ИЗВЕСТИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Архив статей журнала
Ассоциативный эксперимент является одним из наиболее эффективных психолингвистических методов моделирования значения слова в индивидуальном языковом сознании. В связи с трудоемкостью проведения ассоциативных экспериментов и важностью полученных эмпирических данных для решения различных лингвистических задач, а следовательно, для широкого круга исследователей особую значимость представляют общедоступные корпусы, содержащие результаты подобных экспериментов. Отечественными и зарубежными исследователями созданы и поддерживаются ряд подобных ресурсов, однако они, как правило, не содержат информации об индивидуальном ассоциативном поведении, а также результаты лингвистического аннотирования. В настоящей статье представлено описание созданной в ВГПУ при поддержке гранта РНФ и не имеющей аналогов в мировой лингвистике базы данных ассоциаций, содержащей метаданные разных видов, процесс и результаты аннотирования ассоциативных данных по типам отношений «стимул - реакция» по разработанной авторами классификации, а также сведения о взаимосвязи различных типов метаданных.
Настоящая статья посвящена описанию лексики актуальной в настоящее время сферы модной индустрии, которая представляет собой совокупность словесных знаков, номинирующих модные объекты одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии, косметики и др., а также бизнес- и производственные процессы их создания и реализации. Комплексный анализ лексики модной индустрии, проведенный на материале статей модных журналов и данных интернет-источников, до настоящего времени не получил отражения в научной лингвистической литературе, что свидетельствует о новизне предмета исследования и, несомненно, имеет важное значение для понимания способов пополнения словарного состава русского языка и векторов его развития. К основным особенностям исследуемой лексической подсистемы можно отнести большой процент заимствований, графическую подвижность, проницаемость границ и открытость. Делается вывод о том, что данные особенности обусловлены как самой спецификой моды как явления международного, открытого, изменчивого, так и масштабными изменениями во всем мире, как-то: глобализацией, влиянием технического прогресса и социальных сетей и изменениями ритма жизни в целом.