Статьи в выпуске: 5
Предметом исследования выступает рефлексия о категориях «политического» и «государственного» в контексте политической философии и политической антропологии. Объектом исследования является сравнительный анализ концепций природы государственности и её эволюции в трудах политического философа Т. Гоббса и антрополога П. Кластра. В работе рассматриваются ключевые противоречия между гоббсовской моделью государства как инструмента подавления «войны всех против всех» и кластровской критикой государственности как механизма насильственного доминирования над безгосударственными сообществами. Рассмотрение представлено в приложении к оптике понятия “политического” К. Шмитта. Особое внимание уделяется методологическим различиям в интерпретации “государственного”, “политического” и оценкам отношений власти. Также уделяется внимание натуралистическому мотиву в интерпретациях авторов, а именно элементам интерпретации “природы человека”. Методом исследования избран сравнительный междисциплинарный анализ с элементами дискурс-анализа с привлечением элементов структуралистского подхода. Научная новизна исследования заключается в выявлении в современной антропологической мысли, анализирующей социально-политический уклад амазонских индейцев, собственной рефлексии о “политическом”. Демонстрируется, что ей свойственен акцент на рассмотрении натуралистических оснований мифопоэтического представления коренных американцев в качестве валидных политико-философских установок, определяющих политическую организацию сообществ. Посредством сопоставления со взглядами Т. Гоббса и приложения оптики К. Шмитта, она вводится в пространство политической философии как специфическая традиция представления догосударственных обществ. Актуализируется вопрос об определении “человеческой природы” в основе парадигм “политического” и традиций, описывающих генезис государственности в политической философии и антропологии. Основным выводом исследования является демонстрируемая на основе рассмотрения двух противоположных представлений о природе государственного автономность “политического”. Подтверждая тезис К. Шмитта о различии природы “политического” и пространства государственного, статья проводит краткую деконструкцию античного соположения государства-полиса и политики.
Целью настоящей статьи является анализ как возможностей использования цифровых технологий в государственном управлении, так и возникающих в условиях цифровой трансформации рисков. В данной связи авторы акцентируют внимание на противоречивом характере влияния глобальной цифровой революции и на государство и принимаемые им решения, и на практики социального взаимодействия в обществе в самых различных сферах (трудовой сфере, образования, здравоохранения и т. д.). Цифровая среда не только меняет способы и характер взаимодействия государства с гражданами, но и трансформирует внутреннюю систему принятия управленческих решений, делая ее более прозрачной и гибкой. Цифровые сервисы и технологии активно меняют государственное и муниципальное управление, неся как несомненные преимущества, например, повышая эффективность, прозрачность и доступность услуг для граждан, так и риски: увеличение цифрового неравенства, исчезновение приватности, цифровой контроль, этические проблемы, риски утечки персональных данных и пр. Основной методологической базой исследования выступают теоретические научные методы, системный подход. Междисциплинарный характер исследования в рамках обозначенной проблематики требует привлечения как данных международной и отечественной статистики, так и социологических исследований. Авторами предпринята попытка комплексного анализа возможностей и рисков использования цифровых инструментов в системе государственного управления. Авторы подробно останавливаются на анализе ключевых сервисов и технологий, используемых в государственном управлении в условиях цифровой среды. Тот факт, что последние годы в государственном управлении цифровая парадигма становится доминирующей, пройдя в своем развитии несколько этапов, подтверждают данные межстрановых исследований индекса развития электронного правительства. На практике в разных странах реализуются различные версии цифровой трансформации, подготовлены и реализуются стандарты (модели) зрелости цифрового госуправления, однако движение происходит в одном направлении. В данной связи авторы приходят к выводу о целесообразности дополнения понятия «цифровая зрелость» оценкой эффектов и рисков цифровизации государственного управления гражданами и бизнесом как важнейшими ее бенефициарами, в том числе и в отношении цифровизации взаимодействия граждан, бизнеса и государства. Цифровизация государственного управления - неизбежный процесс, который требует баланса между инновациями, безопасностью и социальной инклюзивностью.
Демографическая безопасность является одной из наиболее важных и актуальных тем современного времени. Нейтрализация рисков демографической безопасности является главной целью Российской Федерации в её социо-демографической политике. Сельские территории в контексте урбанизации и глобализации являются наиболее подверженными демографическим рискам территориями. В условиях глобализации, цифровизации и увеличении дисбаланса социо-экономических показателей между городскими и сельскими территориями наиболее важно сосредоточиться на поддержании демографической безопасности сёл. Объектом исследования являются сельские территории Центрального Черноземья. Предметом исследования выступает демографическая безопасность. В исследовании особое внимание уделяется анализу социо-экономического разрыва между городскими и сельскими территориям, рекомендациям по сохранению демографической безопасности сельских территорий, а также нейтрализации рисков демографической безопасности Центрального Черноземья. В качестве теоретико-методологической основы исследования использовался системный подход к изучению демографической безопасности сельских территорий Центрального Черноземья. С помощью применения системного подхода удалось рассмотреть современные проблемы демографической безопасности сельских территорий, выявить проблемы демографической устойчивости сёл, а также найти необходимые пути решения данных проблем. Основными выводами проведенного исследования являются обозначение проблем в современной демографической устойчивости сельских территорий Центрального Черноземья, а также нахождение проблем миграционной убыли из сельских территорий. С помощью комплексного анализа статистических данных демографических показателей городских и сельских территорий были выявлены ряд проблем в социо-экономической структуре сельских территорий Центрального Черноземья, что способствует миграционному оттоку молодёжи в большие города. Новизна исследования заключается в комплексном анализе демографической безопасности сельских территорий Центрального Черноземья, выявление общих рекомендаций по нейтрализации рисков демографической устойчивости сёл, а также прогнозирование социо-демографической ситуации сельских территорий. В ходе исследования особе внимание было уделено анализу исследований отечественных учёных, а также выявлению рекомендаций по решению демографической нестабильности сельских территорий Центрального Черноземья.
Основным предметом исследования является процесс реализации государственной стратегии сохранения национальной культуры кряшен в МР Бакалинский район Республики Башкортостан. Автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как, во-первых, анализ содержания и механизмов реализации государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальной культуры; во-вторых, выявление проблем и трудностей, возникающих в процессе реализации стратегии, а также предложение путей их преодоления; в-третьих, оценка того, каким образом центр способствует сохранению и популяризации национальной культуры кряшен, включая изучение его влияния на языковую среду, традиционные ремесла, образование и культурные мероприятия; в-четвертых, анализ воздействия центра на местное сообщество кряшен и других этнических групп, проживающих в регионе, включая изменение уровня интереса к национальной культуре, вовлеченность молодежи и взрослых, а также улучшение межэтнических отношений. В ходе исследования использовались общенаучные методы наблюдения, анализа и синтеза. При анализе особенностей разработки государственной стратегии сохранения национальной культуры в регионе применялись специальные методы - морфологический и нормативный. Также применялись сравнительно-исторический и кросс-культурный подходы, которые позволяют выявить общие и особенные кряшенской культуры в сравнении с другими этносами. Научная новизна исследования состоит в целевом анализе создания историко-культурного центра кряшен в МР Бакалинский район Республики Башкортостан и реализации в его работе особенностей внедрения основных положений государственной стратегии сохранения национальной культуры в регионе. Сохранение национальной культуры как одно из ведущих направлений государственного управления в Республике Башкортостан и одновременно важнейший фактор его эффективности в связи исторически сложившейся в регионе многонациональной и многоконфессиональной культурой является приоритетом государственной национальной политики. Социальная эффективность предложенного в работе проекта заключается в его способности положительно влиять на различные аспекты жизни общества, особенно на уровне местных сообществ. Кряшены обладают уникальным культурным наследием, которое включает язык, традиции, обычаи и духовные ценности. Центр позволит сохранить этот важный пласт национальной идентичности, что является значимым вкладом в поддержание культурного многообразия как района, так и всей республики.
Возникновение конфликтов в обществе, где сосредоточены различные ценности, интересы, настроения у разных социальных групп, - процесс неизбежный. Основаниями для развития данного процесса могут послужить как ряд событий, так и конкретное действие или бездействие. Теоретико-методологическая база основывается на классических теориях социального конфликта (Г. Зиммеля, Л. Козера, М. Дойча, К. Боулдинга, Р. Дарендорфа и др.) и современных работах отечественных теоретиков и практиков (А. Г. Здравомыслова, Н. В. Гришиной, Б. И. Хасан, Ю. Е. Растова, А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова, А. С. Кармина, С. М. Емельянова и др.), подчеркивающих «нормальность» конфликтного взаимодействия в любом обществе. Статья подчеркивает, что на уровне социальных общностей процедура определения источников конфликта и траектории его развития требует использования системного подхода к исследованию обширного явления - конфликтогенности. Кроме того, отмечается необходимость управления конфликтогенностью общества, т. е. поддержание ее уровня до порогового значения, после которого начинается развитие деструктивного конфликта. В рамках темы была разработана методика и проведено социологическое исследование среди молодежи г. Барнаула (18-35 лет). В опросе приняли участие 342 респондента, отобранных по полу и возрасту (квотная выборка). На втором этапе проведены глубинные интервью (n=16). Данное исследование позволяет детально понять конфликтогенные темы в повседневном общении молодежи. По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, существует определенная закономерность в выборе конфликтогенных тем, обусловленная возрастом и социальным положением молодежи. Во-вторых, конфликтогенные тематики в общении главным образом затрагивают социальные проблемы, связанные с экономическими и политическими процессами, а также нравственными изменениями, отражающимися на поведении молодежи. В-третьих, при повседневном общении молодежи на конфликтогенные темы в онлайн-формате, частота конфликтов ниже, что опровергает изначальное предположение. В-четвертых, одним из источников конфликтогенности в молодежной среде г. Барнаула служит низкий уровень развития отдельных объектов социальной инфраструктуры города. Таким образом, в исследовании подчеркивается важность понимания конфликтогенных тем в общении молодежи и их влияния на социальные взаимодействия и эмоциональное состояние.