В условиях геополитической турбулентности кондитерская отрасль Российской Федерации и Донецкой Народной Республики рассматривается как значимый сегмент продовольственного рынка, требующий системной государственной поддержки и применения инновационных методов стратегического управления. В статье обоснована актуальность использования геомаркетинга (компонента «place» в маркетинг-миксе 5P) для диагностики конъюнктуры кондитерских рынков, выделения фокус-групп потребителей и оптимизации деятельности хозяйствующих субъектов. Представлены результаты типизации продукции на основе международных классификаторов, анализа внешнеторговых потоков и диагностики ключевых геосегментов. На основе статистических, графических и аналитических методов проведено прогнозирование основных показателей развития отрасли на 2024-2026 гг. Выявлены разнонаправленные тенденции функционирования российских и региональных предприятий, включая предприятия Донецкой Народной Республики, подтверждающие необходимость комплексных мер регулирования. Разработан организационный механизм совершенствования функционирования кондитерского рынка ДНР и определены стратегические направления его развития в условиях усиливающейся конкуренции и инновационных сдвигов. Сформулированы практические рекомендации для органов государственного управления и предприятий, направленные на укрепление конкурентоспособности, расширение экспортного потенциала и обеспечение национальной продовольственной безопасности.
Цель. Цель статьи заключается в исследовании особенностей геосегментации кондитерских рынков в условиях конъюнктурных изменений. Методика. В процессе исследования использованы статистические и графические методы (для диагностики динамики показателей международной торговли кондитерской продукцией в условиях конъюнктурных изменений), методы систематизации информации (для определения основных конъюнктурообразующих геосегментов кондитерских рынков), теоретического обобщения, сравнения, анализа и синтеза (для обоснования рекомендаций по геосегментации кондитерских рынков в условиях конъюнктурных изменений).
Результаты. На основе диагностики динамики показателей международной торговли кондитерской продукцией (объёма, результативности, структуры экспорта и импорта) определены основные геосегменты кондитерских рынков в условиях конъюнктурных изменений. Научная новизна. Усовершенствован научно-методический подход к определению конъюнктурообразующих геосегментов кондитерских рынков, который, в отличие от существующих, позволяет учитывать следующие компоненты: геолокацию, объёмы продаж, структуру международной торговли кондитерской продукцией в соответствии с номенклатурой товарных позиций (сахаристый, шоколадный и мучнистый сегменты), что в совокупности составляет доминанту исследований конъюнктурообразующей геосегментации кондитерских рынков. Практическая значимость. Полученные результаты и предложенные рекомендации направлены на оптимизацию функционирования кондитерских рынков стран и регионов с учётом специфики роста объёмов международной торговли кондитерской продукцией на основании влияния конънктурообразующих факторов «геолокация» и «геосегментация», а также в целом компоненты «Place» в комплексе маркетинга «5P» на спрос кондитерской продукции и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов как результат эффективного определения конъюнктурообразующих факторов кондитерских рынков в контексте геомаркетинговой доминанты.