Архив статей журнала
В статье рассмотрены методические подходы к формированию предпринимательских компетенций в области социального предпринимательства. Обосновано, что выбор обучающего контента и направленности изучения особенностей управления в социальном предпринимательстве зависит от уровня подготовки и целей обучения отдельных категорий обучающихся. Приведены подходы к конструированию практических занятий и материалов для текущего контроля успеваемости обучающихся на различных уровнях профессиональных образовательных программ. В статье представлено решение вопросов, направленных на оптимизацию процесса обучения социальному предпринимательству. Авторами установлена взаимосвязь компетенций, осваиваемых обучающимися разного уровня образовательных программ, за счет упорядочения элементов обучения социальному предпринимательству в каждой программе. Особое внимание уделяется участию начинающих и действующих предпринимателей в акселерационных программах, обладающих высокой значимостью в процессе освоения предпринимательских компетенций с учетом специфики социального предпринимательства. Рассмотрены примеры заданий и практикумов, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам, которые используются в процессе обучения социальному предпринимательству в МФПУ «Синергия». Авторы подтверждают целесообразность дифференцированного подхода к организации процесса обучения социальному предпринимательству обучающихся в колледже (СПО), бакалавриате (специалитете) по профилю «Предпринимательство» и в системе дополнительного обучения в бизнес-акселераторе.
В работе рассматриваются важные аспекты организационного конституирования приоритета корпоративной конфликтологии в Университете «Синергия». Автор подчеркивает, что создание Центра корпоративной конфликтологии в Университете является знаковым событием, обозначающим переход к новому этапу развития данной отрасли науки. В статье подробно анализируются цели и задачи корпоративной конфликтологии, включая аналитическое конструирование и научно-прикладную демонстрацию реалистичных представлений агентов инвестиционной практики и бизнес-процессов. В работе предложен разработанный автором тематический план курса корпоративной конфликтологии для владельцев бизнеса, рассчитанный на 80 академических часов. Автор также обсуждает методы обучения и внедрения курса корпоративной конфликтологии в учебный процесс, включая использование case-study и междисциплинарных исследований. Автор постулирует, что корпоративная конфликтология и корпоративное управление в целом опираются на широкий цикл знаний, охватывающий различные отрасли. Так, статья подчеркивает важность междисциплинарного подхода и обмена знаниями в области корпоративной конфликтологии. При этом в работе описывается два типа обеспечения междисциплинарности сферы знаний: 1) механистический, хрестоматический подход с эпизодическим и планомерным «взаимоинформированием» смежников; 2) действительно интеграционный подход с теоретико-методологической работой по унификации интерпретаций и «взаимоинтеграции» знаний. Подчеркивается, что для настоящего этапа развития корпоративной конфликтологии более эффективным является путь взаимоинтеграции знания, а не взаимоинформирования. Так обосновывается важность унифицированных интерпретаций и процессов взаимоинтеграции знаний для развития корпоративной конфликтологии. Междисциплинарный подход способствует формированию у студентов комплексных знаний и навыков, необходимых для работы в сфере управления конфликтами в корпоративной среде. Автор призывает к апробации данной методологии в учебных заведениях с целью обогащения образовательного процесса и подготовки студентов к реальным вызовам в области корпоративной конфликтологии. Автор выделяет вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются сторонники развития корпоративной конфликтологии, а также анализирует критику данной отрасли науки. В заключение подчеркивается важность развития корпоративной конфликтологии и ее потенциальный вклад в понимание и управление корпоративными конфликтами.
Предметом статьи является исследование производственных структур, состоящих из совокупности самостоятельных фирм - предприятий, взаимодействующих друг с другом через поставки продукции по горизонтальным и вертикальным связям в единой производственно-технологической цепочке. Предполагается, что фирмы на разных уровнях цепи не только поставляют комплектующие вверх, но и реализуют их на рынке, организуя взаимодействие с оптовыми покупателями. Механизм взаимодействия учитывает экономические интересы, спрос на продукцию фирмы на рынке и отражает ситуацию равновесия. Научной новизной исследования является углубление методологической базы для описания взаимодействия участников технологической цепи с помощью матричного моделирования, основанного на принципах построения матриц межотраслевого баланса. Рассмотрены такие характеристики фирм и системы в целом, как конечный продукт, валовый продукт, объемы ресурсов. На основе полученных конечных формул установлены зависимости экономических характеристик деятельности фирм и системы в целом от снижения (повышения) цен на ресурсы, от изменения спроса. Предложенный подход к определению конечного продукта системы представляется вполне обоснованным: во-первых, объемы выпуска системы увязаны через взаимодействие производителя и продавца, учитывающих рыночный спрос, а, во-вторых, величина объема продаж отражает экономические интересы сторон. Соотношение «цена продукции на рынке - объем предложения» становится обоснованным со стороны функции спроса (конечный потребитель), продавца и изготовителя продукции. Такой оптимизационный подход к определению результатов взаимодействия оперативно учитывает изменения рыночной среды и корректирует показатели деятельности участников в направлении их согласованности, что позволяет повысить устойчивость функционирования системы. Установлено, что при ухудшении ситуации на рынке в результате роста цен на факторы производства или сокращения платежеспособного спроса наблюдается процентное снижение конечного выпуска продукции в стоимостном выражении, однако темпы его сокращения ниже. Случай снижения спроса имеет более негативное влияние на экономику фирмы и всей системы. Таким образом, темпы роста экономики и благосостояние населения определяются эффективностью работы сложных иерархических структур с горизонтальными и вертикальными взаимосвязями.
«Коллаборация» как экономический термин еще не очень активно используется в российской теории и практике менеджмента, однако все новое или сравнительно новое требует исследования, понимания и изложения в научных трудах, чтобы способствовать приращению научного знания. На наш взгляд, коллаборация, хотя и хорошо известна за рубежом, пока еще не нашла своего достойного места в российской традиции менеджмента. Смысловое наполнение дефиниции «коллаборация» требует уточнения, поскольку достаточно часто рассматриваемый термин отождествляется с партнерством, сотрудничеством и прочими схожими понятиями, термин может даже негативно восприниматься из-за ассоциации со словом «коллаборационизм», что не является корректным отождествлением. В свою очередь, дословный перевод данного термина с английского языка не передает всего смысла, заложенного в данное понятие. Характер институционализации коллаборации является важным аспектом признания ее в качестве экономической системы как через призму управленческих решений, так и совместного создания ценности. Не менее важным представляется разделение формальной и неформальной коллаборации, а также рассмотрение и изучение жизненного цикла коллаборации в сочетании с дуализмом ее цели. Восполнить этот пробел и призвана наша статья. В РИНЦ (elibrary.ru) обнаружено 610 публикаций по ключевому слову «коллаборация» (дата обращения: 01.11.2023) по тематике 06.00.00 «Экономика. Экономические науки».
Мировая индустрия спорта является в настоящее время крупным сектором мировой экономики, который динамично развивается в условиях конкуренции многочисленных спортивных организаций, а также различных представителей бизнеса и популярных медиа. В статье анализируются главные продукты индустрии спорта (спортивное событие и спортивно-оздоровительная услуга), дана общая реальная картина рынка индустрии спорта с учетом как различных производителей, так и потребителей этих продуктов. У каждого продукта индустрии спорта есть свои особенности с учетом развития различных сегментов индустрии (профессиональный и массовый спорт, детско-юношеский спорт и фитнес-индустрия). В рамках проведенного исследования выявлены специфические элементы конкурентной стратегии различных производителей индустрии спорта с учетом особенностей продуктов этой индустрии. Авторами отмечается появление цифровых видов спорта (киберспорт, спортивное программирование, фиджитал-спорт и др.), что заметно сказывается на конкуренции рынка спортивных событий. Конкуренция на рынке спортивно-оздоровительных услуг связана с развитием предпринимательской деятельности в массовом и детско-юношеском спорте, а также в фитнес-индустрии. В статье показано, как сегодня развивается конкуренция в индустрии спорта, как формируется конкурентная среда и за какие продукты идет соперничество у потребителей индустрии. Представленная статья показывает уровень развития конкурентной среды в индустрии спорта.
Актуальность исследования обусловлена высокой долей расходов на государственные и муниципальные закупки в структуре ВВП России, с одной стороны, и необходимостью повысить качество мониторинга параметров конкуренции на рынке госзакупок - с другой. Имеющиеся в настоящее время на ИТ-рынке информационные системы и сервисные решения дают такую возможность, которая, по мнению автора, недостаточно использована в государственном секторе. Целью исследования является обоснование современной методологии мониторинга конкуренции на рынке государственных закупок, релевантной уровню научно-технологического развития вычислительных мощностей и инфраструктуры. Научная новизна заключается в формировании системы качественной оценки конкуренции на рынке закупок, основанной на анализе ранее незадействованных разрезов информации, позволяющих регуляторам отрасли оперативно получать сигналы о наличии картельных сговоров и иных форм нарушения конкуренции. Задача, решаемая в статье, направлена на улучшение поддержки принятия органами - регуляторами закупок управленческих решений относительно проводимой территориальной, отраслевой политики с учетом их материально-технического и кадрового обеспечения. Для реализации поставленной задачи результаты предыдущих исследований коллективов с участием автора обобщены и агрегированы в единую двухуровневую методологию, представлены в виде научно-методических рекомендаций к внедрению органами власти. На первом уровне методология может быть применена региональными уполномоченными органами в сфере закупок и не требует специального программного обеспечения, основывается на применении карты конкуренции, реализованной в Excel (может быть использована любая табличная база данных). Методы второго уровня ориентированы на применение крупными аналитическими центрами и подразделениями, основаны на высокоуровневой визуализации, наглядно «подсвечивают» рыночные аномалии. Внедрение такой методологии позволит повысить информированность органов власти о ситуации в разрезе регионов и отраслей, выявить или спрогнозировать возникновение различных аномалий, улучшить качество работы по противодействую картельным сговорам.
Актуальность исследования состоит в необходимости имплементации процессов проведения конкурентной разведки в организации ввиду постоянно растущего уровня конкуренции с целью обеспечения экономической стабильности. В настоящее время в научной литературе отсутствуют однозначные рекомендации по организации данных процессов, а предложенные модели традиционных организационных структур обладают рядом недостатков. При этом важно отметить большое количество факторов, влияющих на принятие решения о создании штатного подразделения конкурентной разведки, таких как размер компании, финансовые возможности и уровень отраслевой конкуренции. Цель исследования - дать характеристику существующим моделям организации процессов по проведению конкурентной разведки и предложить собственный подход к имплементации данных процессов. Основной задачей является выработка модели по организации деятельности по проведению конкурентной разведки. В статье особое внимание уделяется анализу зависимости частоты проведения конкурентной разведки и результатов операционной деятельности организаций, сделаны выводы об основных проблемах внедрения практики проведения конкурентной разведки на современном этапе. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция и дедукция. В качестве результата исследования обобщена информация об имеющихся подходах к имплементации процессов конкурентной разведки и дана их характеристика, предложена модель организации деятельности по проведению конкурентной разведки с использованием scrum-метода и автоматизированной платформы сбора информации о внешней и внутренней средах.
Предлагаемая статья отражает методологическое описание и конкретные предложения по содержательному наполнению отдельных положений Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок 220), в связи с комплексом изменений, касающихся в первую очередь цифровых рынков. В статье представлен краткий исторический контент изменения и трансформации методик по анализу товарных рынков для целей антимонопольного правоприменения, который указывает на необходимость важных дополнений и модернизации Порядка 220 как в отношении цифровых рынков, так и актуализации понятий и категорий общего контура анализа товарных рынков. Особое внимание уделено тому, что инструментальное раскрытие понятий «решающее влияние» и «сетевой эффект» является важнейшим нарративом регуляторной оси в цифровой повестке. В статье предлагается матрица вариативности исследовательского инструментария для анализа релевантного рынка (классического и цифрового), так как существенные трансформации классической рыночной парадигмы в условиях расширения цифровизации общественной и экономической жизни предполагают изменение исследовательского инструментария для оценки состояния конкурентной среды. Учитывая, что различные виды онлайн-платформ конкурируют на основе различных параметров качества, представлено описание теста SSNDQ, который может стать основным аргументом доказательства эластичности переключения пользователей платформы, что указывает на потенциальную целесообразность его включения в Порядок 220. Впервые в научном исследовательском контенте системно отражено авторское видение инструментальных оценок сетевых эффектов и признаков доминирования цифровых платформ, систематизированы показатели анализа последствий и силы сетевого эффекта. Предложены четыре комплексные группы показателей, позволяющих оценить последствия и силу сетевого эффекта, отражен их содержательный контент.
В статье предлагается использование обучающего инструмента деловой игры в учебном процессе, направленном на формирование полной системы профессиональных предпринимательских компетенций. Статья имеет цель расширить возможности обучения в ограниченных условиях занятий в классе путем создания учебной ситуации, максимально близкой к реалиям современной практики деловых отношений. Для достижения этой цели автор поставил задачу использовать инструменты деловой игры применительно к развитию навыков конкуренции и конкурентных отношений. В качестве основного сценария деловой игры автор создает модель ситуации конкурса с участием стороны покупателя и нескольких участников-претендентов, конкурирующих за победу в имитации конкурсной закупки. Предлагаемая деловая игра строится на основе типовых реальных конкурсных ситуаций в пространстве множества В2В-операций, что подтверждает актуальность выбранного метода обучения. Статья содержит описание базового сценария и подробного регламента игры. Каждой из групп-участников игры предлагается свой пакет документов исходной информации, на основе которой участники должны построить свою тактику переговоров и генерации предложения конкурсной комиссии. В статье обосновывается, что для победы в конкурсе участникам необходимо учитывать как профессиональные, так и личные отношения лиц, участвующих в принятии решения. Автор обращает внимание на важность изучения учебной ситуации как полной системы отношений реальных компаний друг с другом. В статье показано, что важное практическое значение деловой игры состоит в заключительной сессии анализа действий участников игры - этапе «Разбор полетов». На основе анализа проведенных сессий деловых игр автор выделяет наиболее значимые результаты участия студентов в игре, их положительные впечатления и неожиданные собственные открытия. Использование предлагаемого метода будет полезным для образовательных организаций в качестве эффективного упражнения в рамках курсов, изучающих практику конкуренции систем профессионального и высшего образования.
Соперничество присутствует в разных сферах человеческой деятельности, например соперничество (конкуренция) за рабочее место, должность, необходимые ресурсы, свободное место в транспорте и за баллы/оценки в учебном процессе. Статья посвящена вопросам соперничества среди студентов в учебной деятельности за оценки, в том числе и при реализации балльно-рейтинговой системы оценивания в образовательных организациях высшего образования. По данным различных исследований и исходя из опыта профессиональной деятельности автора, использование балльно-рейтинговой системы оценки в образовательных организациях имеет как свои преимущества, так и недостатки. Так, одним из неоспоримых преимуществ считается повышение мотивации студентов к учебной деятельности (выполнить задание лучше, чем одногруппники), а одним из недостатков считается соперничество (иногда недобросовестное) за нужную для студента оценку (зачастую, это и жесткое сравнение с баллами, полученными однокурсниками, и недовольство (не соответствующее реальному положению дел) заработанной оценкой и пр.). Значимость этих моментов усиливается в связи с субъективностью оценки преподавателем студентов, а также с особенностями распределения баллов (индивидуально у каждого преподавателя) и оценивания различных творческих учебных работ. На основе изучения взаимодействия соперничающих сторон в учебной деятельности за баллы автором предложены некоторые способы, применение которых способствует добросовестному соперничеству среди студентов (совместному выигрышу, выигрышу за счет преимуществ), что указывает на практическое значение данной статьи. В ней показано, что даже при подробном описании и обосновании оценки (составлении шкалы и ее критериев) все равно будут возникать различные спорные вопросы в оценивании студентов, приводящие к определенной форме соперничества в учебной деятельности.
В современной мировой практике наблюдается все больший интерес к применению организационно-управленческих инноваций, также происходит ускоренное развитие мировой электронной промышленности, требующее дополнительных источников повышения результативности российских предприятий данной отрасли, которые в основном находятся на догоняющих позициях относительно мировых конкурентов. Поэтому исследование влияния организационно-управленческих инноваций на результативность организаций электронной промышленности России является актуальной научной задачей. Стоит отметить, что в российских публикациях отсутствуют исследования о значимости организационно-управленческих инноваций в развитии электронной промышленности России. Поэтому целью данной статьи является определение значимости организационно-управленческих инноваций в развитии электронной промышленности России. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих задач: произвести анализ возможной трансформации в электронной промышленности РФ и перспектив отрасли в шестом технологическом укладе и четвертой промышленной революции; определить аспекты влияния организационно-управленческих инноваций на эффективность организаций при технологических изменениях; определить влияние организационно-управленческих инноваций на результативность НИОКР в электронной промышленности России. В результате доказаны высокая значимость организационно-управленческих инноваций и необходимость долгосрочной интенсификации использования данного вида инноваций в электронной промышленности России.
Статья посвящена исследованию инновационных методов антикризисного управления интернет-платформами, которые становятся важной составляющей современной экономической среды. В процессе исследования используются разносторонние методы анализа, включая детальное рассмотрение современных стратегий антикризисного управления и анализ успешных случаев интеграции инноваций в интернет-платформы. Полученные результаты подчеркивают значимость инновационных подходов для эффективного преодоления кризисных ситуаций и обеспечения устойчивости интернет-платформ, а анализ практических примеров показывает, что инновации способствуют повышению конкурентоспособности, оптимизации пользовательского опыта и увеличению финансовых показателей интернет-платформ. Результаты исследования подчеркивают важность инноваций для антикризисного управления интернет-платформами, что также определяет основные аспекты теории, включая жесткое ядро и защитную оболочку, а также показывает возможности ее преобразования на основе интеграции принципов теорий подрывных инноваций К. Кристенсена и технологических революций К. Переса. Исследование демонстрирует, что изменение защитной оболочки теории антикризисного управления под воздействием институциональных изменений, обусловленных технологическими трансформациями, является важным элементом успешного антикризисного управления интернет-платформами. Таким образом, данная статья дает ценные практические рекомендации и способствует расширению теории антикризисного управления интернет-платформами. Внесенный вклад в область антикризисного управления подчеркивает, что инновации представляют собой важный инструмент для эффективного преодоления кризисных ситуаций, повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивости интернет-платформ.