Архив статей журнала
В работе анализируется содержание и особенности монографии «Анализ и оценка процессов создания и развития в Азиатской России транспортной магистральной сети различного назначения». Отмечается, что монография основана на сочетании макроэкономического и отраслевого подходов. Показаны особенности монографии, отличающие ее от научных публикаций по вопросам функционирования транспорта восточных регионов России на современном этапе геополитических шоков. Первая - комплексность подхода, выражающаяся в широком перечне объектов исследования (грузовой и пассажирский сегменты, железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной виды транспорта). Вторая особенность монографии заключается в широком представлении теоретических, методических, практических результатов исследований, включая обзор подходов к изучению транспортной инфраструктуры как фактора пространственного развития, анализ тенденций и ключевых проблем грузового и пассажирского сегментов, прогнозные оценки развития экономики и транспорта в долгосрочном периоде (2035 г.), изучение перспективных технологий и возможностей экологизации транспортных процессов. Третья особенность - соседство парадигм «инфраструктура для производства» и «инфраструктура для человека», подчеркивающее социальную значимость принимаемых в транспортном комплексе решений. В целом монография представляет системный взгляд на современную ситуацию и развитие транспортного комплекса восточных регионов России. В то же время привлечение к работе над монографией большого числа экспертов (из четырех учреждений) определяет сложности соблюдения единого подхода при работе с текстом и общей координации работы. Последнее отражается, с одной стороны, в наличии содержательных повторов отдельных проблемных моментов в разделах монографии, с другой стороны - в отсутствии в монографии важных для транспортного комплекса восточных регионов России аспектов (например, динамика тарифной политики, эффективное развитие системы пунктов пропуска через государственную границу, оценка регулирующего воздействия на транспортный комплекс при изменении институциональных условий использования ограниченной инфраструктуры и пр.).
В статье представлен анализ рынков продукции ТЭК в России: нефти, природного газа, угля, электрической и тепловой энергии. Выделены особенности рынков продукции ТЭК: множественность регулирующих воздействий, зависимость географических границ рынков от развития соответствующей инфраструктуры, наличие вертикальной и горизонтальной интеграции, высокая зависимость национальных рынков продукции комплекса от соответствующих мировых рынков. Сочетание описанных особенностей на каждом из рынков продукции ТЭК формирует разнообразные условия их функционирования в границах национальной экономики, что задает направление потоков и определяет развитие соответствующей транспортной инфраструктуры, которые, в свою очередь, проявляются в пространственной организации рынков продукции (географической сегментации). Алгоритм исследования состоял из анализа отраслевых рынков на основе параметров: свойства энергоресурса как товара, ресурсная база, характеристики производителей, структура потребления, развитие инфраструктуры, институциональные условия. На основе сочетания параметров были выделены сегменты для каждого из рынков продукции ТЭК. На рынке нефти, природного газа, угля и тепловой энергии выделено по два сегмента: западный и восточный. На рынке угля в рамках восточного сегмента выделено два: восточный прибрежный и восточный материковый. На рынке электрической энергии выделено три сегмента: западный, восточный и северо-восточный. Проведенный анализ позволяет выделить западный и восточный сегменты на каждом из рынков продукции ТЭК, диаметрально различающиеся по своим характеристикам. Устойчивость распределения территорий страны по сегментам позволяет предположить наличие инвариантов, определяемых параметрами физического пространства, действие которых слабо поддается регуляторным воздействиям.