Введение. Развиваясь в деятельности, человек сосуществует в обществе. В социуме осуществляется и процесс обучения личности. Изучение психологических детерминант успешности обучения не может быть полным без изучения качеств личности, определяющих межличностные отношения в коллективе. Особенно значима эта проблема для курсантов военно-учебных заведений, так как их процесс обучения реализуется практически без отрыва от своего воинского подразделения. Объектом изучения в данном исследовании являются курсанты, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования в высшем военно-учебном заведении. Это молодые люди юношеского возраста, в котором формируется самосознание, осознание ценности дружбы, профессионального самоопределения. Мы полагаем, что успешность курсантов в обучении во многом обусловливается их умением выстраивать эффективные взаимоотношения с сослуживцами. Цель исследования – изучение особенностей развития личностных характеристик: влиятельности (авторитетности) в коллективе, лидерских качеств, эмоционального интеллекта, агрессивности, успешных в обучении курсантов.
Материалы и методы. Обоснование личностных качеств, определяющих межличностные отношения в коллективе как детерминанты успешности обучения, проводилось методами сравнения и сопоставления результатов психодиагностического обследования. Применялись методы письменного социально-психологического опроса, психологического тестирования курсантов. Использованы методы математической статистики: частотное распределение, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Пирону.
Результаты. Показана целесообразность изучения и анализа личностных качеств курсантов, определяющих межличностные отношения в коллективе для определения их значимости в успешности обучения, применительно к конкретным видам деятельности – учебной, служебной, «общественной нагрузке». Обозначена важность изучения межличностных отношений в воинском коллективе для успешности обучения курсантов.
Обсуждение и выводы. Проведенный анализ показал, что успешность курсантов среднего профессионального образования в обучении детерминируют влиятельность (авторитет) в воинском коллективе, качества делового и (или) эмоционального лидера, развитый эмоциональный интеллект. Указанные качества значимы для успеха курсантов в обучении в целом, включая успешность в учебной, служебной деятельности и «общественной нагрузке». Кроме того, они обусловливают успешность курсантов на протяжении всего периода обучения в военно-учебном заведении. Затрудняют успешность в обучении агрессивные формы поведения, в частности физическая, вербальная и аутоагрессия. В числе личностных качеств военных педагогов значимыми для успешности обучения курсантов являются высокий самоконтроль поведения, настойчивость и добросовестность.
Введение. Участники боевых действий в наибольшей степени подвержены нервно-психическим расстройствам, в том числе и посттравматическому стрессовому расстройству. Одной из составляющих посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) выступает тревожность. В настоящее время важной медико-социальной задачей является сохранение психического здоровья комбатантов, а также поддержание их профессиональной и боевой готовности. Для этих целей используется медико- психологическая реабилитация. В качестве одного из наиболее эффективных немедикаментозных методов поддержания работоспособности выступает гипобарическая гипоксическая тренировка (ГГТ).
Цель работы - исследование динамики ситуативной и личностной тревожности комбатантов в процессе медико-психологической реабилитации с использованием метода ГГТ.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 17 комбатантов. Применялась методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (автор - Ч. Д. Спилбергер; адаптация - Ю. Л. Ханин). Курс ГГТ проводился десять дней ежедневно и включал ступенчатые «подъемы» в барокамере пониженного давления с высоты 1500 м до 3500 м. Уровень ситуативной тревожности оценивался до, во время и после ГГТ, а также через 10 дней после завершения курса. Результаты исследования. В группе обследуемых преобладали средний уровень ситуативной (47 %) и личностной тревожности (53 %). Однако достаточно выраженным был и высокий уровень тревожности: ситуативная 35 %, личностная 41 %. В ходе прохождения курса ГГТ наблюдалась положительная динамика, направленная на снижение уровня как ситуативной, так и личностной тревожности. Данная тенденция сохранялась и через 10 дней после завершения 10-дневного курса ГГТ.
Заключение. Ситуативная тревожность статистически значимо снижается, начиная с 5 сеанса ГГТ на 15 %, а после десятого сеанса на 30 %, через 10 дней после завершения курса данный показатель снижается на 35 %. Фоновые показатели личностной тревожности после прохождения 10-дневного курса ГГТ статистически значимо снижаются на 6 %, а через 10 дней после завершения курса на 11 %.