ПЕРВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Архив статей журнала
В контексте концепции устойчивого развития определенное место принадлежит ESG-рискам, потенциал которых растет, обуславливая потребность в выработке методов их оценки и управления. Вектор перехода к низкоуглеродной экономике оказывает воздействие на многие отрасли экономики страны, способствуя увеличению долговой нагрузки предприятий, которая неизбежно приводит к снижению выручки и росту капитальных затрат компаний. Возрастающий спрос на кредитные ресурсы приводит к концентрации кредитных рисков банковского портфеля, в том числе за счет компаний, осуществляющих переход на низкоуглеродную экономику. В этой связи перечень традиционных рисков расширяется, предъявляются повышенные требования к системам управления рисками, в том числе за счет встраивания в оценку ESG-рисков.
В статье рассматриваются вопросы оценки и управления рисками коммерческого банка, выделяются особенности оценки и управления ESG-рисками.
Аннотация. Статья посвящена исследованию перспектив введения в обращение цифровой китайской национальной денежной единицы – цифрового юаня. Автор подробно описывает модель механизма, разработанного Народным банком Китая в целях регулирования обращения цифрового юаня (e-CNY); рассматривает вероятные последствия внедрения легальной цифровой валюты для экономики КНР в краткосрочном и долгосрочном аспектах; оценивает преимущества от использования цифрового юаня в международных (трансграничных) расчётах и анализирует новые вызовы, с которыми может столкнуться народно-хозяйственный комплекс Китая в этой связи.
Специфика проекта цифрового юаня приведена в контексте сравнения с концепцией цифрового рубля (аналогичного проекта, разрабатываемого Банком России). Автор указывает на определенную общность подходов центральных банков обоих государств к вопросам регулирования обращения цифровых денег. В работе также предметно рассмотрен весь спектр архитектур цифровых валют стандарта CBDC (Central Bank Digital Currency) и, в том числе, перечислены возможные социально значимые последствия для КНР от реализации проекта цифрового юаня.
Целью работы является определить приоритетный характер основных элементов механизма функционирования финансовой системы субъекта Российской Федерации, а также специфики их субъектно-объектного взаимодействия, в связи с чем в статье проводится анализ системы приоритетов в рамках функционирования финансовой системы региона. Исследование базируется на положениях теории финансов, диалектическом методе, научной аргументации. Обосновывается, что для поддержки мер, осуществляемых местными органами власти на региональном уровне, должна проводиться финансовая политика, позволяющая реализовывать организациями, малыми предпринимателями и физическими лицами инвестиционную деятельность. Эти основные моменты и определили актуальность темы исследования, что безусловно, позволит применять новые подходы для современных модификаций в финансовой системе субъекта РФ. Делается вывод, что эффективное использование тех возможностей, которые дает цифровизация всех элементов финансовой системы региона, позволит усовершенствовать процесс оценки эффективности использования финансовых ресурсов внутри этой системы, и на основе этого оперативно реагировать на волатильный характер экономической конъюнктуры в ходе корректировки программ развития региональной финансовой системы.
Предметом данного исследования является разработка теоретических основ формирования производственной себестоимости для целей расчета налога на прибыль на основании данных о производственной себестоимости, сформированной для целей бухгалтерского учета по нормативным ценам (стандард-костинг).
Актуальность темы обусловлена большим количеством зарубежных предприятий, осуществляющих производство (торговлю) на территории Российской Федерации и ведущих управленческий учет по системе «стандард-костинг». Практика ведения учета в зарубежных бухгалтерских программах не предполагает возможности расчета налога на прибыль в соответствии с налоговым законодательством РФ; при этом, как правило, в указанных программных средах управленческий учет ведется по методу «стандарт-костинг». В то же время в России возможность расчета налога на прибыль на основании нормативного учета (стандард-костинг) отсутствует.
Целью исследования является создание теоретической модели формирования производственной себестоимости для целей налогообложения на основе нормативного учета (стандард-костинг). В ходе исследования использовались методы сравнительного анализа и синтеза. По мнению автора, разработанная модель послужит основой для последующей апробации теоретических подходов к расчету производственной себестоимости для целей расчета налога на прибыль.
В условиях модернизации российской экономики является актуальным вопрос наполнения доходной части бюджета, основную долю которой составляют налоговые поступления. В результате поиска путей увеличения налоговых поступлений в бюджет объективно возникает необходимость привлечения дополнительных доходов в налоговую систему в качестве источника налоговых поступлений. В процессе исследований в данной области появилось немало новых понятий, среди которых и понятие «налоговый потенциал территории». В статье уточнен понятийный аппарат в данной области, выделены факторы величины налогового потенциала субъектов РФ. Кроме того, разработала система мер для обеспечения устойчивого экономического роста на уровне субъектов РФ.
В современных условиях одной из наиболее перспективных направлений управленческой деятельности становится повсеместное распространение и практическое использование цифровых технологий. Пандемия коронавирусной инфекции и тенденции перехода к цифровой экономике так или иначе коснулись всех финансовых институтов. Наиболее ощутимым их воздействие оказалось для кредитно-банковских организаций, являющихся, по сути, основными финансовыми посредниками для большинства граждан Российской Федерации.
В этих условиях, чтобы добиваться успеха в бизнесе, а не просто держаться на плаву, банки и другие кредитно-финансовые институты все более активно внедряют IT-инновации. Цифровая «перезагрузка» требует не только кардинальной перестройки бизнес-процессов, но и изменения мировоззрения людей, которые работают в финансово-банковском секторе. Активное использование преимуществ цифровых технологий становится в информационном обществе необходимой предпосылкой и ключевым фактором обеспечения высокой конкурентоспособности организаций, их стабильного функционирования и перспективного развития, ориентированного на достижение стоящих перед ними стратегических целей и задач.
В этой связи в статье обосновывается актуальность исследования в обозначенной области теории и практики управления, проводится краткий ретроспективный анализ сложившихся альтернативных подходов к содержанию такого феномена, как «цифровизация». Нейтрализация негативных последствий и использование возможностей цифровой трансформации становится необходимой предпосылкой для принятия эффективных управленческих решений в деятельности современных предпринимательских структур.
Бюджетно-налоговое планирование играет важную роль в разработке финансовой политики государства. Налоговое планирование на макроуровне представляет собой деятельность государственных органов по определению общей суммы налоговых доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, по выявлению и мобилизации имеющихся в экономике резервов, по совершенствованию налогового администрирования, а также по созданию условий для дальнейшего роста экономики. В целях раскрытия вопроса, авторами выделены задачи налогового разграничения бюджетного планирования, проанализированы понятия «планирование» и «прогнозирование», «бюджетно-налоговое планирование». Кроме того, в статье выделены условия для создания благоприятного налогового климата в регионах, а также отмечена важность мониторинга качества бюджетного процесса на макроуровне.