ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Архив статей журнала
В статье приведено теоретическое обоснование особенностей формирования профессионального «Я - образа» у женщин, занимающих руководящие роли в организациях. Описаны результаты эмпирического исследования, проводимого в образовательной организации среднего профессионального образования. Целью данного исследования было предположение о том, существуют различия в сформированности качеств, которые входят в структуру профессионального «образа Я». К исследованию были привлечены женщины, занимающие руководящие должности в колледже и женщины, не занимающие руководящих должностей в данной образовательной организации. В ходе исследования были выяснены статусы профессиональной идентичности у обеих категорий респондентов, изучены типы поведенческой активности и исследованы типы деловой направленности личности (направленность на себя, направленности на общение, направленность на деятельность). По результатам исследования все сотрудницы колледжа, принявшие участие в диагностике, показали сформированность профессионального «образа Я».
В статье рассматривается проблема взаимосвязи мотивации обучения и профессиональной идентичности педагогов на стадии получения профессионального образования. Мотивация выступает одним из ключевых факторов, способствующих актуализации личностно-профессионального потенциала будущего специалиста. Уровень учебной мотивации оказывает влияние на степень вовлеченности в учебный процесс, побуждая студента использовать ресурсы образовательной среды для собственного развития. На основе анализа эмпирических данных выявлены значимые различия в выраженности отдельных компонентов учебно-профессиональной идентичности студентов, а также сложная структура взаимосвязи исследуемых феноменов у студентов второго и четвёртого курса обучения. Полученные результаты позволяют предположить, что отдельные группы учебных мотивов могут быть рассмотрены в качестве предикторов формирования когнитивных и эмоционально-установочных компонентов идентичности будущего профессионала. Сделан вывод о необходимости углубленного мониторинга индивидуальной структуры учебной мотивации в контексте профессиональной идентификации педагогов.