Архив статей журнала

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И АДАПТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАВШИХ И НЕ ПОСЕЩАВШИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (2021)
Выпуск: № 4 (32), Том 8 (2021)
Авторы: Ванновская Ольга Васильевна, Кропотов Евгений Александрович

Статья посвящена изучению проблемы психологических особенностей младших школьников, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации. Работа была построена с опорой на три основных блока: психологическая готовность к обучению в школе, адаптационные характеристики, а также основные новообразования младшего школьного возраста. В контексте данной работы в качестве центральных новообразований младшего школьного возраста выступают произвольность внимания и запоминания, внутренний план действий и рефлексия, в частности, самооценка. Для достижения целей исследования и реализации комплекса исследовательских задач были использованы 11 диагностических методик, предназначенных для диагностики и последующего статистического анализа изучаемых характеристик.

В статье анализируются психологические различия детей, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации, указаны результаты сравнительного анализа характеристик, отвечающих за основные новообразования младшего школьного возраста, за психологическую готовность к школьному обучению, описаны признаки социальной адаптации (настроение, общий коэффициент дезадаптации), а также приведены результаты корреляционного анализа.

Благодаря полученным в ходе исследования результатам, открываются определенные исследовательские и практические возможности работы с детьми, посещавшими и не посещавшими ДОО.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2022)
Выпуск: № 5 (37), Том 9 (2022)
Авторы: Новикова Ксения Владимировна, Ткач Елена Николаевна

Статья содержит результаты теоретико-эмпирического исследования, ориентированного на диагностику и развитие коммуникативных умений младших школьников из семей с алкогольной зависимостью. В процессе коррекционно-развивающей работы были использованы игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методы «репетиции поведения», элементы психогимнастики. После реализации программы коррекционно-развивающих занятий у детей появился интерес к окружающему миру, отношениям со сверстниками и взрослыми. В процессе экспериментальной работы дети научились адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, выстраивать диалог в общении, самооценка детей стала более равномерной, изменилось отношение к школе, дети стали лучше готовиться к урокам, проявлять активность во время уроков. Важным результатов экспериментальной работы явился тот факт, что межличностное общение стало приносить детям удовольствие и удовлетворение.

Сохранить в закладках
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ТИКОЗНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ (2023)
Выпуск: № 4 (44), Том 10 (2023)
Авторы: Султанова Аклима Накиповна, Дегтярева Валентина Георгиевна, Луговенко Вероника Алексеевна

В данной статье выполнен анализ профилей личности детей, страдающих тикозными расстройствами в сравнении с условно здоровыми детьми. В исследовании приняли участие 150 детей младшего школьного возраста, разделенных на две группы: дети с тикозными расстройствами, из них 46 мальчиков и 30 девочек и условно здоровые дети (не имеющие неврологического диагноза), где 40 мальчиков и 34 девочки. Гендерное распределение детей соответствует литературным данным о преобладании различных форм тикозных расстройств у мальчиков по сравнению с девочками. Общей направленностью статьи стало рассмотрение интеллектуальной и эмоциональной сферы, а также познавательной направленности представителей обеих групп. Выполнен анализ, характеризующий уровень общительности, вербального интеллекта, уверенности в себе, склонности к самоутверждению, ответственности, социальной смелости, самоконтроля и нервного напряжения. Итогом статьи стало заключение о том, что детям с тикозными расстройствами (ТР) весомой поддержкой в преодолении имеющихся трудностей выступает одобрение со стороны семьи, проявленная в любви, понимании и принятии решений ребенка.

Сохранить в закладках