Архив статей журнала

Модернизация традиционного театра Китая в условиях поликультурного взаимодействия (2022)
Выпуск: № 18 (2022)
Авторы: Лю Цзин

Статья посвящена характеристике модернизационных процессов в традиционном китайском театре сицюй, которые осуществлялись в условиях взаимодействия культур различных стран с начала ХХ века. Архаичные формы театра (музыкальной драмы) сицюй представляют собой устойчивые культурные традиции различных местностей Китая в более чем 300 различных вариантах, из которых в настоящее время только около 50 имеют сценическое воплощение. Включение в «Список нематериального культурного наследия человечества» ЮНЕСКО региональных театров цзинцзюй, куньцюй, юэцзюй и цзанси является важным шагом по пути сохранения национального китайского театра и свидетельствует о его мировом признании.

Интернационализация культурной жизни Китая, осуществляемая в ХХ веке в условиях социально-экономических реформ государства, открыла возможности для инокуль- турного опыта развития традиционного китайского театра. Как результаты модернизации традиционного театра рассматриваются драматический театр хуацзюй, современная национальная опера гэцзюй, «образцовая революционная опера», авангардный драматический театр. Анализ процессов модернизации традиционного театра позволяет выявить сохранение таких константных качеств китайского театра, как универсальность и мастерство актера, канонизированные приемы сценической выразительности, зрелищность представления, метафизическая природа действия.

В условиях интенсивных межкультурных контактов авангардные театральные формы в искусстве Китая конца ХХ – начала XXI века демонстрируют продолжение модернизационных процессов и ставят перед искусствоведением новые исследовательские задачи по разработке типологии жанров современного китайского театрального искусства.

Сохранить в закладках
Поэтика и семантика праздника в белорусской станковой живописи ХХ века (2022)
Выпуск: № 18 (2022)
Авторы: ЦЫБУЛЬСКИЙ МИХАИЛ ЛЕОНИДОВИЧ

Статья посвящена анализу феномена праздника, основных черт его типологии и семантики в ХХ веке, ключевых этапов в развитии темы праздника в искусстве этого периода, поэтико-семантических и образно-художественных особенностей живопись ких произведений белорусских художников на данную тему.

Общеизвестно, что отражение празднований встречается в изобразительном масстатстве еще с древних времен, и в разные периоды эта тема трактовалась по-разному: от отображения массовых сцен веселья до выявления психологизма и внутраных характеристик в отдельных образах.

В ХХ веке феномен праздника неоднократно привлекал внимание белорусских живописцев. В зависимости от этапов развития общества в художественных образах праздник восставал то идеально-романтичным, то патриотически-возвышенным, то оптимистично-радостным, то камерно-интимным.

Усиление интереса людей в 70-е-начале 80-х годов к традиционной праздничной культуры, к истории, традициям и обычаям белорусского народа, представила художникам довольно широкое поле для творчества. Переосмысление обрядово-ритуального комплекса традиционных праздников становится ключевым элементом создания образности и фармирования праздничного хронотопа. Персонификация художественных образов праздника связана в первую очередь с интересом живописцев к торжествам родового, семейного плана, с индивидуальным контекстом их восприятия.

В широком смысле образы праздников в произведениях белорусских художников в ХХ веке спала- чают христианство и язычество, Крестьянскую и городскую культуру, духовно-возвышенное и бытовое. И вместе с тем, чрезвычайно часто праздник на живописных полотнах предстает как живое культурное событие, как праздничная стихия, что ведет художника по пути игры с образами, свободной импровизации и эксперимента.

Сохранить в закладках
Изобразительное искусство Беларуси 1980-х годов: творческие тенденции в условиях социальных трансформаций (2022)
Выпуск: № 18 (2022)
Авторы: БОРОЗНА МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

В статье анализируются многопрофильные тенденции в практике изобразительного искусства последнего десятилетия советской эпохи.

1980-е годы стали логическим продолжение лучших традиций изобразительного искусства Беларуси предыдущих этапов. О новом качественном уровне развития изобразительного искусства начала 1980-х годов свидетельствуют выставочная активность, острая полемика между представителями разных направлений, расширение международного обмена в области культуры и т. д. В 1980-х годах можно отметить разнообразие стилистических и образно-пластических решений. Кроме классических видов искусства и доминирующих академических принципов создания произведений, определенное место на культурной сцене занимают фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций и др. Активно формировались новые атрибуты художественной среды, создавались творческие группы и общественные объединения, организовывались международные пленэры. Более заметными стали проявления социальных функций искусства, освобождение его от идеологической регламентации художественной жизни. Вместе с тем начиналась коммерциализация в искусстве с вытекающими трудностями становления процесса.

Сохранить в закладках