Архив статей журнала

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЖИЗНЬ И СУДЬБА НИКОЛАЯ ЗАБОЛОЦКОГО (1903-1958): К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ» (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ЛОЩИЛОВ ИГОРЬ ЕВГЕНЬЕВИЧ, ИГОШЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

Рассматриваются итоги Международной научной конференции «Жизнь и судьба Николая Заболоцкого (1903-1958): к 120-летию со дня рождения», прошедшей 20 и 21 сентября 2023 г. в Институте русской литературы РАН (Санкт-Петербург). Отмечается новизна исследовательских подходов в процессе изучения творчества Н. Заболоцкого, а также анализа и интерпретации его отдельных произведений. Подчеркивается, что ряд докладов раздвигает привычные контексты, в которых традиционно исследовалось творческое наследие Заболоцкого.

Сохранить в закладках
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ТЮНТЕШЕВА Е. В., БАЙЫР-ООЛ А. В., ОЗОНОВА А. А., ШАГДУРОВА О. Ю., ТАЗРАНОВА А. Р., ФЕДИНА Н. Н., КОШКАРЕВА Н. Б., НЕВСКАЯ И. А., ШЕНЦОВА И. В., ГОРБУНОВА В. А., СТРУЧКОВА Я. В. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЯЗЫКОВ СИБИРИ / ОТВ. РЕД. Н. Б. КОШКАРЕВА, Е. В. ТЮНТЕШЕВА; РОС. АКАД. НАУК, СИБ. ОТД-НИЕ, ИН-Т ФИЛОЛОГИИ. НОВОСИБИРСК: АКАДЕМИЗДАТ, 2021. 300 С. (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ДЕРБИШЕВА З.К.

Рецензируемая монография исследует универсальные концепты ЖИЗНЬ , СМЕРТЬ , ДУША , РОДНАЯ ЗЕМЛЯ в языках коренных народов Сибири, относящихся к трем языковым семьям - тюркской, тунгусо-маньчжурской и финно-угорской. Глубокое и детальное исследование объемного языкового материала с применением лингвокогнитивного анализа обеспечило решение основной исследовательской задачи, а именно формирование языковой картины мира коренных народов Сибири, эксплицирующей наряду с универсальными смысловыми константами и уникальные этнокультурные доминанты в языковом осмыслении ключевых концептов.

Сохранить в закладках
МЕТАФОРА ДЫМА: РЕКОНСТРУКЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ) (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ГАБЫШЕВА ЛУИЗА ЛЬВОВНА

Рассматривается языковая и культурная семантика якутского слова буруо ‘дым’, порождающего систему метафорических моделей в лексике, фразеологии и фольклоре. Как свидетельствует материал, метафоре дыма присущи смысло- и текстообразующие функции, в якутской лингвокультуре она не только образует парадигму языковых единиц с общей семантикой ‘потомки, продолжение рода’, но и служит источником порождения текста загадок, пословиц, благопожеланий, заклинаний, эвфемизмов и т. д. Анализируемая метафора отражает фрагмент фольклорной картины мира народа саха, связанный с патриархальной семьей, социальной ролью сына и дочери в продолжении рода.

Сохранить в закладках
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОЦЕНОЧНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ПО-ДЕТСКИ И ПО-ВЗРОСЛОМУ: ВЫБОР ГОВОРЯЩЕГО (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: РУЖА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Изучается семантика и функционирование сравнительно-уподобительных наречий по-детски / по-взрослому. На основании материалов Национального корпуса русского языка выявляются оценочные семы в составе значений анализируемых слов, которые не находят отражения в словарях. В ходе исследования выделены группы глаголов и наречий / прилагательных, частотно взаимодействующих с лексемами по-детски / по-взрослому и влияющих на их семантику и функционирование в речи. Делается вывод о связи выражаемой оценки с представлениями о норме в поведении человека того или иного возраста. Выявляются особенности оценки в зависимости от соответствия / несоответствия возрасту, заявленному оценочной лексикой.

Сохранить в закладках
КОММУНИКАТИВНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ТИПОВОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЯ В СУРГУТСКОМ ДИАЛЕКТЕ ХАНТЫЙСКОГО ЯЗЫКА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ПЛОТНИКОВ ИЛЬЯ МИХАЙЛОВИЧ

Рассматривается коммуникативная парадигма типовой синтаксической структуры движения в сургутском диалекте хантыйского языка на материале 144 реализаций в текстах разных жанров. С учетом порядка составляющих и интонации выделены три основных коммуникативных варианта этой структуры, один из которых употребляется в контекстах, описывающих деятельность заданного субъекта, а два других употребляются конкурентно при описании ситуации как события, развивающегося относительно заданного локализатора: если локализатор выражается именной группой, более частотным является вариант с локализатором в начале высказывания; если локализатор выражается превербами, наречиями или местоимениями, он размещается в позиции перед глаголом.

Сохранить в закладках
СЕМАНТИКА И ФУНКЦИИ ШОРСКИХ МАРКЕРОВ ПОДОБИЯ В СФЕРЕ КОМПАРАТИВНОСТИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ШЕНЦОВА ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА

Комплексный анализ элементов шорского языка, образующих конструкции подобия, формирует представление о неградуированных конструкциях в системе компаративных отношений данного языка, рассматриваемых как конструкции равенства. В шорском языке строительным материалом конструкции являются (1) единица - объект характеризации, (2) единица, служащая эталоном уподобления, (3) служебная единица, используемая в качестве маркера компаративных отношений, называемая компаративным оператором. В исследовании определяются условия использования операторов конструкций, детализируются их семантика, этимология, приводятся данные о их происхождении.

Сохранить в закладках
АНАТОМИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В ЯКУТСКОЙ ОРОНИМИИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: СТРУЧКОВА ЯНА ВАСИЛЬЕВНА

Статья посвящена исследованию орографических апеллятивов и оронимов, образованных от анатомических терминов в якутской оронимии на основе метафоризации. Выявлено более 80 анатомических терминов, которые сыграли важную роль в становлении якутской оронимии. Анатомическую лексику в составе якутских оронимов и орографических апеллятивов мы условно разделили на две группы: 1) лексемы, обозначающие внешние части тела человека и животных; 2) лексемы, обозначающие внутренние органы человека и животных. Для сравнительно-сопоставительного анализа нами выбраны якутские анатомические термины: атах ‘нога’, бас ‘голова’, кулгаах ‘ухо’, мэйии ‘головной мозг’, сүрэх ‘сердце’, төбө ‘голова’, тумус ‘нос; клюв’, эмиий ‘женская грудь’. Выбор лексем, анализируемых в данной работе, был обусловлен их частым использованием в составе якутских оронимов.

Сохранить в закладках
ПОВЕСТЬ А. Г. БИТОВА «ЧЕЛОВЕК В ПЕЙЗАЖЕ» (1983): СЮЖЕТ МЕНТАЛЬНЫХ БЛУЖДАНИЙ В ПОИСКАХ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА И СМЫСЛА БЫТИЯ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: БУХАНОВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА

В повести А. Г. Битова «Человек в пейзаже» (1983) фабула ментальных блужданий раскрывает развивающуюся в разговорах героев мысль о положении человека в онтологии, о возможностях искусства в познании бытия. Сюжет ментальных блужданий задает контрапункт философских вопросов: кто субъект бытия - Творец или самодвижение материи - и насколько сотворенное соответствует замыслу; какой слой бытия доступен сознанию человека и чем опасен выход за границы; исполняет ли художник замысел Творца - или искушается возможностью соперничества с Ним; является ли искусство отражением доступного человеку слоя реальности - или познанием целого мироздания; гносеологический ли это инструмент - или симулякр истины.


Сохранить в закладках
«ИЗ ПИСЕМ С ДОРОГИ» О. Ф. БЕРГГОЛЬЦ: ИСТОРИЯ ТЕКСТА И ПРОБЛЕМА ЦИКЛА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ПРОЗОРОВА НАТАЛЬЯ АРКАДЬЕВНА

Исследуется многолетняя работа О. Ф. Берггольц над циклом «Из писем с дороги», впервые опубликованным в 1953 г. Поэтесса углубляла семантику цикла; дописывала эпизоды, относящиеся к Волго-Дону - «великой стройке», участниками которой были строители-заключенные; вводила пространственные образы враждебной человеку волго-донской степи; дополняла текст предметно-вещным содержанием («дозорная вышка», «штык часового»); меняла состав, композицию, контекстное окружение цикла. В 1965 г. путевой волго-донской цикл «Из писем с дороги» был преобразован Берггольц в законченный цикл любовной тематики «Письма с дороги». В статье указано на некорректное воспроизведение цикла «Из писем с дороги» в посмертных изданиях (1983; 1989).

Сохранить в закладках
ПАРАТЕКСТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ АЛЕКСЕЯ РЕМИЗОВА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ОБАТНИНА ЕЛЕНА

Последовательность выхода в свет произведений А. М. Ремизова и структура их первых изданий позволяют рассматривать результаты творческой деятельности писателя с точки зрения продуманной прагматики. Обширный материал для понимания творческих стратегий писателя и склада его художественного мышления предоставляет анализ структурных компонентов художественных произведений в соотношении с личной идейно-эстетической программой. Пользуясь терминологией и методологией теории паратекста, автор статьи рассматривает случаи изменения статуса и прагматики субтекстовых элементов книг писателя в круге базисной триады его творческой системы: традиция, новаторство, авторское «Я». В обзоре, представленном в виде тезисов к развитию темы, фиксируется изменение функциональных полномочий паратекста в произведениях Ремизова и их роль в формировании принципов художественной системы писателя.


Сохранить в закладках
РАССКАЗ А. И. МАКАРОВОЙ-МИРСКОЙ «КАМЛАНЬЕ»: ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: НЕПОМНЯЩИХ НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

Впервые выявлены источники сюжета камлания шамана в рассказе А. И. Макаровой-Мирской «Камланье», входящем в состав сборника «Алтайские рассказы» (1912). Этнографический материал вписывается в литературную сюжетную рамку «ребенок наблюдает камлание шамана из укрытия». Таким образом, в рассказе появляется психологизм (чувства ребенка и восприятие ребенком происходящего), который совмещается с детальным этнографическим описанием происходящего действа. Описание содержит текст на алтайском языке - речь самого шамана во время различных этапов камлания, каждый из которых прокомментирован и пояснен. Текст описания камлания из рассказа совпадает с текстами, которые публиковались в томской периодической печати в 1869 и 1890 гг. Первоисточником для них были записки В. И. Вербицкого, которые в 1893 г., после его смерти, были изданы в виде книги «Алтайские инородцы». В итоге удалось установить, что в качестве сюжетной основы писательница использует описание камлания, сделанное ее родственником, известным алтайским миссионером В. И. Вербицким.

Сохранить в закладках
ГЕНЕЗИС АРХЕТИПИЧЕСКОГО ДИОНИСИЙСКОГО СЮЖЕТА У ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: КАЯНИДИ Л.Г.

Одной из универсалий художественного творчества Вячеслава Иванова является мистериально-дионисийский сюжет. Он представляет собой мифологический нарратив, который может быть описан с помощью совокупности диалектически взаимосвязанных триад. Этот сюжет зарождается в «доницшеанский» период творчества Иванова (до 1891 г.) вследствие осмысления антиномической проблемы дуализма добра и зла. Под влиянием трактата Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» и самостоятельного изучения Ивановым дионисийских культов во время пребывания в Афинах мистериально-дионисийский сюжет окончательно оформляется и получает первое законченное выражение в лекционном цикле Иванова «Эллинская религия страдающего бога».

Сохранить в закладках