75-летию со дня рождения) // Педагогика. 2016. № 10. С. 105 - 111.
20. Романов А. А. Памяти Эдуарда Дмитриевича Днепрова // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 1 (33). С. 204 - 212.
21. Романов А. А. Реформаторы российского образования конца ХХ века (Э. Д. Днепров и Б. М. Бим-Бад) // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 4 (40). С. 65 - 72.
22. Kadriya Salimova and Nan L. Dodde (editors). International handbook on History of Education. Orbita-M, International Academy of Self-perfection, 2000. 559 p.
23. Rogacheva E. John Dewey’s Educational Experiment and its Relevance for Future Teachers (from the Russian Perspective) // Why Should We Teach History of Education? / eds. K. Salimova, E. V. Yohanningmeier. International Academy of Self-Improvement, 1993. P. 165 - 175.
24. Rogacheva E. The Educational Legacy of Pragmatism and Its Influence on Early Soviet Educational Reform // Educational Reform in National and International Perspectives: Past, Present And Future; eds. Czeslaw Majorek, Erwin V. Johanningmeier. Krakow : Polish Academy of Sciences Publishing House, 2000. P. 55 - 70.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты использования кинематографа как инструмента обучения истории Новейшего времени стран Запада в школе. На примере фильмов Ч. Чаплина показан потенциал кино как исторического источника при изучении социокультурной истории США первой трети XX века. Даются рекомендации методического характера по организации внеклассного мероприятия – курса киновечеров – по данной проблематике.
Исследование посвящено изучению способностей обучающихся первых курсов образовательных организаций МВД России саморегуляции своей учебной деятельности в контексте формирующего оценивания на занятиях по физической подготовке. Анализируются преимущества высокого уровня навыков саморегуляции обучающихся. Рассматриваются особенности групповой учебной деятельности курсантов первых курсов образовательных организаций МВД России, которая обусловливает повышение качества многих специальных навыков, необходимых в будущей оперативно-служебной деятельности. Обосновывается важность совершенствования навыков саморегуляции учебной деятельности обучающихся первых курсов образовательных организаций МВД России.
В статье представлен опыт развития критического мышления обучающихся в процессе освоения технологий бережливого производства; показано, что данная методика открывает новые возможности в формировании мировоззрения, духовно-личностном развитии, способствует более осмысленному анализу огромного объема информации в современной ситуации неопределенности. Приведены примеры использования зарубежных технологий бережливого производства в целях развития критического мышления у студентов педагогического вуза – будущих педагогов практического обучения, преподавателей колледжей и учителей технологии школ.
Статья посвящена вопросам формирования социокультурной компетенции студентов специальности «Журналистика» с позиции обучения реферированию публицистической литературы на иностранном языке, их вовлечения в профессионально-ориентированное общение через сравнение схожих с Россией проблем в медиасфере. В статье рассмотрены разные аспекты проблемы, представлен опыт Казанского федерального университета по формированию социокультурной компетенции при реализации курса «Иностранный язык в профессиональной сфере». Раскрыты основные этапы организационной работы по реферированию статей с описанием упражнений, обсуждению затронутых в них проблем и проведению ролевых игр. Авторами приведены особенности и виды ролевых игр, отмечена их эффективность в оценке новых полученных сведений из профессионально-ориентированных текстов.
Использование системы устных упражнений – один из важнейших компонентов педагогической деятельности учителя математики, так как обеспечивает решение многих методических задач. Авторы обосновывают необходимость устного счета на уроках математики в 10 – 11-х классах, рассматривают различные классификации таких заданий, приводят примеры. В ходе исследования проведен опрос учителей математики, результаты которого подтверждают гипотезы авторов.
Статья посвящена педагогической деятельности и наследию святителя Тихона Задонского (1724 – 1783). Анализируются достижения святителя в качестве организатора духовного образования, педагога, проповедника. Выделены аспекты педагогического наследия святителя Тихона Задонского, которые наиболее актуальны для сегодняшней социокультурной ситуации: широкая просветительская и миссионерская направленность трудов, приоритет семейного воспитания.
Сорок лет профессор Елена Юрьевна Рогачева преданно служит науке, актуализируя педагогическое наследие деятелей и мыслителей образования конца XIX – первой половины ХХ века.
В данной статье анализируются роль и значение хоровой деятельности студентов в формировании их личностных ориентаций. В результате исследования было выявлено, что основными формами организации воспитательной и просветительской работы с хором являются хоровые репетиции, дискуссии по духовно-нравственной проблематике, конференции, посвящённые вопросам духовных ценностей, транслируемым в хоровой музыке, концерты хора, благотворительные проекты, беседы с духовными наставниками. На их основе у студентов формируются такие ценностные ориентации, как позитивное мировосприятие, любовь к ближнему, патриотические чувства, способность к эмпатии, бескорыстность. В создании молодежных любительских хоров при православных храмах видится большой потенциал в укреплении нравственных основ современного общества и формировании ценностных ориентаций студентов.
В статье раскрываются возможности использования рабочих листов на уроках литературы. Даются методические рекомендации к составлению рабочих листов по циклу уроков, посвященных поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Автор акцентирует внимание на включении поэмы в контекст мировой литературы и культуры, а также на привлечении смежных дисциплин для постижения замысла писателя.
В статье представлены результаты исследования особенностей внутренней организации переживания одиночества в раннем и среднем взрослом возрасте. Представлена авторская модель переживания одиночества, основанная на принципах структурно-функционального подхода. На основе принципов и категориального аппарата системного подхода одиночество рассматривается как единая система, целостность которой обеспечивается тем, что переживание одиночества функционирует на основе взаимодействия таких компонентов, как когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационно-волевой.
В статье делается акцент на актуальность исследования нравственных установок у сотрудников ОВД. Выдвигается гипотеза о наличии особенностей нравственных установок и типах стратегий принятия решений у сотрудников ОВД, имеющих опыт экстремальной деятельности. Описываются результаты исследования нравственных установок, сравниваются группы сотрудников ОВД, несущих службу в штатном режиме и имеющих опыт экстремальной деятельности. Делается заключение о частоте встречаемости определенных нравственных ориентиров у сотрудников ОВД, имеющих опыт экстремальной деятельности.
В статье предпринята попытка выявить и обобщить различные преимущества использования самостоятельного домашнего чтения при изучении английского языка. Выполнен анализ выводов и обобщений ученых, занимающихся вопросом внедрения самостоятельного чтения в образовательную деятельность в языковом образовании. Излагаются критерии работы со студентами в рамках внедрения самостоятельного домашнего чтения. Раскрываются различные подходы авторов к трактовке «домашнего чтения». Выявлены основные дидактические условия, которые отвечают за успешность в рамках формирования навыка студентов к самостоятельной образовательной деятельности. Автор приходит к выводу о том, что в качестве ведущей развивающей функции домашнего чтения необходимо рассматривать формирование самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру, гуманистических ценностных ориентации, развитие когнитивных способностей учащихся в процессе знакомства с лучшими произведениями зарубежной литературы, объединённых идеей создания образа человека, личности, его неповторимости во взаимодействиях с историей, социальным миром, природой.
В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки руководителя школьного театра. Развитие музыкальной культуры педагога выступает системообразующим фактором компетентностей педагога, организующего театрально-игровую, полихудожественную по своей сути деятельность детей. Основаниями такого положения являются, с одной стороны, научные данные о значении и связях музыки с задачами образования, с другой – новые тенденции роли музыки в структуре современного театрального представления.
В статье анализируются функциональные компоненты коммуникативной компетентности как интегративной характеристики личности. Актуальность работы обусловлена универсальным характером коммуникативной компетентности как условия профессионально-личностной готовности во многих сферах деятельности, в том числе в звукорежиссуре. Автор выделяет компоненты и функции коммуникативной компетентности звукорежиссеров. На основе разработанных функциональных компонентов коммуникативной компетентности возможно создание универсальной модели формирования коммуникативной компетентности.
В статье рассматриваются возможности управления процессом формирования одного из значимых для развития школьника видов метапредметного опыта – опыта решения проблемных ситуаций. Данный вид опыта имеет важное значение для развития творческого потенциала личности. Автор выделяет те универсальные действия, которые применяются при решении разных проблем, и показывает возможность использования цифровых ресурсов для оптимизации поисковой деятельности школьников с помощью диалоговой обучающей программы.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru