ISSN 2307-5430
Язык: ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Архив статей журнала

МАТЕМАТИКА ИЛИ ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА? (2020)
Выпуск: № 8 (2020)
Авторы: Бажанов Николай Николаевич

В работе рассматривается современная тенденция пересмотра традиционного курса высшей математики для инженерных направлений вузов и замена его курсом математики. Показано существенное отличие этих терминов и негативное влияние подмены понятий на качество подготовки современных специалистов.

Сохранить в закладках
МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (2022)
Выпуск: № 9 (2022)
Авторы: Смирнова Марина Анатольевна, Кривенко Ирина Валерьевна, Испирян Светлана Рафаиловна, Иванов Григорий Леонидович

Проведен анализ особенностей восприятия информации дистанционно и сделан вывод о недостаточной включенности студентов, обучающихся дистанционно, в изучение нового теоретического материала. Проанализировано восприятие студентами лекций при дистанционном обучении в различных форматах: онлайн, видеозапись, текст. Предложены методические рекомендации, направленные на то, чтобы помочь обучающимся концентрироваться на лекционном материале и лучше усваивать его: начисление рейтинговых баллов при ответах на вопросы на разных этапах лекции; сопровождение лекции короткими видео- или анимационными роликами; организация консультационных чатов. Указанные учебные действия позволяют мотивировать студентов к более глубокому и полному изучению материала, что должно повысить качество дистанционного образования.

Сохранить в закладках
ДИСТАНЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МИНИМУМА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ (2022)
Выпуск: № 9 (2022)
Авторы: Окишев Сергей Владимирович

Темой статьи является проведение дистанционных практических занятий по математике со студентами-первокурсниками с домашнего ноутбука. Можно ли проводить такие занятия без видеокамеры и микрофона, без социальных сетей и видеоклипов? Автор статьи убежден, что можно и расскажет о применявшейся им методике организации занятий. Эти занятия основаны на детальной проработке и структурировании материала в виде небольших фрагментов-картинок и организации беседы со студентами через чаты.

Сохранить в закладках
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК СЛАБОСТРУКТУРИРОВАННАЯ ПРОБЛЕМА (2022)
Выпуск: № 9 (2022)
Авторы: Итенберг Владимир Семенович, Воронов Михаил Владимирович

Рассматриваются проблемы совершенствования математической подготовки современных инженерных кадров. Предлагаются пути создания средств анализа существующих и перспективных учебно-методических материалов на базе математического моделирования. Предлагаются некоторые новации в изложении базовых математических курсов.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕРВИСА ONLINE TEST PAD (2023)
Выпуск: № 10 (2023)
Авторы: Чжоу Валентина Юйляновна, Эйрих Надежда Владимировна

В работе описывается возможность создания контрольных тестов по математике в онлайн-сервисе Online Test Pad. Выделяются преимущества данного сервиса для создания математических тестов: наличие удобного редактора формул, возможность создавать группы вопросов одного типа. В качестве примера приведена структура и варианты вопросов по дисциплине «Математический анализ» на тему «Двойные интегралы». Отмечается, что тестовые задания для онлайн-тестирования, должны формулироваться так, чтобы студент не смог при ответе на них воспользоваться прикладными математическими пакетами.

Сохранить в закладках
ОБ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА ПО МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ (2023)
Выпуск: № 10 (2023)
Авторы: Швед Елена Анатольевна

В материалах статьи рассмотрены вопросы организации и проведения промежуточной аттестации в форме экзамена студентов специальностей, относящихся к информационной безопасности, по дисциплине «Математика». Предложен подход, при реализации которого используется многоуровневая система оценивания знаний обучающихся, расширяется спектр возможностей для раскрытия потенциала студентов, формируются навыки общения на математическом языке. Отличительной особенностью описанной методики является возможность применения в процессе подготовки как стандартных источников, так и цифровой информационной среды.

Сохранить в закладках
АДАПТАЦИЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ (2023)
Выпуск: № 10 (2023)
Авторы: Ерофеева Лариса Николаевна, Лещева Светлана Викторовна

В статье рассмотрены некоторые проблемы преподавания математических дисциплин на начальных курсах технического вуза, возникшие на фоне длительного карантинного дистанционного обучения школьников. Рассматриваются пути совершенствования лекционного преподавания в формате дистанционного и аудиторного обучения дисциплинам математического цикла. Предложен вариант решения обозначенных задач через знакомые методические технологии обучения, основанные на принципах развития критического мышления. Также в работе затронуты психологические аспекты возникновения и решения проблем, с которыми столкнулись как студенты, так и преподаватели в переломный период нашего времени.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ДЛЯ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ (2023)
Выпуск: № 10 (2023)
Авторы: Кривенко Ирина Валерьевна, Смирнова Марина Анатольевна, Испирян Светлана Рафаиловна, Иванов Григорий Леонидович

Работа посвящена вопросу математической подготовки студентов, начинающих обучение физике в техническом вузе. Отмечается непонимание обучающимися того, что изученный в школе математический аппарат находит широчайшее применение при решении физических задач, а в дальнейшем используется при описании физических процессов в технико-технологических системах. Предлагаются пути решения обозначенной проблемы посредством перенесения начала изучения общей физики на второй семестр, интенсивного обучения абитуриентов в школе на элективных курсах и пропедевтических курсах в вузах. Проанализированы использованные авторами на практике методы проблемного и личностноориентированного обучения на пропедевтических курсах физики, а также методы активизации мыслительной деятельности обучающихся.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МАТЕМАТИКА" (2023)
Выпуск: № 10 (2023)
Авторы: Евсеева Светлана Ивановна, Мышлявцева Марта Доржукаевна

Пандемия коронавируса внесла изменения во все сферы жизнедеятельности, включая образование. В вузах экстренно начали внедрять дистанционные образовательные технологии, пытаясь предотвратить риск распространения инфекции, и это не прошло бесследно. В статье проведен анализ успеваемости студентов Омского государственного технического университета по дисциплине «Математика» в период online-обучения, по сравнению с предыдущими и последующими годами с целью определения степени влияния новых технологий обучения на успеваемость студентов и качество их знаний. Показано, что применение дистанционного обучения в учебном процессе снизило эффективность обучения. Перечислены основные причины, влияющие на изменение показателей успеваемости студентов

Сохранить в закладках
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (2023)
Выпуск: № 10 (2023)
Авторы: Гордеева Надежда Михайловна, Попушина Екатерина Сергеевна

В работе рассматриваются особенности преподавания линейной алгебры тем студентам, которые планируют работать в сфере информационных технологий. Отмечается, что все темы, изучаемые при традиционном подходе в большинстве вузов, необходимы, но не достаточны. С развитием искусственного интеллекта выпускники встречаются на работе с машинным обучением и понятием кластеризации множеств. Для решения поставленных задач будущий специалист должен хорошо понимать, как устроена структура пространств и подпространств, что такое расстояние от объекта до подпространства, косинусная мера близости, какие бывают способы задания пространств, какие бывают метрики. В статье предлагается ряд задач с методическими комментариями и описываются способы создания задач для большого количества вариантов.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ДОВУЗОВСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ОМГТУ (2023)
Выпуск: № 10 (2023)
Авторы: Евсеева Светлана Ивановна, Галимова Лязат Аменевна

Адаптация первокурсников к процессу обучения в техническом вузе во многом зависит от остаточных знаний по школьным дисциплинам, в том числе и по математике. В статье представлены результаты письменных контрольных работ («входного контроля») по элементарной математике, ежегодно проводимых в сентябре для проверки остаточных знаний у студентов первого курса Омского государственного технического университета (ОмГТУ). Анализ полученных данных показал, что за время наблюдения (2017-2022) существенных изменений уровня математической подготовки не произошло

Сохранить в закладках
О СТУДЕНЧЕСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЕ СРЕДИ ВУЗОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (2024)
Выпуск: № 11 (2024)
Авторы: Соколовский Мирон Наумович, Мышлявцева Марта Доржукаевна, Рогозин Андрей Владимирович, Князева Марьяна Сергеевна

Математические олимпиады способствуют развитию творческого мышления студентов, умению выбирать эффективные способы решения нестандартных задач, прививают навыки индивидуальной работы с использованием базовых знаний, умений, тем самым готовя студентов к научно-исследовательской работе. В работе изложен опыт проведения ежегодной региональной математической олимпиады среди студентов вузов Омской области (2018-2023 гг.). Рассмотрены вопросы организации и проведения олимпиады, подведения итогов олимпиады.

Сохранить в закладках