Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания личности. Неслучайно сегодня в процессе воспитания все чаще педагоги, воспитатели обращаются к истокам русской национальной культуры. В этом контексте задачей, стоящей перед образовательными организациями, является умение предвосхищать и реализовывать возможности национальных традиций и обычаев, помогать развивать интерес к родной культуре у школьников и осознавать себя носителем этой культуры. Цель настоящего исследования состояла в актуализации проблемы приобщения детей сельской школы к русским культурным традициям, которые представляют собой исторически сложившееся, относительно устойчивое, повторяющееся общественное отношение, переходящее от одного поколения к другому. В исследовании приняли участие школьники сельской школы. Им предлагалось включиться в программу внеурочной деятельности «Наше наследие», целью которой являлось формирование положительного отношения школьников к русской народной культуре в условиях сельской школы. Новизна и значимость данной программы заключается в том, что она направлена на активное овладение школьниками духовными ценностями русского народа, создание особой среды, позволяющей детям приобщиться к культурному наследию прошлого. В ходе приобщения школьников к ценностям русской культуры, произведениям народного творчества, изучения истории, ремесел и народного быта обучающиеся приблизились к духовным ценностям своего народа, стали более активно проявлять интерес к знаниям в области народной культуры, участвовать в праздниках и воспитательных мероприятиях данной направленности, проявляя активную жизненную позицию, творческим потенциал, а главное - любовь и глубокое уважение к традиционной культуре своего народа.
Семья является важнейшей ценностью в жизни людей, живущих в современном обществе. В настоящее время государство заинтересовано в том, чтобы российская семья была крепкой, передавала подрастающему поколению духовно-нравственные ценности. Лишение свободы оказывает на человека неблагоприятное воздействие, у осужденного возникает чувство изолированности, при потере семьи и близких людей, наблюдается ухудшение эмоционального состояния, поведения и здоровья. Члены семьи могут проявлять сочувствие, оказывать осужденному эмоциональную и материальную поддержку, помогая переживать трудный жизненный период. В связи с этим необходимо способствовать восстановлению и укреплению родственных связей осужденных, осуществлять семейное воспитание в местах лишения свободы. Целями нашего исследования является выявление отношения осужденных к своей семье и поиск путей для формирования семейных ценностей у лиц, находящихся в местах лишения свободы. В статье представлена авторская воспитательная программа «Семья и семейные ценности». Целями программы являются: восстановление, сохранение и укрепление семьи осужденного, повышение нравственных и духовных ориентиров личности, привитие семейных ценностей, психологическая готовность участников быть востребованными в семье и в обществе, гармонично развивая личностные качества. При правильной организации семейного воспитания и психолого-педагогической поддержки осужденных возможно повысить уровень сформированности у них общечеловеческих ценностных ориентаций, привлечь внимание к проблемам семейных отношений и родительских обязанностей. Для этого в воспитательной работе необходимо учитывать принципы дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса, активнее использовать эффективные формы и методы, способствовать включению осужденных в творческую деятельность и т. п.