Статья представляет собой анализ растущей роли Telegram-каналов как инструмента формирования повестки дня в современных медиа-экосистемах, с особым акцентом на Россию. В исследовании акцентируется внимание на значительных изменениях в паттернах медиапотребления, выделяя Telegram как платформу, способную обходить традиционные медиа-фильтры, предоставляя возможность прямого и неотфильтрованного распространения новостей и общественных мнений. В работе рассматриваются политические, технологические и регуляторные контексты, которые способствовали расцвету Telegram, ставшего доминирующим источником информации в условиях ограничений иностранных платформ. Особое внимание уделяется способности Telegram предоставлять немедленный доступ к информации, что стало особенно важным в условиях, когда традиционные средства массовой информации сталкиваются с нарастающими ограничениями. В рамках исследования отмечается, что структура Telegram, построенная на децентрализованной сети каналов, кардинально изменяет медиапейзаж, предоставляя как профессиональным журналистам, так и обычным пользователям возможность быть не только создателями контента, но и установщиками повестки дня. Сравнив Telegram-каналы с другими цифровыми медиа, автор исследует их эффективность в воздействии на общественное восприятие, особенно в контексте формирования альтернативных политических нарративов, которые могут быть исключены из основного информационного поля. В заключение автор утверждает, что Telegram-каналы существенно трансформировали механизмы распространения информации, став важным инструментом в развитии общественного дискурса и политического принятия решений в цифровую эпоху.
В статье рассматривается трансформация цифрового медиапотребления в России в период с 2022 по 2025 гг. Автор анализирует перераспределение отечественных пользователей между различными медиаресурсами, вызванное влиянием геополитических и технологических факторов. Особое внимание уделяется статистическим данным, подтверждающим сокращение охватов зарубежных платформ YouTube и Instagram и рост популярности Telegram и «ВКонтакте» среди населения России. Отмечается, что часть россиян использует запрещенные законодательством средства обхода блокировок для доступа к ресурсам с ограниченным доступом. Однако, динамика медиапотребления за последние три года указывает на планомерное сокращение количества и активности таких пользователей. Вместе с тем наблюдается стабильный рост охватов отечественных и дружественных ресурсов («ВКонтакте» и Telegram), ставших, по мнению автора, одними из главных бенефициаров недоступности и ограничений сервисов зарубежных конкурентов. Подчеркивается, что Telegram, трансформирующийся из мессенджера в полноценное социальное медиа с возможностью распространения и потребления медиаконтента, демонстрирует феноменальные показатели по динамике роста популярности в России. В результате Telegram становится одним из главных источников получения оперативной информации для российского общества благодаря функции ведения публичных каналов. В свою очередь, социальная сеть «ВКонтакте» и её видеосервис VK Видео также развиваются, наращивая охваты и формируя сервис, способный составить конкуренцию зарубежным видеохостингами на отечественном медиарынке. Также отмечаются и законодательные изменения, направленные на деанонимизацию блогеров и лидеров мнений, набирающих аудиторию в стремительно популяризовавшихся цифровых медиаресурсах. Это свидетельствует о попытках государства адаптироваться к новым тенденциям медиапотребления. Автор приходит к выводу, что способность отечественных и дружественных площадок оперативно реагировать на внешние вызовы закладывает основу для дальнейшего роста их влияния в медиасреде.
Статья посвящена исследованию роли медиакоммуникационных инструментов в формировании бренда и их значимости в условиях современных коммуникаций. В статье рассматриваются основные медиакоммуникационные инструменты, такие как пресс-релизы, авторские колонки, комментарийные программы и пресс-мероприятия, а также их влияние на создание доверия, укрепление репутации и формирование позитивного имиджа бренда. Методологическую основу статьи составил анализ основных параметров эффективности медиаприсутствия бренда OBI в рамках равных временных периодов, проведенный с помощью аналитической системы «Медиалогия», на основе критериев, разработанных отраслевыми профессиональными ассоциациями. В статье анализируются особенности адаптации брендов к изменяющимся условиям медиаиндустрии, а также сохраняющиеся традиционные черты медиакоммуникационных инструментов в условиях увеличения каналов коммуникации. Особое внимание уделено выбору и применению инструментов для повышения конкурентоспособности брендов. Медиакоммуникационные инструменты играют ключевую роль не только в распространении информации, но и в формировании доверия и лояльности аудитории. Несмотря на развитие новых каналов коммуникации, традиционные методы остаются актуальными и важными для создания уникального образа бренда и его успешного позиционирования на рынке. Исследование имеет практическую значимость для компаний, стремящихся укрепить свои позиции на рынке в условиях современного информационного общества.
В статье исследуется эволюция теории гейткипинга под влиянием развития социальных медиа и как, следствие этого, трансформация функционала процесса гейткипинга, обусловленная рядом факторов: утратой влияния традиционных СМИ, появлением особой категории супергейткиперов-операторов социальных сетей, внедрением алгоритмического гейткипинга в процесс фильтрации информационного потока. Автор рассматривает предпосылки формирования такого нового явления в коммуникационном взаимодействии, как «гейткипинг аудитории», который понимается как процесс, в ходе которого аудитория социальных сетей на основе собственных критериев значимости новостей способствует их дальнейшему распространению. На примере России показано, как государство защищает свои интересы в информационном пространстве путем формирования особых групп гейткиперов. В разных исторических условиях это могут быть разные представители общества, обладающие авторитетом среди электората, но в рассматриваемом временном периоде эту роль эффективно играют военные корреспонденты, которые проводят отбор и распространение информации через свои политические публичные Telegram-каналы в координации с государственными структурами для формирования благоприятного для политической системы страны общественного мнения. Автор обращает внимание на то, что в условиях перманентной сетевой войны в глобальном информационном пространстве до настоящего времени методы и средства ведения сетевой войны не регламентированы ни национальными правовыми актами, ни международными соглашениями.
Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на медиасферу: искусственный интеллект, большие данные, виртуальная реальность и другие цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современного медиапроизводства. Они меняют методы работы и, соответственно, образовательные требования к будущим медиаспециалистам. Цель данного исследования — оценить уровень цифровой компетентности будущих медиаспециалистов в области ключевых цифровых технологий, а также проанализировать перспективы её формирования и совершенствования в контексте деятельности высшего учебного заведения. По данным социологического опроса современные студенты (представители поколения Z) активно используют информационно-коммуникационные технологии, однако знания многих будущих медиаспециалистов о ключевых цифровых технологиях, таких как искусственный интеллект и большие данные, остаются поверхностными. А это увеличивает риск профессиональной непригодности. Исследование показывает, что роль вузов в освоении этих технологий минимальна: 4/5 студентов учатся самостоятельно, иногда обращаясь к помощи видеоуроков и своих сверстников, что свидетельствует о разрыве между формальным образованием и требованиями цифровой эпохи. Это позволяет сделать вывод, что система высшего образования нуждается в пересмотре основ своей деятельности: необходимо сосредоточиться на развитии навыков управления цифровыми технологиями и их этичного применения, обновить образовательные стандарты и дидактические подходы, а также привлечь преподавателей, готовых интегрировать новаторские и традиционные методы обучения.
Цель данной статьи – определить согласованность теории и практики изучения электронной коммерции на основе анализа существующих подходов к определению данного понятия и результатов имеющихся эмпирических исследований. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях цифровизации экономики электронная коммерция становится всё более значимой сферой деятельности. Изучение содержания понятия «электронная коммерция» и анализ соответствия теоретических разработок практике ее исследования имеют важное значение для дальнейшего научного поиска, верификации особенностей электронной коммерции, эмпирического анализа ее функционирования. В первой части статьи рассматривается содержание понятия «электронная коммерция», выделяются два подхода к его трактовке. На основе анализа теоретических разработок отечественных авторов и сложившейся практики исследования рынка электронной коммерции в России, автором проведен сравнительный анализ соответствия теории и практики изучения феномена электронной коммерции. Вторая часть статьи посвящена характеристике отечественного рынка электронной коммерции. Автором выявлены и описаны факторы, оказывающие существенное воздействие на его функционирование, а также тенденции, определяющие дальнейшее развитие. Полученные результаты позволили описать перспективные векторы дальнейшего научного поиска в теории и практике исследования электронной коммерции. Результаты, представленные в статье, могут быть полезны для специалистов в области электронной коммерции, исследователей, студентов и всех, кто интересуется данной темой. Они позволяют лучше понять сущность электронной коммерции как явления, оценить перспективы её развития и выявить проблемы, требующие дальнейших разработок.
В статье рассматриваются способы формирования нового образа китайской деревни в сознании жителей Китая через материалы в СМИ. Перечисляются постановления властей КНР, в которых содержатся директивы для национальных и региональных медиаплощадок по продвижению модернизированного имиджа сельской местности. Целью исследования является определение основных нарративов в медиа Китая, связанных с малыми поселениями, а также анализ способов повествования о разных аспектах жизни в деревнях республики на местных ТВ и радио, в блогах, сериалах, фильмах, на видеохостингах, а также в печатных изданиях. Авторами отмечается резкий рост материалов по данной проблематике в китайских медиа в последнее десятилетие. Выявляется скачок интереса к данной теме среди широких слоёв населения. Отмечается взаимосвязь между реализуемой в СМИ стратегией по продвижению нового образа китайской деревни и сменой восприятия сельской действительности в сознании современной аудитории. Приводятся успешные примеры генерации и распространения контента о деревнях КНР и связанных с ними явлений в медиа. По итогам проведенного исследования перечисляются изменения, детерминированные программой по модернизации жизни в сельских районах и освещаемой в СМИ: рост экономического благосостояния граждан, привлечение туристов в сельские районы, трансформация восприятия фермерства в глазах городского населения и др.
Статья посвящена анализу проблемы «сетевого протеста» — организации и управления массовым политическим протестом через социальные сети, на котором базировались все цветные революции и близкие к ним попытки массового политического протеста. После массовых политических протестов в России 2017–2021 гг. и Белоруссии 2020–2021 гг. можно заключить, что были найдены пути борьбы с т. н. «сетевым протестом», и эти инструменты лежат в регулировании медиакоммуникаций, которые сегодня заключаются в законодательном регулировании, использовании конвергентности традиционных СМИ и работы с новыми медиа в синхронизации информации и выстраивании единой информационной повестки. Законодательное регулирование и монополизация СМИ во многом решили проблемы властей путем закрытия доступа к неактуальной информации и синхронизации определенной информационной повестки. С точки зрения контроля за медиакоммуникациями работают две главные составляющие: запреты и развитие прогосударственных каналов. В российском и белорусском примерах потерпела фиаско концепция «сетевого протеста» против традиционных СМИ. Во-первых, традиционные СМИ, особенно телевидение, остаются главным производителем контента, потребляемого основной долей пользователей через сетевые ресурсы. Во-вторых, власть начала работу по информационному доминированию и в социальных сетях, что позволяет максимально синхронизировать информационные потоки и выстраивать единую повестку дня.
В статье рассматривается трансформация информационной политики современных российских университетов в условиях цифровизации медиасреды на примере Казанского и Уральского федеральных университетов. Исследование фокусируется на анализе стратегий взаимодействия со стейкхолдерами через различные уровни коммуникации (корпоративный, региональный, национальный и международный) и цифровые каналы, включая социальные сети и мессенджеры. На основе контент-анализа Telegram-каналов Казанского (Приволжского) федерального и Уральского федерального университетов выявлены информационные приоритеты вузов, направленные на работу с внутренней аудиторией при недостаточной системности взаимодействия с внешними стейкхолдерами. Также представлен обзор нормативно-правовой базы, регулирующей информационную политику в сфере высшего образования, включая Конституцию России и Доктрину информационной безопасности, положения о структурах образовательных учреждений и организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования России. Анализируется влияние государственных инициатив, например, составной части национального проекта «Наука и университеты» программы «Приоритет 2030», на формирование медиастратегий университетов. Рассматривается трансформация организационных структур управления информационной политикой в условиях институциональных преобразований вузов. Особое внимание уделяется роли миссии университета как смыслового ядра его информационной политики и инструмента формирования бренда в медиапространстве. Авторы выявляют ключевые тенденции в медиакоммуникациях вузов: переход от традиционных медиа к цифровым платформам, усиление роли визуального контента, необходимость адаптации коммуникационных стратегий под различные целевые аудитории. На основе анализа контента официальных университетских каналов демонстрируется преобладание внутренней коммуникации (студенты, преподаватели, сотрудники) при сохраняющемся дефиците системного взаимодействия с внешними стейкхолдерами. В работе подчеркиваются основные управленческие вызовы: сложность координации многоуровневой структуры коммуникаций, недостаточная обратная связь от целевых аудиторий, необходимость интеграции цифровых инструментов в стратегическое управление информационной политикой. Авторы предлагают направления совершенствования университетских медиакоммуникаций, включая развитие гибких моделей управления, внедрение цифровых технологий мониторинга эффективности, создание сквозных коммуникационных процессов и усиление международного присутствия. Исследование вносит вклад в понимание эволюции информационной политики вузов в цифровую эпоху и представляет практическую ценность для администраций университетов, разрабатывающих современные стратегии медиакоммуникаций.
В данной статье рассматривается массовая культура и ее проявление в цифровом пространстве, а также коммуникативные стратегии, используемые в социальных сетях для взаимодействия с аудиторией. Цель исследования определена изучением роли социальных сетей как инструмента популяризации массовой культуры в студенческой среде, анализ коммуникативных практик и выявление эффективных подходов к созданию и распространению контента. В качестве объекта выбрана студенческая лига КВН «Шумбрат» МГУ имени Н. П. Огарева. Методика данного исследования включает в себя: контент-анализ данных (постов, комментариев, видеороликов выступления команд, обсуждение участниками группы «Вконтакте»; анализ структуры паблика (просмотр степени вовлеченности и обратной реакции участников группы); опрос и наблюдение (определение уровня удовлетворенности проводимыми мероприятиями, мониторинг обратной связи с аудиторией). Феномен массовой культуры — один из наиболее сложных и противоречивых в современной гуманитарной мысли. Он охватывает процессы производства, трансляции и потребления культурных образцов, которые становятся общими для широкой аудитории. Массовая культура — это не просто совокупность текстов, медиаформатов и символов, но и особый способ культурного взаимодействия в условиях информационного общества. ХХI в. претерпевает значимые изменения под влиянием цифровых технологий и социальных медиа. Традиционные форматы культурного потребления уступают место интерактивным форматам, где ключевую роль играют коммуникативные практики. Социальные сети становятся основным пространством для создания, распространения и потребления контента, формируя новые модели взаимодействия между создателями и аудиторией. В этом контексте изучения коммуникативных аспектов массовой культуры приобретает особую значимость, поскольку позволяет понять, как цифровые платформы трансформируют культурные процессы и влияют на социальную молодежь. Студенческая Лига КВН «Шумбрат» представляет собой яркий пример современного культурно-коммуникативного феномена, сочетающего элементы массовой культуры и медийного взаимодействия. КВН как жанр изначально ориентировался на зрелищность и вовлечение аудитории, а его адаптация к формату социальных сетей открывает новые возможности для анализа коммуникативных стратегий. Исследования деятельности Лиги в цифровом пространстве позволяет выявить эффективные механизмы популяризации массовой культуры среди молодежи, что особенно важно в условиях роста конкуренции внимания пользователей. Результаты, представленные в статье, могут быть полезны для оптимизации SMM-стратегий молодежных и культурных проектов, а также в образовательных программах, направленных на подготовку специалистов в сфере медиакоммуникаций.
Статья посвящена современным проблемам просветительской деятельности в России, специфике распространения научно-популярного аудиовизуального контента. Авторы отмечают растущий интерес аудитории новых медиа к научно-популярному аудиовизуальному контенту, связывая его с повышением качества контента, его профессионализацией. Эмпирической базой исследования выступил научнопопулярный аудиовизуальный контент, представленный на ресурсах Российского общества «Знание», а также материалы канала «Файб» на платформе Youtube и «Это Файб» в Телеграм. Анализ теоретических источников и эмпирического материала позволяет говорить о том, что аудиовизуальный контент занимает доминирующую роль в популяризации научного знания в новых медиа по причине соответствия специфике современного медиапотребления. Проведенный анализ позволяет говорить о развлекательной направленности научно-популярного контента: его авторы придерживаются принципа «популяризация через развлечение», используют доступные формы подачи, предлагают короткие форматы (ВК-клипы, Shorts), научно-популярный аудиовизуальный контент характеризуется доступностью для аудитории. Доверие аудитории к предлагаемому научно-популярному контенту подтверждается статусом автора, его принадлежностью к академическому сообществу. Авторы исследования отмечают низкую активность вузов как акторов просветительской работы по производству научно-популярного аудиовизуального контента.
В современной ситуации мощная волна информационных продуктов охватила население планеты. Цифровизация массмедиа способствует выходу огромного количество кинофильмов разных форматов и контекстов, выпускающихся мировой киноиндустрией. В соответствии с данным бурным процессом технологической интеллектуализации в духовно-нравственной сфере российского общества на первый план выходят проблемы развития медиакритики, являющейся важнейшим сегментом всей системы средств массовой информации, в котором, как и в других сферах журналистского творчества, выделяются определенные жанровые формы. Наиболее популярной среди массовой аудитории является кинорецензия. Исследование данного критического концепта имеет важную роль в теории жанрообразования, поскольку данная современная жанровая форма позволяет специализированным медиа более оперативно, действенно взаимодействовать с целевой аудиторией, авторам критических публикаций оптимально решать профессиональные творческие задачи, релевантные запросам стратифицированной аудитории. Кроме того, структура и содержание критического медиатекста способствуют эффективному выстраиванию действенной коллаборативной коммуникации. Сфокусированная на урегулировании спроса и предложения на медиарынке страны, кинорецензия ориентирует аудиторию на противостояние с фейковыми новостями, нарушениями нравственно-этических норм, инициирует основы медиаграмотности и медиааналитики в сознании аудитории. В связи с этим, комплексное исследование жанровой специфики кинокритики, ее функциональных особенностей, а также осмысление категории оценочности современного кинорецензирования — чрезвычайно перспективное направление в теории современной журналистской науки. Актуальность темы статьи обусловлена процессами активной цифровой динамики в системе российских СМИ, функциональными особенностями продуктов журналистской деятельности, вызванными внедрением в журналистскую практику новационных технологических процессов, трансформационными переменами в структурно-содержательных параметрах форм творчества киноиндустрии в графических, аудийных, визуальных массмедиа. Цель исследования — рассмотреть функциональные параметры, категорию оценочности в жанре кинорецензии, являющейся важным структурно-содержательным сегментом современной социокультурной медиасреды. Задачи исследования — детерминация кинорецензии в качестве сложившейся жанровой категории в системе массмедиа; выявление современных функциональных особенностей; содержательная аргументация критериев оценочности медийной формы на конкретных эмпирических примерах. Методология статьи основывается на сочетании типологического, структурно-семиотического и субъект-объектного подходов. В настоящем исследовании данные подходы дополняются частно-операциональными методами (наблюдение, изучение документов, контент-анализ), а также общенаучными (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция), применение которых обусловливается целями и задачами статьи.