Автор статьи анализирует современные проблемы социокультурного развития подростков и юношества, формирования их этнической идентичности в условиях становления «информационного общества», значительно возросшего влияния информационной среды и социальных сетей на освоение входящими в жизнь поколениями детей и молодежи ценностей и нормативов национальной культуры. Автор отмечает целый ряд тревожных тенденций, ведущих к глубинным изменениям в традиционном менталитете, системе жизненных ценностей этноса, нарастание потребительских установок, рост социального эгоизма, разрушение механизмов вертикальной трансмиссии, существенно обедняющих жизненный опыт молодежи, деструкцию традиционной морали. В поле зрения автора оказались система экзистенциальных ценностей подростков и молодежи, влияние информационной среды, процесс формирования традиционных, этнотипичных качеств личности, содержание и характер межпоколенческих связей. В статье содержатся результаты исследований автора, отражающих результаты формирования этнической идентичности юных граждан России в контексте становления информационного общества.
Актуальность проблематики представленного исследования связана с осмыслением и оценкой некоторых форм организации социальной и профессиональной адаптации студентов-первокурсников и их интеграцией в образовательную среду университета, сложившихся и реализованных в практике деятельности отечественных вузов в последней трети ХХ в., их влиянием на личностное, социальное и профессиональное развитие будущих педагогов. Цель статьи состоит в рефлексии опыта адаптации и интеграции студентов-первокурсников в образовательную среду вуза, сложившегося в деятельности историко-педагогических факультетов, действовавших в СССР с 1966 по 1996 гг. Рефлексия такого опыта ориентирована на поиск продуктивных идей, позволяющих в современной практике профессионального психолого-педагогического образования осуществлять адаптацию студентов к нормам и ценностям образовательной среды, формировать устойчивые мотивы саморазвития, самообразования, интенсивно готовиться к профессиональной деятельности в системе российского образования. Ведущими методологическими идеями в анализе опыта адаптации и интеграции студентов в образовательную среду вуза являются принципы объективности, системности, историзма, опоры на результаты практической деятельности, на экспертные суждения и оценки непосредственных участников и организаторов этой работы в последней трети ХХ в. В этих целях был использован метод монографического описания практического опыта деятельности установочного лагеря историко-педагогического факультета Курского государственного педагогического института, беседы с преподавателями и студентами, включенное наблюдение, изучение научных текстов, материалов прессы и интернет-ресурсов. Результаты исследования. Исследование позволило раскрыть место и роль установочных лагерей в обеспечении адаптации и интеграции студентов-первокурсников в образовательную среду вуза, обосновать основные функции лагеря в общей логике личностного, социального и профессионального развития будущих педагогов, охарактеризовать некоторые эффективные виды и формы работы, их практическую результативность. В частности, раскрыты сущность и содержание адаптационной, интеграционной, ценностно-ориентационной функций лагеря первокурсников; представлены виды и формы работы по социально-нравственному, личностно-профессиональному развитию студентов-первокурсников; охарактеризована роль студентов старших курсов в организации жизнедеятельности будущих педагогов в образовательной среде вуза.