ОЛИМПИАДА ПО МОЛНИЕНОСНОМУ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН (2024)
В статье представлен авторский подход проектирования олимпиады по молниеносному решению математических задач для студентов педагогических вузов, с целью развития быстроты их мышления. Цель статьи - провести анализ различных моделей организации олимпиад по математике для школьников и студентов и обосновать целесообразность включения олимпиад по молниеносному решению задач в образовательную систему школы и вуза. Методология исследования строится на основе системно-деятельностного подхода и требований образовательных стандартов основного среднего и высшего образования с учетом трудовых функций профессионального стандарта педагога. Результаты исследования. Одним из возможных вариантов организации олимпиады по математике для студентов - будущих учителей математики является олимпиада «Стрекоза» по молниеносному решению задач школьного курса математики разного уровня сложности. При проектировании содержания такой олимпиады необходимо соблюдать ряд принципов: сбалансированности, краткости, доступности, динамичности. На базе института математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (КГПУ им. В. П. Астафьева) проводилось исследование по выявлению влияния олимпиады «Стрекоза» на развитие быстроты мышления у студентов - ее участников. В ходе проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что если обучающихся систематически вовлекать в процесс молниеносного решения школьных математических задач олимпиады «Стрекоза», то это будет способствовать развитию быстроты их мышления.
Идентификаторы и классификаторы
Во многих исследованиях проводится обзор олимпиадного движения по математике для школьников. Например, Y. He, B. Xiong, T. Lin, Y. Zhang представили исторический очерк китайских математических соревнований, описали пирамидальную систему отбора и обучения старшеклассников, позволившую Китаю стать одной из самых успешных стран в Международной математической олимпиаде [19].
В работе O. F. Bernal Pedraza определены факторы, влияющие на результаты математических олимпиад, проводимых в Латинской Америке, в частности, на результаты Международной математической олимпиады [18].
В России в последнее время тоже происходят изменения в олимпиадах по математике для школьников. A. Marushina, проведя анализ олимпиадного движения за последние 30 лет, полагает, что в России начали появляться новые форматы математических олимпиад и конкурсов, включающие задания одновременно интересные и в то же время достаточно тесно связанные с обычным школьным курсом математики [21, с. 1601]. М. В. Глебова, В. Д. Селютин и Н. Н. Яремко конкретизируют, что кроме традиционных олимпиад появились: Международный конкурс-игра «Кенгуру, математика для всех»; олимпиады «Эйдос»; «Турнир городов»; «Олимпиада им. Эйлера»; «Высшая проба»; «Покори Воробьевы горы» и др. [4, с. 27]. Н. В. Дударева и В. Ю. Бодряков обобщают, что олимпиадное движение в России представлено в виде Всероссийской олимпиады школьников и перечневых математических олимпиад, размещенных на сайте olimpiada.ru [7, с. 126].
Список литературы
1. Аргунова Н. В., Попова А. М. Всероссийская олимпиада по элементарной геометрии как одна из форм внеаудиторной учебной работы со студентами // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 10. – С. 43–46. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.10.P.43
2. Аслонова О. П. Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения // Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – С. 445–447.
3. Болдовская Т. Е., Девятерикова М. В., Раскина И. И. Научная социализация студента при подготовке к предметной олимпиаде // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 476. – С. 176–183. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.39.164
4. Глебова М. В., Селютин В. Д., Яремко Н. Н. Подготовка будущих учителей математики к обучению школьников решению олимпиадных задач на основе теории графов // Continuum. Математика. Информатика. Образование. – 2022. – № 1 (25). – С. 26–37. DOI: 10.24888/2500-1957-2022-1-26-37
5. Деза Е. И., Попов А. Н. Вопросы подготовки учителей математики к организации олимпиад для школьников // Преподаватель XXI век. – 2021. – № 4. – Часть 1. – С. 171–183. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-171-183
6. Добровольская Н. Ю., Колчанов А. В. Формирование компетенции организации интернет-олимпиад в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики и информатики // Школьные технологии. – 2019. – № 4. – С. 65–73.
7. Дударева Н. В., Бодряков В. Ю. Студенческие математические олимпиады и конкурсы в УрГПУ как неформальный индикатор уровня и инструмент мотивации к углублению предметной подготовки будущих учителей // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 3. – С. 119–135. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_03_14.
8. Землякова И. В., Чебунькина Т. А. Роль и место математических олимпиад в системе подготовки студентов высших учебных заведений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26, № 2. – С. 206–210. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-206-210.
9. Келдибекова А. О. Математическая компетентность участников олимпиад как показатель качества уровневой математической подготовки // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 3 (51). – С. 169–187. DOI: 10.32744/pse.2021.3.12
10. Келдибекова А. О. Общие принципы разработки заданий математических олимпиад // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 11-3 (101). – С. 124–128. DOI: 10.23670/IRJ.2020.101.11.095
11. Колобов А. Н. Особенности обучения решению олимпиадных задач в школьном курсе математики // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 4 (95). – С. 18–21. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-495-18-21
12. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
13. Мартыненко И. М., Попов А. И., Пучков Н. П. Непрерывное развитие математического мышления обучающихся средствами олимпиадного движения // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2020. – № 4 (78). – С. 122–136. DOI: 10.17277/voprosy.2020.04.pp.122-136
14. Пермякова М. Ю., Кириллова О. А. О некоторых особенностях подготовки, учащихся к олимпиадам по математике // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6 (79). – С. 101–103. DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10043
15. Толстых О. Д., Миндеева С. В. Обобщение опыта и перспективы развития олимпиадного движения в техническом вузе [Электронный ресурс] // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2022. – № 1. – С. 218–231. – URL: http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2022/01/Mindeeva_Tolstykh_CE_2… (дата обращения: 11.08.2023). DOI: 10.51955/2312-1327_2022_1_218.
16. Хаблиева С. Р. Особенности проведения олимпиады по математике в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций // Primo Aspectu. – 2021. – № 3 (47). – С. 59–64. DOI: 10.35211/2500-2635-2021-3-47-59-64.
17. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
18. Bernal Pedraza O. F. Theoretical framework for research on mathematical olympiads in Latin America // EDU REVIEW. International education and learning review / Revista internacional de educación y aprendizaje. – 2020. – Vol. 8, №. 2. – P. 95–101. DOI: 10.15293/1813-4718.2401.0010.37467/gka-revedu.v8.2661
19. He Y., Xiong B., Lin T., Zhang Y. Mathematics competitions in China: practice and influence // ZDM Mathematics Education. – 2022. – №. 54. – P. 1087–1100. DOI: 10.15293/1813-4718.2401.0010.1007/s11858- 021-01325-3
20. Imanah U. N. Kemampuan mahasiswa calon guru matematika dalam menyelesaikan soal olimpiade matematika pada materi aljabar dan geometri // Journal of Mathematics Education and Science. – 2021. – Vol. 4, №. 1. – P. 37–40. DOI: 10.15293/1813-4718.2401.0010. 32665/james.v4i1.177
21. Marushina A. Mathematics competitions: what has changed in recent decades // ZDM Mathematics Education. – 2021. – №. 53. – P. 1591–1603. DOI: 10.15293/1813-4718.2401. 0010.1007/s11858-021-01275-w
Выпуск
Другие статьи выпуска
Агавелян Рубен Оганесович – доктор психологических наук, профессор, почетный работник общего образования Российской Федерации, директор Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ», лауреат премии губернатора Новосибирской области в сфере экономических и социальных наук.
Наталия Леонидовна Селиванова – академик, доктор педагогических наук, профессор, лидер известнейшей в стране научной школы, исследующей проблемы теории и практики воспитания. Сотрудники ее научной лаборатории, работавшие под началом Наталии Леонидовны в разные годы, – об этом удивительном человеке, отмечающем в 2024 году свой юбилей.
9 ноября 2023 года Институт педагогики и психологии Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева и Новосибирский государственный педагогический университет при непосредственной поддержке проекта ЮСАИД «Окуу керемет» и общественного молодежного фонда «Ыйык Ата-Журт» провели международную научно-практическую конференцию «Тенденции устойчивого развития образования в условиях глобализации»
Актуальность исследования обоснована недостатком современных программ психолого-педагогического просвещения родителей детей с СДВГ, учитывающих психологические особенности и ожидания современных родителей, на фоне растущего количества детей с данными особенностями развития, испытывающими значительные трудности в образовательном процессе. Основная цель, поставленная авторами, - выявить эффективные современные способы психологического просвещения родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, применимые в условиях инклюзивного образования. Методология. В ходе исследования осуществлен анализ актуальных отечественных и зарубежных научных публикаций и научно-методических источников, применены метод экспертных оценок (опрос специалистов службы психолого-педагогического сопровождения инклюзивных школ Новосибирской области и сотрудников Областного центра диагностики и консультирования) и метод изучения педагогического опыта (анализ программ, являющихся лауреатами «Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде» 2021 и 2022 гг. с применением методологии доказательного подхода).
Нелинейность, многоконтекстность и изменчивость современного мира находят свое отражение в политике, экономике, образовании и других сферах жизни человека. В ситуации разнообразия различных социальных сред и пространств, функционально-смысловой неопределенности различных контекстов большое значение приобретает транспрофессионализм педагога, его умение непрерывно развиваться, самостоятельно выстраивать взаимодействие с окружающим миром, проявляя свою агентность. Цель исследования - операционализация содержания понятия агентности педагога и его проявления как показателя развития лидерского потенциала с учетом происходящих изменений в современном мире. Методология. Трактовка сущности терминов «агентность» (agency) и «лидерский потенциал» педагога осуществлялась с использованием метода семантического анализа их содержания в отечественных и зарубежных источниках. Применение деятельностного и акмеологического подходов обусловлено необходимостью определения ключевого механизма реализации агентности педагога в сопоставлении значимых категорий (агентность, лидерство и менеджмент). Использовались общенаучные методы исследования: теоретический анализ и синтез, систематизация и обобщение научной литературы по теме исследования. Результаты исследования. В качестве основного механизма проявления агентности педагога предложен коннективизм (социальная поливалентность) как способность педагога находить и поддерживать условия, формы, пути и способы общения с представителями разных профессий, социальных групп и статусов, убеждений, возрастов для организации совместных акций, событий, продуктивной деятельности, что позволило установить ключевую роль агентности в развитии лидерского потенциала педагога - создание атмосферы сотрудничества в рамках образовательной организации и вне ее.
В статье актуализируется задача, подчеркнутая в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по всем направлениям подготовки хореографов, а также в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ МТиСЗ РФ от 22.10.2021 года), а именно подготовка будущих специалистов в области хореографии к педагогической деятельности. Цель статьи - акцентировать внимание на факторах, обусловливающих данный процесс, поскольку педагогические задачи присутствуют во всех видах профессиональной деятельности будущих хореографов. Исследование проводилось на основе методов сравнительного, критического анализа, синтеза, обобщения и интерпретации. Изучение нормативных документов, психолого-педагогической научной литературы и практики позволило нам выделить факторы, оказывающие наибольшее влияние на практическую подготовку будущих хореографов и разделить их по источнику воздействия на внешние и внутренние. К внешним факторам отнесены: культурно-образовательная среда, взаимодействие с преподавателями, студенческий коллектив. К внутренним факторам: увлеченность профессией, способность к творчеству, саморазвитие, самообразование и самовоспитание. На основании данных факторов были выделены и обоснованы условия, под воздействием которых можно существенно улучшить данный процесс. К таким условиям отнесены: обогащение педагогической составляющей в преподавании специальных дисциплин студентов-хореографов; включение обучающихся в практико-ориентированную деятельность в процессе прохождения практик; использование новых технологий в преподавании дисциплин. В заключении делается вывод о том, что практическая подготовка к педагогической деятельности студентов-хореографов представляет собой процесс комплексного воздействия факторов, определяемых спецификой хореографического образования, реализуемый за счет теоретически раскрытых в статье педагогических условий.
Усиление государственного сектора в сфере детского отдыха, изменение модели детства в условиях цифровой социализации оказывают влияние на содержание и формы подготовки педагогов к работе в детских лагерях. Анализ отечественного исторического опыта способствует уточнению теоретических и методических основ организации подготовки профессиональных педагогических кадров для центров детского отдыха и оздоровления, определению условий, оказывающих влияние на содержание и формы данного процесса. Цель статьи: на основе анализа становления и развития деятельности центров детского отдыха в России уточнить сущность и особенности подготовки кадров для центров детского отдыха и оздоровления. Методологическую основу исследования составляет совокупность историко-компаративистского (М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов), социокультурного (А. Г. Асмолов, Г. А. Кадочникова), а также системно-деятельностного подходов (А. Н. Леонтьев, Л. И. Новикова, С. Н. Рубинштейн). Результаты исследования. Предложена хронология эволюции подготовки педагогических кадров для центров отдыха и оздоровления в России с 1920-х гг. по настоящее время. Дано определение и проанализированы основные компоненты подготовки педагогических кадров для центров отдыха и оздоровления (социальный заказ, квалификационные требования, взаимосвязи между всеми субъектами деятельности).
Актуальность проблематики представленного исследования связана с осмыслением и оценкой некоторых форм организации социальной и профессиональной адаптации студентов-первокурсников и их интеграцией в образовательную среду университета, сложившихся и реализованных в практике деятельности отечественных вузов в последней трети ХХ в., их влиянием на личностное, социальное и профессиональное развитие будущих педагогов. Цель статьи состоит в рефлексии опыта адаптации и интеграции студентов-первокурсников в образовательную среду вуза, сложившегося в деятельности историко-педагогических факультетов, действовавших в СССР с 1966 по 1996 гг. Рефлексия такого опыта ориентирована на поиск продуктивных идей, позволяющих в современной практике профессионального психолого-педагогического образования осуществлять адаптацию студентов к нормам и ценностям образовательной среды, формировать устойчивые мотивы саморазвития, самообразования, интенсивно готовиться к профессиональной деятельности в системе российского образования. Ведущими методологическими идеями в анализе опыта адаптации и интеграции студентов в образовательную среду вуза являются принципы объективности, системности, историзма, опоры на результаты практической деятельности, на экспертные суждения и оценки непосредственных участников и организаторов этой работы в последней трети ХХ в. В этих целях был использован метод монографического описания практического опыта деятельности установочного лагеря историко-педагогического факультета Курского государственного педагогического института, беседы с преподавателями и студентами, включенное наблюдение, изучение научных текстов, материалов прессы и интернет-ресурсов. Результаты исследования. Исследование позволило раскрыть место и роль установочных лагерей в обеспечении адаптации и интеграции студентов-первокурсников в образовательную среду вуза, обосновать основные функции лагеря в общей логике личностного, социального и профессионального развития будущих педагогов, охарактеризовать некоторые эффективные виды и формы работы, их практическую результативность. В частности, раскрыты сущность и содержание адаптационной, интеграционной, ценностно-ориентационной функций лагеря первокурсников; представлены виды и формы работы по социально-нравственному, личностно-профессиональному развитию студентов-первокурсников; охарактеризована роль студентов старших курсов в организации жизнедеятельности будущих педагогов в образовательной среде вуза.
В статье актуализируется оценка компетенций студентов педагогического вуза посредством систематического сбора и анализа уровня сформированности компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы. Необходимость мониторинга и оценки развития компетенций студентов позволяет выявить отсутствие или недостаточный уровень сформированности компетенций у студентов и принимать соответствующие управленческие и педагогические решения по повышению качества образовательного процесса. Одним из таких средств является цифровой профиль компетенций студента педагогического вуза, под которым авторы понимают представленную в цифровом виде в информационно-образовательной среде вуза систему сбора, анализа и визуализации совокупности компетенций, которые формируются и развиваются у студентов в результате освоения основной образовательной программы и во внеаудиторной деятельности, необходимые для осуществления профессиональной педагогической деятельности. В статье представлена модель цифрового профиля компетенций студентов педагогического вуза, определены структурные элементы и функциональные отношения между ними. Цель статьи - разработать модель цифрового профиля компетенций студентов педагогического вуза, определить объектов и субъектов цифрового профиля, определить структурные элементы цифрового профиля студента педагогического вуза, выявить функциональные отношения и взаимосвязи между структурными элементами модели. Методология и методы исследования. Исследование выполнено на основе метода моделирования и структурно-функционального метода, обеспечивающего выявление структурных элементов цифрового профиля студента педагогического вуза, определение функциональных отношений и взаимосвязи между структурными элементами и их функции относительно друг друга.
Введение. Современная система дополнительного профессионального образования предполагает использование новых принципов и подходов к организации педагогического процесса. В связи с этим актуальным является вопрос выбора наиболее подходящих технологий и инструментов для организации обучения и построения эффективной модели учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников. Цель статьи - выявление особенностей педагогического моделирования учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников. Методология и методы исследования: теоретические и концептуальные идеи моделирования, представленные в отечественной и зарубежной литературе, системный, деятельностный, компетентностный методологические подходы. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России в Центре дистанционных образовательных технологий департамента последипломного образования. В рамках исследования был проведен опрос среди обучающихся (1217 анкет), преподавателей (89 анкет), работодателей (35 анкет). Результаты исследования. Выявлено, что педагогическое моделирование учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования медицинских специалистов имеет ряд особенностей, определены характеристики учебного процесса, наиболее важные для обучающихся, а также внешние факторы, влияющие на учебный процесс в системе повышения квалификации медицинских работников, и требования к нему.
Введение. Модель «перевернутый класс» является уникальным методом для реализации потенциала современных информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Использование технических средств значительно упрощает как передачу (видеотрансляция), так и контроль знаний (автоматизированный контроль времени и количества просмотров, подсчет и оценка результатов тестов). Цель исследования заключается в теоретическом изучении вопросов, связанных с возможностями использования метода «перевернутый класс» и игрового метода. Методологической основой исследования стали следующие подходы: культурологический, межкультурный, личностно-ориентированный, деятельностно-ориентированный, коммуникативный. В исследовании проводилась опытно-поисковая работа, которая совершалась на базе кафедры иностранных языков и перевода Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Результаты и обсуждение. В статье рассматривается как появление «перевернутого класса» разрушило разделение между передачей знаний и усвоением материала в традиционных классах, методика органично объединила одно с другим. В то же время внедряется обучение на основе игр, чтобы полностью оценить смысл перевернутого обучения в классе и реализовать цель синхронной работы между объяснением знаний учителями и пониманием знаний учащимися в классе.
Статья посвящена рассмотрению роли гендера в изучении русского языка в иранской аудитории. Целью статьи является выявление роли гендера в успешности персоговорящих учащихся, изучающих русский язык во всех видах речевой деятельности и в разных учебных дисциплинах, таких как грамматика русского языка, верность перевода, лексика и др. Новизна работы заключается в том, что впервые рассматривается влияние гендера персоговорящих учащихся на изучение русского языка. С точки зрения методологии настоящее исследование является описательным исследованием, проведенным с применением комплексного подхода. Статистическая совокупность этого исследования включала учащихся мужского и женского пола всех этапов обучения русскому языку университета имени Алламе Табатабаи. Мы рассмотрели и проанализировали языковое поведение и оценки экзаменов 87 иранских учащихся, изучающих русский язык в университете имени Алламе Табатабаи в течение двух учебных лет. Среди них 60 студенток и 17 студентов. В заключении делается вывод о том, что студенты женского пола, изучающие русский язык в иранской аудитории, более успешны в письменных формах работы, а студенты мужского пола лучше справляются с устными формами работы. Причина заключается в том, что девушки испытывают дискомфорт во время устной работы. Страх совершить ошибку и в результате быть высмеянными у большинства девушек заставляет их молчать на устных занятиях. Использование групповой формы работы, юмора и сюжетно-ролевых игр помогает снижению страха ошибаться у студентов женского пола и более активному участию в разговорах и устных формах работы.
Общелогические познавательные действия составляют основу практически всех познавательных методов. Это определяет необходимость их целенаправленного формирования в процессе предметного обучения. Особая роль в развитии познавательных методов принадлежит математике, в процессе обучения которой эти действия проявляются в наиболее явном виде. В статье рассматриваются вопросы формирования синтеза как базового общелогического метода. Целью нашего исследования является разработка подходов к организации предметного обучения, направленного на формирование и развитие синтетического мышления школьников и студентов педагогических направлений. Методологию исследования составляет теория фундирования логических конструкций, разработанная на основе концепции фундирования в образовании (В. Д. Шадриков, Е. И. Смирнов). Результаты исследования. Рассматриваются примеры, демонстрирующие основные виды синтеза в обучении математике. К этим видам относятся: синтез как ведущее действие при построении математической модели и синтез как представление логически обоснованного решения задачи. Анализируется проблематика реализации синтеза обучающимися в процессе решения математических задач. Исследуется специфика учебных заданий, способствующих формированию синтетического мышления. Описана роль комбинаторных задач как задач с превалирующей логической составляющей, в формировании синтетического мышления обучающихся. В заключении на основании теории фундирования предложена типизация видов синтеза в школьном математическом образовании.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/