Архив статей журнала

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОГО И РЕПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (2023)
Выпуск: № 6 (46), Том 10 (2023)
Авторы: Лукьянова Ирина Николаевна, Степанов Сергей Юрьевич

Социальные и экономически вызовы, связанные с интеллектуализацией и повышением креативности человеческого труда на фоне цифровизации всех сторон жизни, непосредственным образом затрагивают и сферу образования. Необходимость интеллектуального обогащения учебного содержания и повышения креативности образовательных технологий, перехода к продуктивной образовательной стратегии обуславливает актуальность проблемы исследования, освещаемой в статье. В ней отражены результаты экспериментального исследования взаимообусловленного развития параметров репродуктивности и продуктивности мышления первоклассников. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы, выборку составили 56 первоклассников. В рамках исследования была разработана авторская программа, включающая предметно-творческие задачи на материале двух предметов – математики и окружающего мира. Эти задачи использовались на регулярной основе в образовательном процессе детей экспериментальной группы при обучении этим предметам. В контрольной группе первоклассников учебный процесс осуществлялся по традиционной программе – без использования таких предметно-творческих задач. Полученные результаты демонстрируют выраженную положительную динамику параметров продуктивного и репродуктивного мышления у детей экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой.

Сохранить в закладках
ТРЕНИНГ КАК В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (2023)
Выпуск: № 5 (45), Том 10 (2023)
Авторы: Яро Абубакар, Горелова Галина Газимовна

В статье рассматриваются теоретические основы повышения адаптивности иностранцев к успешному обучению и жизни в Россию в тесной взаимосвязи с их личностными качествами, такими как жизнестойкость, толерантность и культурный интеллект. Готовность студентов к определённой деятельности требует различных степеней развития этих, как и других качеств. Цель исследования – определить эффективные пути адаптации иностранных студентов на уровне психологической подготовки для реализации их целей приезда в Россию. Научная новизна заключается в теоретическом анализе и определении эффективности результатов тренировочного процесса с опорой на индивидуальные особенности студентов для повышения уровня личностных ресурсов и адаптационного потенциала. Выводы: По итогам наблюдения и рассмотрения теоретического материала, нами был определён ряд личностных особенностей, которые формируют положительную динамику для определения эффективных путей психологической готовности студентов, к адаптации.

Сохранить в закладках
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ (2023)
Выпуск: № 2 (42), Том 10 (2023)
Авторы: Степанов Сергей Юрьевич, Лукашевич Полина Леонидовна

В статье представлены результаты исследования влияния экзистенциально-рефлексивного жизненного опыта человека на профессиональное становление специалистов экстремального профиля на примере будущих специалистов МЧС России. Условия работы в чрезвычайных ситуациях являются крайне экстремальными, такая деятельность психологически и органически связана с базовыми экзистенциальными проблемами.

И соответственно при подготовке специалистов для деятельности в экстремальных ситуациях необходимо принимать во внимание уже сформированные экзистенциальные установки, важно улучшать навыки рефлексии, формировать соответствующую образовательную среду, развивать психологическую устойчивость, а значит актуальной становится задача измерения уровня целевых компетентностей и их психологической готовности к подобного рода деятельности.

В рамках изучения экзистенциальной рефлексии, среди обучающихся Академии гражданской защиты МЧС России было проведено исследование, целью работы было определение влияния экзистенциально-рефлексивного жизненного опыта человека на профессиональное становление специалистов экстремального профиля на примере будущих специалистов МЧС России. Объектом исследования выступили обучающиеся – студенты, Академии гражданской защиты МЧС России, желающие реализовывать свою деятельность в структуре МЧС России.

В процессе анализа внутренних экзистенциально-рефлексивных установок, являющихся, по мнению авторов исследования, основой экзистенциально-рефлексивного жизненного опыта человека, выявлены особенности восприятия обучающимися темы смерти, страха личной смерти, рефлексивных навыков, что может влиять на способность реализовывать свою деятельность в структуре ведомства, это также можно назвать основой стрессоустойчивости в профессиональной и повседневной жизни специалистов МЧС России.

Сохранить в закладках
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ И РЕПРОДУКТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2024)
Выпуск: № 1 (49), Том 11 (2024)
Авторы: Лукьянова Ирина Николаевна, Степанов Сергей Юрьевич

В статье рассматривается вопрос целесообразности специальной работы учителя по развитию как репродуктивного, так и творческого мышления обучающегося. На основе экспериментального исследования продемонстрирована возможность взаимообусловленного развития параметров репродуктивности и продуктивности мышления младших школьников: первоклассников и четвероклассников. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы, выборку составили 56 первоклассников и 64 четвероклассника. В рамках эксперимента были разработаны предметно-творческие задачи, которые составили авторскую программу для каждой экспериментальной группы. Данные задачи включались систематически в образовательной процессе детей экспериментальных групп. В контрольных группах учебный процесс осуществлялся без использования таких предметно-творческих задач. Полученные результаты демонстрируют выраженную положительную динамику параметров продуктивного и репродуктивного мышления у детей в экспериментальных группах в сравнении с контрольными группами в своей возрастной категории.

Сохранить в закладках
ОПЫТ РАССМОТРЕНИЯ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ КАК МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (2024)
Выпуск: № 4 (52), Том 11 (2024)
Авторы: Ярушевский Сергей Борисович, Волк Марина Игоревна

В статье представлено экспериментальное исследование, посвящённое психологическому здоровью и его динамическим факторам. Современная действительность создает особую актуальность этой темы как для психологической науки в целом, так и для отдельной личности в частности. Теоретическая значимость работы состоит в актуализации через эту призму концепции Л.С. Выготского об интериоризации. В этой связи затрагиваются связанные с психологическим здоровьем категории творчества и творческой деятельности. Исследовательская гипотеза предполагает, что интериоризация творческой деятельности является значимым механизмом развития психологического здоровья. Проверке гипотезы послужил эксперимент, состоящий в искусственной организации процесса интериоризации, посредством длительного осуществления испытуемыми изобразительного творчества и письменной рефлексии. Диагностический инструментарий исследования затронул контрольные и промежуточные изменения различных аспектов психологического здоровья испытуемых. К результатам проведенного исследования отнеслись положительные изменения субъективного благополучия испытуемых, их социальной открытости, а также, рефлексии, самоотношения и общей личностной целостности. Полученные результаты раскрывают значимые перспективы приложения идей Л.С. Выготского к проблемам психологии здоровья.

Сохранить в закладках