ISSN 1815-9834 · EISSN 2587-5957
Языки: ru · en

Архив статей журнала

ЭКОСИСТЕМА УМНОГО ГОРОДА: ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ (2023)
Выпуск: Том 19 № 3 (2023)
Авторы: Попов Евгений Васильевич

Исследованы проблемы функционирования экосистемы умного города. Рассматривается влияние на устойчивость экосистем внешних и внутренних воздействий на инфраструктурные, сетевые, цифровые, институциональные, ресурсные элементы умного города. Предложены принципы оценки устойчивости экосистемы умного города (инфраструктурная насыщенность, уровень развития сетевых связей и цифровых технологий, отсутствие провалов институциональной среды, минимизация трансакционных издержек), реализуемые через показатели количества стейкхолдеров, использование сетевого и цифрового потенциалов муниципалитета, уровня институциональной насыщенности, определяемой методом построения институционального атласа, уровня сравнительных трансакционных издержек, определяемых построением трансакционной функции. Предложены возможные направления дальнейших исследований с точки зрения расширения теоретической и инструментальной базы.

Сохранить в закладках
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЬЮНКТУРА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ В 2022 Г. (2023)
Выпуск: Том 19 № 2 (2023)
Авторы: Прокапало Ольга Михайловна, Бардаль Анна Борисовна, Исаев Артем Геннадьевич, Мазитова Марина Гамиловна

На основе оперативной статистической, аналитической и экспертной информации проводится анализ социально-экономической ситуации ДФО в 2022 г. по основным видам экономической деятельности и территориально-административным регионам. Рассматриваются проблемы функционирования отраслей реального сектора экономики, социальной сферы, внешнеэкономической деятельности в условиях обострения геополитической ситуации и введения санкционных ограничений. Отмечена положительная динамика инвестиционной активности, но темп роста был ниже уровня 2021 г. По-прежнему основной объем инвестиционных ресурсов аккумулируется в Республике Саха (Якутия) и Амурской области, где продолжается реализация крупных инвестиционных проектов в области добычи полезных ископаемых, транспорта, газохимии, энергетики. Сокращение промышленного производства в ДФО было вызвано падением добычи полезных ископаемых, особенно в Сахалинской области, и снижением производства в обрабатывающем секторе. В строительном комплексе ДФО отмечена положительная динамика, связанная в том числе с расширением жилищного строительства. Но высокие темпы жилищного строительства в регионах ДФО пока не могут компенсировать хронического отставания ввода жилья в расчете на душу населения по сравнению со среднероссийскими параметрами. Транспортный комплекс ДФО столкнулся с ростом спроса на перевозки внешнеторговых грузов. Это обострило конкуренцию доступа к ограниченной по провозной способности инфраструктуре экспортно-импортного направления (железная дорога, морские порты), повысило затраты грузоотправителей и неопределенность условий транспортировки. Негативное влияние различных ограничительных мер не повлияло на структуру внешней торговли ДФО. Снижение физического объема экспорта продукции топливно-энергетического комплекса нивелировалось высокими мировыми ценами на энергоресурсы. На снижение экономической активности существенное влияние оказывало сжатие внутреннего спроса на фоне сокращения реальных доходов населения. Острой проблемой остается снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока.

Сохранить в закладках
ИНВЕРСИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (2024)
Выпуск: Том 20 № 3 (2024)
Авторы: Краснопольский Борис Хананович

Целью статьи является обобщение теоретико-методических подходов к исследованию такого явления, как инверсии и инверсионные процессы в социально-экономических науках и выявление особенностей применения данных подходов в исследованиях в области пространственной экономики, а также их использования в оценке развития приграничных северо-арктических территорий Дальнего Востока как на национальном, так и на международном уровнях. Анализ существующих исследовательских подходов к пониманию сути, характеристик и инструментария изучения инверсионных процессов в научных направлениях в социально-экономической области позволяет провести их предметную интерпретацию применительно к пространственно-экономическим исследованиям и выявить специфические методы их применения, которые связаны с пространственной экономикой. Выявленные исследовательские приемы используются для изучения дальневосточных северо-арктических территорий, в которых в настоящее время происходят глубокие качественные преобразования в производственной специализации, вспомогательных циклах и цепочках, а также в обеспечивавшей эти процессы инфраструктуре. В работе утверждается, что в регулировании инверсионных процессов как в пространственной экономике в целом, так и при проведении конкретных исследований по развитию северо-арктических территорий ведущую роль играет сбалансированность противодействующих эндогенных и экзогенных элементов инфраструктуры пространственно-хозяйственных образований на всех иерархических уровнях.

Сохранить в закладках
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ В 2023 Г (2024)
Выпуск: Том 20 № 2 (2024)
Авторы: Прокапало Ольга Михайловна, Бардаль Анна Борисовна, Исаев Артем Геннадьевич, Мазитова Марина Гамиловна

На основе оперативной статистической, аналитической и экспертной информации проводится анализ социально-экономической ситуации ДФО в 2023 г. по основным видам экономической деятельности и территориально-административным регионам. Рассматриваются проблемы функционирования отраслей реального сектора экономики, социальной сферы, внешнеэкономической деятельности в условиях продолжающегося санкционного давления. Отмечается, что сохраняется неустойчивость и противоречивость тенденций развития в отдельных секторах экономики. Индекс выпуска базовых видов экономической деятельности демонстрирует положительную динамику с темпом роста выше уровня 2022 г. Инвестиционная активность оставалась на высоком уровне, несмотря на существующие шоковые ограничения. Большой прирост инвестиций в основной капитал связан с реализацией крупнейших, в том числе и экспортно ориентированных, проектов в области нефте- и газохимии, добычи полезных ископаемых, реконструкции транспортно-логистической инфраструктуры в связи с новой географией торговых взаимодействий. Общий рост выпуска промышленной продукции главным образом был связан с наращиванием объемов производства углеводородов в Сахалинской области и значительным увеличением улова рыбы в Камчатском крае. Наибольшую устойчивость к внешним шокам демонстрирует строительный комплекс, в котором второй год подряд сохраняется положительная динамика, связанная, в том числе, с расширением жилищного строительства. Грузовые перевозки всеми видами транспорта ДФО, за исключением автомобильного, имели положительную динамику. Проблемным элементом остается дефицит провозной способности Восточного полигона железных дорог. Внешняя торговля характеризовалась увеличением физических объемов экспорта и импорта. Одним из факторов экономического роста выступает расширение потребительского спроса в условиях роста реальных доходов населения и снижающегося уровня инфляции. На фоне этого существует ряд негативных факторов, которые впоследствии могут стать серьезной преградой дальнейшего воспроизводства: сохранение опережающего уровня инфляции по сравнению с динамикой экономического роста; сокращение численности кадров, в том числе и высокопрофессиональных; продолжающееся снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКИМИ РЕГИОНАМИ С УЧЕТОМ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (2024)
Выпуск: Том 20 № 1 (2024)
Авторы: Галимов Дмитрий Ирекович, Гнидченко Андрей Андреевич, Сальников Владимир Алексеевич

Исследование посвящено оценке средневзвешенных расстояний между регионами России по разным метрикам - кратчайших расстояний на сфере и дистанции по железным и автомобильным дорогам. Подобные сводные оценки необходимы исследователям межрегиональных процессов, таких как миграция и грузоперевозки, однако в публичном доступе отсутствуют. В статье этот пробел восполняется. Подробно описываются методики оценки расстояний по разным метрикам (на основе данных Росжелдора о тарифных расстояниях между железнодорожными станциями, сведений о координатах и численности населения городов, сервисов расчета расстояний между городами). Предлагаемые метрики можно рассматривать в качестве метрики экономического расстояния, разработанного в контексте исследований гравитационных взаимодействий. Оценки расстояний между российскими регионами выполнены на актуальных данных высокой степени детализации (использованы данные о расстояниях между 2840 железнодорожными станциями, о численности жителей около 10 000 населенных пунктов). Результаты оценок выложены в открытом доступе для свободного использования в научно-практических целях. Обсуждаются и интерпретируются случаи значительных расхождений в оценках расстояний между регионами России по разным метрикам. Показано, что особенности транспортной инфраструктуры определяют для ряда регионов необходимость в зависимости от задачи использовать различные метрики межрегиональных расстояний. Оценено средневзвешенное расстояние между всеми субъектами РФ с учетом изменения региональной структуры населения; на этой основе показано, что с начала 1990-х гг. миграция населения шла в направлении регионов, обладающих большей относительной транспортной связностью.

Сохранить в закладках