Архив статей журнала
В данном исследовании будет рассмотрен цифровой сторителлинг как один из продуктов цифровизации. Цифровой сторителлинг представляет собой метод передачи информации в форме повествования с использованием различных цифровых технологий. В последние годы интерес к этой теме резко возрос в таких отраслях как педагогика, журналистика, маркетинг и цифровые медиа. Несмотря на возрастающий интерес к данной теме, в научных источниках нет достаточной формализации данных об особенностях использования цифрового сторителлинга в разных интерпретациях, а также о его влиянии на процессы в образовательной сфере и социокультурные трансформации. Цель настоящего исследования - на основе системного анализа научных публикаций определить основные тенденции и направления применения цифрового сторителлинга. Для отбора публикаций на платформе НЭБ eLIBRARY. RU конструировался поисковый запрос, находящийся на пересечении цифрового сторителлинга и образования. Всего для анализа были отобраны 105 статей. Их последующий анализ осуществлялся посредством анализа статистических отчетов. Изучались распределения публикаций по тематике, ключевым словам, журналам, организациям, годам и количеству цитирований. Исходя из полученных результатов был сделан вывод о том, что цифровой сторителлинг успешно развивается в таких областях как педагогика и гуманитарные науки, тем не менее как самостоятельное направление находится в стадии формирования. Исследованный массив публикаций дает возможность сделать вывод о том, что представленные данные являются в основном методическими и теоретическими разработками прикладного характера. Отдельные рассмотренные публикации имеют высокий индекс цитируемости, что указывает на зарождение научного интереса и формирование исследовательского сообщества вокруг данной тематики. Изучение цифрового сторителлинга в качестве инструмента смыслопроизводства, передачи культурных кодов и формирования цифровой идентичности в рамках такого раздела социологии, как “Социология коммуникации”, имеет большой научный и исследовательский потенциал.
Предметом настоящего исследования являются нематериальные формы поощрения как элемент социокультурного механизма воспроизводства социальной иерархии и поддержания символической власти. Объект исследования - восприятие и интерпретация таких стимулов различными социальными группами в условиях постиндустриального и стратифицированного общества. Автор подробно рассматривает, как понятия «признание», «уважение», «вовлечённость» и «ценностная миссия труда» конструируются в публичном, управленческом и культурном дискурсах, а также как они по-разному интерпретируются представителями среднего класса, элиты и маргинализированных групп. Анализ охватывает институциональные контексты, включая корпоративную культуру, сферу образования и медиа. Особое внимание уделено символической асимметрии в доступе к признанию и легитимным формам нематериальной мотивации. Подчёркивается, что такие стимулы могут не только служить средством повышения трудовой вовлечённости, но и выступать в качестве маркеров социальной исключённости и инструментов культурного доминирования. В работе используется социокультурный и дискурсивный подход, а также элементы концептуального анализа на основе вторичного анализа текстов и теоретических источников. Научная новизна исследования заключается в критической интерпретации нематериальной мотивации не как нейтрального управленческого инструмента, а как культурного механизма, способствующего воспроизводству социальной стратификации и усилению символических барьеров. Автор показывает, что восприятие «мягкой мотивации» тесно связано с социальной принадлежностью индивида, уровнем его культурного капитала и доступом к институционализированным формам признания. Нематериальные стимулы, такие как уважение, вовлечённость, признание заслуг, в условиях символического неравенства приобретают не универсальное, а селективное значение, закрепляя культурную исключённость и усиливая чувство отчуждения у социально уязвимых групп. Делается вывод о формировании новой символической иерархии, в которой «нематериальные привилегии» становятся знаками социальной легитимации. Работа вносит вклад в социологию неравенства, предлагая переосмысление роли нематериальных стимулов в системе трудовой мотивации с учётом социокультурных факторов, асимметрии признания и латентных форм социальной дифференциации.
Пиво, как один из наиболее популярных алкогольных напитков, занимает значительное место в социальной и культурной жизни России. Оно не только отражает потребительские предпочтения, но и является важным элементом коллективной идентичности, влияющим на формирование определённых поведенческих моделей и стереотипов. В контексте общего алкогольного потребления пиво нередко воспринимается как «социально приемлемый» напиток, сопровождающий повседневное общение и досуг, что усиливает его символическое значение в культуре страны. Изучение способов его репрезентации в медиаконтенте, особенно в рекламе, позволяет глубже понять особенности социальной реальности, систему культурных норм, ценностей и массовых представлений, присущих российскому обществу. Предметом настоящего исследования являются социальные стереотипы, а целью - выявление и анализ динамики их использования в российской рекламе пива. В ходе работы методом контент-анализа было проанализировано 92 телевизионных рекламных ролика о пиве, выпущенных в период с 1990-х по 2020-е гг. Критерием отбора телевизионных роликов являлось наличие в рекламе упоминания пивной продукции. Анализ рекламы пива в России выявил, что почти в половине роликов стереотипы отсутствуют, однако их использование возросло с 2010-х годов. В ходе работы проведена классификация социальных стереотипов: к наиболее распространённым отнесены национальные и физиологические, а к наименее распространённым - гендерные, возрастные, стереотипы употребления напитка и взаимодействия. Говоря о временной динамике, наибольший рост зафиксирован у национальных и возрастных стереотипов, особенно с участием пожилых актёров. Гендерные стереотипы остаются стабильными, но мужские образы утрачивают доминирование. Стереотипы употребления и взаимодействия, а также физиологические демонстрируют отрицательную динамику. Научная новизна исследования состоит в том, что в отличие от ранее проведённых работ, посвящённых анализу социальных стереотипов в рекламе в целом, в данной работе предметом социологического анализа впервые выступает именно телевизионная реклама пива. Исследование способствует развитию представлений о распространенности социальных стереотипов в российском обществе. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных при разработке социальной рекламы, медиаполитик и регулятивных норм, направленных на формирование более ответственного и этичного образа потребления алкогольных напитков.
В условиях цифровизации и глобализации наблюдается рост интереса к аналоговым формам коммуникации, среди которых посткроссинг занимает особое место как форма медленной, материальной и символически насыщенной межличностной коммуникации. Предмет исследования: коммуникативные процессы и социокультурные механизмы, формирующиеся в результате практики посткроссинга, включая роль символического обмена в преодолении культурных барьеров и развитии межкультурных взаимодействий. Объект исследования: посткроссинг как глобальная социокультурная практика, представляющая собой форму межкультурной коммуникации, организованную через обмен почтовыми открытками между участниками из разных стран. Цель исследования заключается в выявлении социокультурного потенциала посткроссинга как формы межкультурной коммуникации и инструмента социальной интеграции в условиях глобальных вызовов. В исследовании особое внимание уделено вопросу о формировании глубокой эмоциональной связи благодаря посткроссингу. Методологической основой исследования выступает интерпретативный подход с использованием методов структурированного интервью (n = 39) и анкетного опроса (N = 113 856, n = 384). Методика анализа данных основана на интерпретации анкетных данных (дескриптивная статистика, корреляции) и качественном анализе интервью (тематическое кодирование). Результаты исследования выявили, что посткроссинг выполняет коммуникативную, креативную, образовательную, интегративную и идентификационную функции, способствует разрушению культурных стереотипов, укреплению слабых социальных связей и формированию новых форм солидарности в глобальном обществе. В настоящей статье обосновано, что посткроссинг выступает в качестве медиатора межкультурного диалога и социальной эмпатии, а также как способ символического самовыражения и ритуализированной коммуникации. Практическое значение исследования заключается в возможности применения его результатов в социокультурной, образовательной и интеграционной практике, особенно в работе с молодежью и уязвимыми социальными группами. Новизна исследования заключается в многоаспектном анализе посткроссинга как современной формы социокультурной практики, способной компенсировать дефицит подлинного человеческого взаимодействия в цифровую эпоху. Впервые рассматриваеся влияние традиционного обмена открытками на межкультурные связи, идентичности и социальное взаимодействие в глобализированном мире. Настоящее исследование вносит вклад в развитие социологического понимания посткроссинга, расширяя существующие научные представления, которые фокусировались преимущественно на коммуникативном, культурологическом, педагогическом и лингвистическом направлениях.
Физическая культура и спорт играют важную роль в жизни молодежи, способствуя формированию здорового образа жизни, укреплению социальных связей и личностному развитию. Исследование посвящено изучению влияния спортивной активности на физическое, психологическое, социальное и интеллектуальное состояние молодежи города Барнаула. В работе рассматривается, каким образом регулярные занятия спортом влияют на уровень социальной вовлеченности, коммуникативные навыки, самооценку и стрессоустойчивость молодежи. Особое внимание уделяется восприятию спорта как не просто формы досуга, а как значимого ресурса для самореализации, социализации и повышения общего качества жизни, а также развитию навыков, необходимых в современном обществе, таких как целеустремленность, дисциплина и умение работать в команде. Кроме того, анализируются социальные механизмы, через которые спортивная активность способствует формированию позитивных моделей поведения и адаптации молодежи в условиях быстро меняющегося социального пространства. В рамках темы была разработана методика и проведено социологическое исследование среди молодежи г. Барнаула (18-35 лет). В опросе приняли участие 231 респондент, отобранный по полу и возрасту (квотная выборка). На втором этапе были проведены экспертные интервью (n=6) со специалистами в области физической культуры и молодежной политики. Данное исследование позволяет глубже понять влияние спортивной активности на различные сферы жизни молодежи города Барнаула. По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, регулярные занятия спортом значительно повышают уровень физического и психологического здоровья молодых людей. Во-вторых, спортивная активность способствует укреплению социальных связей и развитию навыков командного взаимодействия. В-третьих, участие в спортивных мероприятиях позитивно влияет на формирование ценностных ориентиров и мотивации к личностному росту. В-четвертых, спорт помогает молодёжи лучше адаптироваться к социальным изменениям и снижает уровень стрессовых состояний. Таким образом, исследование подчеркивает важность развития спортивной инфраструктуры и программ, направленных на вовлечение молодежи в активный образ жизни, как средства комплексного улучшения качества их жизни и социальной интеграции.
Предметом исследования выступает рефлексия о категориях «политического» и «государственного» в контексте политической философии и политической антропологии. Объектом исследования является сравнительный анализ концепций природы государственности и её эволюции в трудах политического философа Т. Гоббса и антрополога П. Кластра. В работе рассматриваются ключевые противоречия между гоббсовской моделью государства как инструмента подавления «войны всех против всех» и кластровской критикой государственности как механизма насильственного доминирования над безгосударственными сообществами. Рассмотрение представлено в приложении к оптике понятия “политического” К. Шмитта. Особое внимание уделяется методологическим различиям в интерпретации “государственного”, “политического” и оценкам отношений власти. Также уделяется внимание натуралистическому мотиву в интерпретациях авторов, а именно элементам интерпретации “природы человека”. Методом исследования избран сравнительный междисциплинарный анализ с элементами дискурс-анализа с привлечением элементов структуралистского подхода. Научная новизна исследования заключается в выявлении в современной антропологической мысли, анализирующей социально-политический уклад амазонских индейцев, собственной рефлексии о “политическом”. Демонстрируется, что ей свойственен акцент на рассмотрении натуралистических оснований мифопоэтического представления коренных американцев в качестве валидных политико-философских установок, определяющих политическую организацию сообществ. Посредством сопоставления со взглядами Т. Гоббса и приложения оптики К. Шмитта, она вводится в пространство политической философии как специфическая традиция представления догосударственных обществ. Актуализируется вопрос об определении “человеческой природы” в основе парадигм “политического” и традиций, описывающих генезис государственности в политической философии и антропологии. Основным выводом исследования является демонстрируемая на основе рассмотрения двух противоположных представлений о природе государственного автономность “политического”. Подтверждая тезис К. Шмитта о различии природы “политического” и пространства государственного, статья проводит краткую деконструкцию античного соположения государства-полиса и политики.
Целью настоящей статьи является анализ как возможностей использования цифровых технологий в государственном управлении, так и возникающих в условиях цифровой трансформации рисков. В данной связи авторы акцентируют внимание на противоречивом характере влияния глобальной цифровой революции и на государство и принимаемые им решения, и на практики социального взаимодействия в обществе в самых различных сферах (трудовой сфере, образования, здравоохранения и т. д.). Цифровая среда не только меняет способы и характер взаимодействия государства с гражданами, но и трансформирует внутреннюю систему принятия управленческих решений, делая ее более прозрачной и гибкой. Цифровые сервисы и технологии активно меняют государственное и муниципальное управление, неся как несомненные преимущества, например, повышая эффективность, прозрачность и доступность услуг для граждан, так и риски: увеличение цифрового неравенства, исчезновение приватности, цифровой контроль, этические проблемы, риски утечки персональных данных и пр. Основной методологической базой исследования выступают теоретические научные методы, системный подход. Междисциплинарный характер исследования в рамках обозначенной проблематики требует привлечения как данных международной и отечественной статистики, так и социологических исследований. Авторами предпринята попытка комплексного анализа возможностей и рисков использования цифровых инструментов в системе государственного управления. Авторы подробно останавливаются на анализе ключевых сервисов и технологий, используемых в государственном управлении в условиях цифровой среды. Тот факт, что последние годы в государственном управлении цифровая парадигма становится доминирующей, пройдя в своем развитии несколько этапов, подтверждают данные межстрановых исследований индекса развития электронного правительства. На практике в разных странах реализуются различные версии цифровой трансформации, подготовлены и реализуются стандарты (модели) зрелости цифрового госуправления, однако движение происходит в одном направлении. В данной связи авторы приходят к выводу о целесообразности дополнения понятия «цифровая зрелость» оценкой эффектов и рисков цифровизации государственного управления гражданами и бизнесом как важнейшими ее бенефициарами, в том числе и в отношении цифровизации взаимодействия граждан, бизнеса и государства. Цифровизация государственного управления - неизбежный процесс, который требует баланса между инновациями, безопасностью и социальной инклюзивностью.
Демографическая безопасность является одной из наиболее важных и актуальных тем современного времени. Нейтрализация рисков демографической безопасности является главной целью Российской Федерации в её социо-демографической политике. Сельские территории в контексте урбанизации и глобализации являются наиболее подверженными демографическим рискам территориями. В условиях глобализации, цифровизации и увеличении дисбаланса социо-экономических показателей между городскими и сельскими территориями наиболее важно сосредоточиться на поддержании демографической безопасности сёл. Объектом исследования являются сельские территории Центрального Черноземья. Предметом исследования выступает демографическая безопасность. В исследовании особое внимание уделяется анализу социо-экономического разрыва между городскими и сельскими территориям, рекомендациям по сохранению демографической безопасности сельских территорий, а также нейтрализации рисков демографической безопасности Центрального Черноземья. В качестве теоретико-методологической основы исследования использовался системный подход к изучению демографической безопасности сельских территорий Центрального Черноземья. С помощью применения системного подхода удалось рассмотреть современные проблемы демографической безопасности сельских территорий, выявить проблемы демографической устойчивости сёл, а также найти необходимые пути решения данных проблем. Основными выводами проведенного исследования являются обозначение проблем в современной демографической устойчивости сельских территорий Центрального Черноземья, а также нахождение проблем миграционной убыли из сельских территорий. С помощью комплексного анализа статистических данных демографических показателей городских и сельских территорий были выявлены ряд проблем в социо-экономической структуре сельских территорий Центрального Черноземья, что способствует миграционному оттоку молодёжи в большие города. Новизна исследования заключается в комплексном анализе демографической безопасности сельских территорий Центрального Черноземья, выявление общих рекомендаций по нейтрализации рисков демографической устойчивости сёл, а также прогнозирование социо-демографической ситуации сельских территорий. В ходе исследования особе внимание было уделено анализу исследований отечественных учёных, а также выявлению рекомендаций по решению демографической нестабильности сельских территорий Центрального Черноземья.
Основным предметом исследования является процесс реализации государственной стратегии сохранения национальной культуры кряшен в МР Бакалинский район Республики Башкортостан. Автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как, во-первых, анализ содержания и механизмов реализации государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальной культуры; во-вторых, выявление проблем и трудностей, возникающих в процессе реализации стратегии, а также предложение путей их преодоления; в-третьих, оценка того, каким образом центр способствует сохранению и популяризации национальной культуры кряшен, включая изучение его влияния на языковую среду, традиционные ремесла, образование и культурные мероприятия; в-четвертых, анализ воздействия центра на местное сообщество кряшен и других этнических групп, проживающих в регионе, включая изменение уровня интереса к национальной культуре, вовлеченность молодежи и взрослых, а также улучшение межэтнических отношений. В ходе исследования использовались общенаучные методы наблюдения, анализа и синтеза. При анализе особенностей разработки государственной стратегии сохранения национальной культуры в регионе применялись специальные методы - морфологический и нормативный. Также применялись сравнительно-исторический и кросс-культурный подходы, которые позволяют выявить общие и особенные кряшенской культуры в сравнении с другими этносами. Научная новизна исследования состоит в целевом анализе создания историко-культурного центра кряшен в МР Бакалинский район Республики Башкортостан и реализации в его работе особенностей внедрения основных положений государственной стратегии сохранения национальной культуры в регионе. Сохранение национальной культуры как одно из ведущих направлений государственного управления в Республике Башкортостан и одновременно важнейший фактор его эффективности в связи исторически сложившейся в регионе многонациональной и многоконфессиональной культурой является приоритетом государственной национальной политики. Социальная эффективность предложенного в работе проекта заключается в его способности положительно влиять на различные аспекты жизни общества, особенно на уровне местных сообществ. Кряшены обладают уникальным культурным наследием, которое включает язык, традиции, обычаи и духовные ценности. Центр позволит сохранить этот важный пласт национальной идентичности, что является значимым вкладом в поддержание культурного многообразия как района, так и всей республики.
Возникновение конфликтов в обществе, где сосредоточены различные ценности, интересы, настроения у разных социальных групп, - процесс неизбежный. Основаниями для развития данного процесса могут послужить как ряд событий, так и конкретное действие или бездействие. Теоретико-методологическая база основывается на классических теориях социального конфликта (Г. Зиммеля, Л. Козера, М. Дойча, К. Боулдинга, Р. Дарендорфа и др.) и современных работах отечественных теоретиков и практиков (А. Г. Здравомыслова, Н. В. Гришиной, Б. И. Хасан, Ю. Е. Растова, А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова, А. С. Кармина, С. М. Емельянова и др.), подчеркивающих «нормальность» конфликтного взаимодействия в любом обществе. Статья подчеркивает, что на уровне социальных общностей процедура определения источников конфликта и траектории его развития требует использования системного подхода к исследованию обширного явления - конфликтогенности. Кроме того, отмечается необходимость управления конфликтогенностью общества, т. е. поддержание ее уровня до порогового значения, после которого начинается развитие деструктивного конфликта. В рамках темы была разработана методика и проведено социологическое исследование среди молодежи г. Барнаула (18-35 лет). В опросе приняли участие 342 респондента, отобранных по полу и возрасту (квотная выборка). На втором этапе проведены глубинные интервью (n=16). Данное исследование позволяет детально понять конфликтогенные темы в повседневном общении молодежи. По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, существует определенная закономерность в выборе конфликтогенных тем, обусловленная возрастом и социальным положением молодежи. Во-вторых, конфликтогенные тематики в общении главным образом затрагивают социальные проблемы, связанные с экономическими и политическими процессами, а также нравственными изменениями, отражающимися на поведении молодежи. В-третьих, при повседневном общении молодежи на конфликтогенные темы в онлайн-формате, частота конфликтов ниже, что опровергает изначальное предположение. В-четвертых, одним из источников конфликтогенности в молодежной среде г. Барнаула служит низкий уровень развития отдельных объектов социальной инфраструктуры города. Таким образом, в исследовании подчеркивается важность понимания конфликтогенных тем в общении молодежи и их влияния на социальные взаимодействия и эмоциональное состояние.
В системе общественного бытия религия всегда занимала определённое место, отражающее степень развития того или иного общества. Объектом исследования выступает религия как социальный феномен. В социальном понимании религия является культурным ядром и духовным стержнем человеческой индивидуальности. Она задаёт мотивацию действиям всем представителям своего вероисповедания, определяет их отношение и включённость в нравственную, политическую, хозяйственную жизнь общества. Предметом же исследования становится роль религии в жизни современного человека. Оценка роли религии в жизни современных индивидов позволяет выявить её истинный духовный и социальный потенциал, зачастую обмирщаемый и разрушаемый повседневностью. Подчёркивается, что основой социологического осмысления религии должно стать её функциональное понимание, обращение к религии как звену интегрирующему, адаптирующему, формирующему моральные установки. Однако важно понимать, что в разных обществах и на определённых этапах исторического развития религия выполняет различные функции, то есть попытки функционального осмысления не должны сводиться к универсализму. Эмпирическая часть исследования представляет собой сочетание качественных и количественных методик, позволяющих сформировать целостное представление и сделать достоверные выводы. В статье приведены результаты анкетирования и глубинных интервью с жителями Барнаула. Новизна исследования состоит в комплексном анализе, затрагивающем, во-первых, все доступные для изучения социально-демографические группы населения, а, во-вторых, позволяющем обратиться не только к отдельным фактам религиозного опыта индивидов, но и оценить их в совокупности. Отдельно подчёркивается необходимость изучения религии именно в среде современного города, характеризующейся отчуждённостью индивидов, утратой традиционных ценностей и коммерциализацией различных видов деятельности. Отмечается, что большинством респондентов религия оценивается как положительный социальный феномен, способный регулировать поведение индивидов, помогать в затруднительных и кризисных ситуациях. При всех положительных оценках и высокой доли приверженности определённым конфессиям среди барнаульцев, различные виды традиционных религиозных практик пользуются низкой популярностью у населения, что в большинстве случаев объясняется социально-демографическими особенностями респондентов, сложившимися традициями и укладом быта, индивидуальными психологическими особенностями. Полученные данные могут представлять интерес для социологов, религиоведов, специалистов в области государственно-конфессиональных отношений, органов власти и сотрудников правоохранительной системы.
Предметом исследования является социально-психологическая безопасность студентов в образовательной среде вуза. Современный мир характеризуется высокой степенью изменчивости, динамичности и непостоянства, что проявляется в ускоренном развитии технологий, в разных социальных изменениях, в глобализации, в экологических вызовах и других ежедневных и ежечасных переменах. Актуализируются исследования в области безопасности на разных уровнях анализа. Цель статьи - изучить взаимосвязь социальной безопасности и личного благополучия студентов в образовательной среде вуза. Вуз является важнейшим институтом социализации студентов, где у них происходят значительные изменения в личности, выстраивается план дальнейшей жизни, происходит вхождение в профессиональное сообщество, поэтому важно и необходимо поддержание обстановки в образовательной среде вуза, способствующей ощущению безопасности студента в контексте их личного благополучия. Существует потребность социологического исследования взаимосвязи социальной безопасности и личного благополучия студентов в образовательной среде вуза. Важным этапом при изучении данного вопроса, заключается в апробации разработанной методики, поэтому в 2024 году было проведено пилотажное исследование, выбран количественный метод сбора информации - опрос, в форме анкетирования. Информационную базу исследования составили данные социологического опроса студентов Алтайского государственного университета. Новизна исследования заключается в расширении представлений о социальной безопасности студентов в образовательной среде вуза. Ключевые результаты проведенного пилотажного исследования состоят в следующем: существуют различия восприятия факторов обеспечения социальной безопасности студентами с разными уровнями личного (психологического) благополучия: успеваемость, риски образовательной среды, динамика здоровья, представления о здоровом образе жизни. Студенты с высоким уровнем (личного) психологического благополучия лучше учатся, реже становятся жертвами кражи, чаще соблюдают правила личной безопасности, проявляют бдительность, у них лучше здоровье, много знают о здоровом образе жизни. Студенты с низким уровнем (личного) психологического благополучия хуже успеваемость, рискуют стать жертвами кражи, здоровье в процессе обучение ухудшилось, меньше знают о здоровом образе жизни.