СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ В.: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ (2024)
Актуальность проблематики представленного исследования связана с осмыслением и оценкой некоторых форм организации социальной и профессиональной адаптации студентов-первокурсников и их интеграцией в образовательную среду университета, сложившихся и реализованных в практике деятельности отечественных вузов в последней трети ХХ в., их влиянием на личностное, социальное и профессиональное развитие будущих педагогов. Цель статьи состоит в рефлексии опыта адаптации и интеграции студентов-первокурсников в образовательную среду вуза, сложившегося в деятельности историко-педагогических факультетов, действовавших в СССР с 1966 по 1996 гг. Рефлексия такого опыта ориентирована на поиск продуктивных идей, позволяющих в современной практике профессионального психолого-педагогического образования осуществлять адаптацию студентов к нормам и ценностям образовательной среды, формировать устойчивые мотивы саморазвития, самообразования, интенсивно готовиться к профессиональной деятельности в системе российского образования. Ведущими методологическими идеями в анализе опыта адаптации и интеграции студентов в образовательную среду вуза являются принципы объективности, системности, историзма, опоры на результаты практической деятельности, на экспертные суждения и оценки непосредственных участников и организаторов этой работы в последней трети ХХ в. В этих целях был использован метод монографического описания практического опыта деятельности установочного лагеря историко-педагогического факультета Курского государственного педагогического института, беседы с преподавателями и студентами, включенное наблюдение, изучение научных текстов, материалов прессы и интернет-ресурсов. Результаты исследования. Исследование позволило раскрыть место и роль установочных лагерей в обеспечении адаптации и интеграции студентов-первокурсников в образовательную среду вуза, обосновать основные функции лагеря в общей логике личностного, социального и профессионального развития будущих педагогов, охарактеризовать некоторые эффективные виды и формы работы, их практическую результативность. В частности, раскрыты сущность и содержание адаптационной, интеграционной, ценностно-ориентационной функций лагеря первокурсников; представлены виды и формы работы по социально-нравственному, личностно-профессиональному развитию студентов-первокурсников; охарактеризована роль студентов старших курсов в организации жизнедеятельности будущих педагогов в образовательной среде вуза.
Идентификаторы и классификаторы
Объективный анализ и оценка деятельности историко-педагогических факультетов и организации работы установочных (инструктивно-методических) лагерей возможен на основе принципов историзма, объективности, опоры на результаты практической деятельности, на экспертные суждения и оценки непосредственных участников и организаторов этой работы. Автору статьи на протяжении 1974–1996 гг. приходилось быть непосредственным участником работы таких лагерей, обеспечивать практическую работу по адаптации и интеграции студентов-первокурсников истпедов в образовательную среду вуза. Помимо рефлексии собственного опыта, существует целый ряд публикаций, отражающих опыт работы историко-педагогических факультетов, содержание и организацию работы установочных лагерей первокурсников [1–5].
Список литературы
1. | Басов Н. Ф., Басова В. М., Тимонин А. И. Возникновение и становление Костромского истпеда и института педагогики и психологии // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. - Т. 13, № S. - С. 5-11. EDN: REVCGJ | |
---|---|---|
2. | Басов Н. Ф., Кирпичник А. Г., Рассадин Н. М. Феномен пионерфака (К 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ) // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. - Т. 13, № 1. - С. 97-102. EDN: MUGAVF | |
3. | Кирпичник А. Г. Истоки: к 45-летию костромского областного лагеря старшеклассников “Комсорг” имени А. Н. Лутошкина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23, № 4. - С. 229-231. EDN: YOSOTO | |
4. | Кирпичник А. Г. Научная школа психологии в костромском государственном университете: семидесятые-восьмидесятые годы ХХ века // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - Т. 25, № 1. - С. 253-256. EDN: ZGYOPR | |
5. | Кирпичник А. Г. Психология и педагогика социального воспитания в творческом наследии А. Н. Лутошкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2006. - Т. 12, № 1. - С. 194-199. EDN: XSVVLZ | |
6. | Ходусов А. Н. Педагогика студенческого самоуправления. - Курск: Издательство Курского государственного университета, 2021. - 185 с. EDN: EXGQXU | |
7. | Шакурова М. В. Особенности формирования в вузе профессиональной субъектности будущего учителя как воспитателя // Образование и саморазвитие. - 2021. - Т. 16, № 3. - С. 362-374. EDN: TJPPBP | |
8. | Шанин Е. А. Интегративная функция воздействия речи организатора юношеской контактной группы: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Курск: КГПИ, 1971. - 21 с. | |
9. | Репринцев А. В. Традиции и опыт профессиональной подготовки педагогических кадров для системы социального воспитания детей и молодежи во второй половине ХХ века: опыт осмысления и интерпретации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. - Т. 27, № 4. - С. 10-22. EDN: JOJFBT | |
10. | Сухоруков И. С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодежи // Инновации и качество профессионального образования. - Казань, 2021. - С. 136-140. EDN: SKERCV | |
11. | Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с. | |
12. | Вульфов Б. З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с. | |
13. | Лутошкин А. Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с. | |
14. | Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. - 125 с. | |
15. | Булатников И. Е. Педагогическое наследие Б. З. Вульфова в контексте “модернизации” современного российского образования: традиции и уроки системного подхода // Образование личности. - 2012. - № 2. - С. 36-47. EDN: PVFPTJ | |
16. | Булатников И. Е., Репринцев А. В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 22. - С. 19-34. EDN: PFFFCR | |
17. | Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления: в 2 т. Т. 2. / под ред. А. В. Репринцева. - Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2002. - 341 с. | |
18. | Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт / под ред. А. В. Репринцева. - Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2000. - 268 с. | |
19. | Булатников И. Е. Философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодёжи // Берегиня. 777. Сова. - 2022. - № 1 (52). - С. 185-200. EDN: QJFGUO | |
20. | Булатников И. Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского // Известия Российской академии образования. - 2014. - № 3 (31). - С. 14-34. EDN: TBRREV | |
21. | Пашков С. В. Духовно-нравственное развитие личности в современном мире как противостояние добра и зла: миссия институтов образования // Берегиня. 777. Сова. - 2022. - № 2-3 (53-54). - С. 85-94. EDN: UFCRTY | |
22. | Репринцев А. В. Диалектика отношений учителя и культуры в условиях социальной неопределенности. Остается ли педагог субъектом культуры общества будущего? // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. - № 3 (63). - С. 123-144. EDN: KMEMWZ | |
23. | Пашков С. В. Милосердие как социально-психологическая характеристика нравственного развития личности: механизмы формирования в условиях глобализации культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4 (60). - С. 793-806. EDN: MGDARV | |
24. | Пашков С. В. Духовная парадигма и нравственный выбор русского человека в контексте глобализации современного мира // Берегиня. 777. Сова. - 2021. - № 4 (51). - С. 180-192. EDN: UXXSWD | |
25. | Булатников И. Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. - 2012. - Т. 18, № 1-1. - С. 146-152. | |
26. | Булатников И. Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 4 (24). - С. 23-35. EDN: PVFAXP | |
27. | Булатников И. Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободен и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 1 (17). - С. 79-90. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Агавелян Рубен Оганесович – доктор психологических наук, профессор, почетный работник общего образования Российской Федерации, директор Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ», лауреат премии губернатора Новосибирской области в сфере экономических и социальных наук.
Наталия Леонидовна Селиванова – академик, доктор педагогических наук, профессор, лидер известнейшей в стране научной школы, исследующей проблемы теории и практики воспитания. Сотрудники ее научной лаборатории, работавшие под началом Наталии Леонидовны в разные годы, – об этом удивительном человеке, отмечающем в 2024 году свой юбилей.
9 ноября 2023 года Институт педагогики и психологии Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева и Новосибирский государственный педагогический университет при непосредственной поддержке проекта ЮСАИД «Окуу керемет» и общественного молодежного фонда «Ыйык Ата-Журт» провели международную научно-практическую конференцию «Тенденции устойчивого развития образования в условиях глобализации»
Актуальность исследования обоснована недостатком современных программ психолого-педагогического просвещения родителей детей с СДВГ, учитывающих психологические особенности и ожидания современных родителей, на фоне растущего количества детей с данными особенностями развития, испытывающими значительные трудности в образовательном процессе. Основная цель, поставленная авторами, - выявить эффективные современные способы психологического просвещения родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, применимые в условиях инклюзивного образования. Методология. В ходе исследования осуществлен анализ актуальных отечественных и зарубежных научных публикаций и научно-методических источников, применены метод экспертных оценок (опрос специалистов службы психолого-педагогического сопровождения инклюзивных школ Новосибирской области и сотрудников Областного центра диагностики и консультирования) и метод изучения педагогического опыта (анализ программ, являющихся лауреатами «Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде» 2021 и 2022 гг. с применением методологии доказательного подхода).
Нелинейность, многоконтекстность и изменчивость современного мира находят свое отражение в политике, экономике, образовании и других сферах жизни человека. В ситуации разнообразия различных социальных сред и пространств, функционально-смысловой неопределенности различных контекстов большое значение приобретает транспрофессионализм педагога, его умение непрерывно развиваться, самостоятельно выстраивать взаимодействие с окружающим миром, проявляя свою агентность. Цель исследования - операционализация содержания понятия агентности педагога и его проявления как показателя развития лидерского потенциала с учетом происходящих изменений в современном мире. Методология. Трактовка сущности терминов «агентность» (agency) и «лидерский потенциал» педагога осуществлялась с использованием метода семантического анализа их содержания в отечественных и зарубежных источниках. Применение деятельностного и акмеологического подходов обусловлено необходимостью определения ключевого механизма реализации агентности педагога в сопоставлении значимых категорий (агентность, лидерство и менеджмент). Использовались общенаучные методы исследования: теоретический анализ и синтез, систематизация и обобщение научной литературы по теме исследования. Результаты исследования. В качестве основного механизма проявления агентности педагога предложен коннективизм (социальная поливалентность) как способность педагога находить и поддерживать условия, формы, пути и способы общения с представителями разных профессий, социальных групп и статусов, убеждений, возрастов для организации совместных акций, событий, продуктивной деятельности, что позволило установить ключевую роль агентности в развитии лидерского потенциала педагога - создание атмосферы сотрудничества в рамках образовательной организации и вне ее.
В статье актуализируется задача, подчеркнутая в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по всем направлениям подготовки хореографов, а также в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ МТиСЗ РФ от 22.10.2021 года), а именно подготовка будущих специалистов в области хореографии к педагогической деятельности. Цель статьи - акцентировать внимание на факторах, обусловливающих данный процесс, поскольку педагогические задачи присутствуют во всех видах профессиональной деятельности будущих хореографов. Исследование проводилось на основе методов сравнительного, критического анализа, синтеза, обобщения и интерпретации. Изучение нормативных документов, психолого-педагогической научной литературы и практики позволило нам выделить факторы, оказывающие наибольшее влияние на практическую подготовку будущих хореографов и разделить их по источнику воздействия на внешние и внутренние. К внешним факторам отнесены: культурно-образовательная среда, взаимодействие с преподавателями, студенческий коллектив. К внутренним факторам: увлеченность профессией, способность к творчеству, саморазвитие, самообразование и самовоспитание. На основании данных факторов были выделены и обоснованы условия, под воздействием которых можно существенно улучшить данный процесс. К таким условиям отнесены: обогащение педагогической составляющей в преподавании специальных дисциплин студентов-хореографов; включение обучающихся в практико-ориентированную деятельность в процессе прохождения практик; использование новых технологий в преподавании дисциплин. В заключении делается вывод о том, что практическая подготовка к педагогической деятельности студентов-хореографов представляет собой процесс комплексного воздействия факторов, определяемых спецификой хореографического образования, реализуемый за счет теоретически раскрытых в статье педагогических условий.
Усиление государственного сектора в сфере детского отдыха, изменение модели детства в условиях цифровой социализации оказывают влияние на содержание и формы подготовки педагогов к работе в детских лагерях. Анализ отечественного исторического опыта способствует уточнению теоретических и методических основ организации подготовки профессиональных педагогических кадров для центров детского отдыха и оздоровления, определению условий, оказывающих влияние на содержание и формы данного процесса. Цель статьи: на основе анализа становления и развития деятельности центров детского отдыха в России уточнить сущность и особенности подготовки кадров для центров детского отдыха и оздоровления. Методологическую основу исследования составляет совокупность историко-компаративистского (М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов), социокультурного (А. Г. Асмолов, Г. А. Кадочникова), а также системно-деятельностного подходов (А. Н. Леонтьев, Л. И. Новикова, С. Н. Рубинштейн). Результаты исследования. Предложена хронология эволюции подготовки педагогических кадров для центров отдыха и оздоровления в России с 1920-х гг. по настоящее время. Дано определение и проанализированы основные компоненты подготовки педагогических кадров для центров отдыха и оздоровления (социальный заказ, квалификационные требования, взаимосвязи между всеми субъектами деятельности).
В статье актуализируется оценка компетенций студентов педагогического вуза посредством систематического сбора и анализа уровня сформированности компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы. Необходимость мониторинга и оценки развития компетенций студентов позволяет выявить отсутствие или недостаточный уровень сформированности компетенций у студентов и принимать соответствующие управленческие и педагогические решения по повышению качества образовательного процесса. Одним из таких средств является цифровой профиль компетенций студента педагогического вуза, под которым авторы понимают представленную в цифровом виде в информационно-образовательной среде вуза систему сбора, анализа и визуализации совокупности компетенций, которые формируются и развиваются у студентов в результате освоения основной образовательной программы и во внеаудиторной деятельности, необходимые для осуществления профессиональной педагогической деятельности. В статье представлена модель цифрового профиля компетенций студентов педагогического вуза, определены структурные элементы и функциональные отношения между ними. Цель статьи - разработать модель цифрового профиля компетенций студентов педагогического вуза, определить объектов и субъектов цифрового профиля, определить структурные элементы цифрового профиля студента педагогического вуза, выявить функциональные отношения и взаимосвязи между структурными элементами модели. Методология и методы исследования. Исследование выполнено на основе метода моделирования и структурно-функционального метода, обеспечивающего выявление структурных элементов цифрового профиля студента педагогического вуза, определение функциональных отношений и взаимосвязи между структурными элементами и их функции относительно друг друга.
Введение. Современная система дополнительного профессионального образования предполагает использование новых принципов и подходов к организации педагогического процесса. В связи с этим актуальным является вопрос выбора наиболее подходящих технологий и инструментов для организации обучения и построения эффективной модели учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников. Цель статьи - выявление особенностей педагогического моделирования учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников. Методология и методы исследования: теоретические и концептуальные идеи моделирования, представленные в отечественной и зарубежной литературе, системный, деятельностный, компетентностный методологические подходы. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России в Центре дистанционных образовательных технологий департамента последипломного образования. В рамках исследования был проведен опрос среди обучающихся (1217 анкет), преподавателей (89 анкет), работодателей (35 анкет). Результаты исследования. Выявлено, что педагогическое моделирование учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования медицинских специалистов имеет ряд особенностей, определены характеристики учебного процесса, наиболее важные для обучающихся, а также внешние факторы, влияющие на учебный процесс в системе повышения квалификации медицинских работников, и требования к нему.
Введение. Модель «перевернутый класс» является уникальным методом для реализации потенциала современных информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Использование технических средств значительно упрощает как передачу (видеотрансляция), так и контроль знаний (автоматизированный контроль времени и количества просмотров, подсчет и оценка результатов тестов). Цель исследования заключается в теоретическом изучении вопросов, связанных с возможностями использования метода «перевернутый класс» и игрового метода. Методологической основой исследования стали следующие подходы: культурологический, межкультурный, личностно-ориентированный, деятельностно-ориентированный, коммуникативный. В исследовании проводилась опытно-поисковая работа, которая совершалась на базе кафедры иностранных языков и перевода Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Результаты и обсуждение. В статье рассматривается как появление «перевернутого класса» разрушило разделение между передачей знаний и усвоением материала в традиционных классах, методика органично объединила одно с другим. В то же время внедряется обучение на основе игр, чтобы полностью оценить смысл перевернутого обучения в классе и реализовать цель синхронной работы между объяснением знаний учителями и пониманием знаний учащимися в классе.
В статье представлен авторский подход проектирования олимпиады по молниеносному решению математических задач для студентов педагогических вузов, с целью развития быстроты их мышления. Цель статьи - провести анализ различных моделей организации олимпиад по математике для школьников и студентов и обосновать целесообразность включения олимпиад по молниеносному решению задач в образовательную систему школы и вуза. Методология исследования строится на основе системно-деятельностного подхода и требований образовательных стандартов основного среднего и высшего образования с учетом трудовых функций профессионального стандарта педагога. Результаты исследования. Одним из возможных вариантов организации олимпиады по математике для студентов - будущих учителей математики является олимпиада «Стрекоза» по молниеносному решению задач школьного курса математики разного уровня сложности. При проектировании содержания такой олимпиады необходимо соблюдать ряд принципов: сбалансированности, краткости, доступности, динамичности. На базе института математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (КГПУ им. В. П. Астафьева) проводилось исследование по выявлению влияния олимпиады «Стрекоза» на развитие быстроты мышления у студентов - ее участников. В ходе проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что если обучающихся систематически вовлекать в процесс молниеносного решения школьных математических задач олимпиады «Стрекоза», то это будет способствовать развитию быстроты их мышления.
Статья посвящена рассмотрению роли гендера в изучении русского языка в иранской аудитории. Целью статьи является выявление роли гендера в успешности персоговорящих учащихся, изучающих русский язык во всех видах речевой деятельности и в разных учебных дисциплинах, таких как грамматика русского языка, верность перевода, лексика и др. Новизна работы заключается в том, что впервые рассматривается влияние гендера персоговорящих учащихся на изучение русского языка. С точки зрения методологии настоящее исследование является описательным исследованием, проведенным с применением комплексного подхода. Статистическая совокупность этого исследования включала учащихся мужского и женского пола всех этапов обучения русскому языку университета имени Алламе Табатабаи. Мы рассмотрели и проанализировали языковое поведение и оценки экзаменов 87 иранских учащихся, изучающих русский язык в университете имени Алламе Табатабаи в течение двух учебных лет. Среди них 60 студенток и 17 студентов. В заключении делается вывод о том, что студенты женского пола, изучающие русский язык в иранской аудитории, более успешны в письменных формах работы, а студенты мужского пола лучше справляются с устными формами работы. Причина заключается в том, что девушки испытывают дискомфорт во время устной работы. Страх совершить ошибку и в результате быть высмеянными у большинства девушек заставляет их молчать на устных занятиях. Использование групповой формы работы, юмора и сюжетно-ролевых игр помогает снижению страха ошибаться у студентов женского пола и более активному участию в разговорах и устных формах работы.
Общелогические познавательные действия составляют основу практически всех познавательных методов. Это определяет необходимость их целенаправленного формирования в процессе предметного обучения. Особая роль в развитии познавательных методов принадлежит математике, в процессе обучения которой эти действия проявляются в наиболее явном виде. В статье рассматриваются вопросы формирования синтеза как базового общелогического метода. Целью нашего исследования является разработка подходов к организации предметного обучения, направленного на формирование и развитие синтетического мышления школьников и студентов педагогических направлений. Методологию исследования составляет теория фундирования логических конструкций, разработанная на основе концепции фундирования в образовании (В. Д. Шадриков, Е. И. Смирнов). Результаты исследования. Рассматриваются примеры, демонстрирующие основные виды синтеза в обучении математике. К этим видам относятся: синтез как ведущее действие при построении математической модели и синтез как представление логически обоснованного решения задачи. Анализируется проблематика реализации синтеза обучающимися в процессе решения математических задач. Исследуется специфика учебных заданий, способствующих формированию синтетического мышления. Описана роль комбинаторных задач как задач с превалирующей логической составляющей, в формировании синтетического мышления обучающихся. В заключении на основании теории фундирования предложена типизация видов синтеза в школьном математическом образовании.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/