Архив статей журнала
В настоящее время рынок контактных линз как в мире, так и в России динамично развивается. При этом отрасль включает в себя несколько классов контактных линз, различающихся по структуре и свойствам. В России собственные основные материалы для производства контактных линз практически отсутствуют. Поэтому представляется актуальным провести обзор литературных данных по методам изготовления линз и основного химического сырья для их создания. Цель: установление структуры материалов, используемых в производстве контактных линз, а также выделение достоинств и недостатков каждого материала для этих изделий. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был проведен литературный обзор 29 научных статей, посвященных методам изготовления контактных линз. При этом рассматривались материалы для контактных линз, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие отрасли либо ставшие коммерческим продуктом. Результаты. Рассмотрена история открытия и исследованы направления развития стеклянных, полиметилметакрилатных, гидрогелевых и силикон-гидрогелевых линз. Приведены структуры материалов различных классов: так, гидрогелевые линзы представляют собой сополимеры гидроксиэтилметакрилата, N‑винилпирролидона, N‑диметилакриламида и других органических мономеров; силикон-гидрогелевые – сополимеры указанных веществ и силиконовых олигомеров. Показано, что стеклянные и полиметилметакрилатные линзы слишком жесткие для комфортного ношения, а гидрогелевые оптимальны по модулю упругости, но не обеспечивают должного питания глаз кислородом. Основной раздел посвящен силикон-гидрогелевым линзам. Они безопасны за счет биоинертности силиконов, и потому основной научный интерес сейчас сосредоточен в этой области – ведутся активные поиски способов улучшения совместимости гидрофильных и гидрофобных доменов силикон-гидрогеля, оптимальных структур силиконовых макромеров, способов модификации поверхности линзы и новых методов изготовления контактных линз. Рассмотрены четыре поколения коммерческих силикон-гидрогелевых материалов, а также новое направление исследований – подобные живым тканям материалы, в основе которых метакрилоксиэтилфосфорилхолин. Заключение. В сравнении с предшествующими классами линз силикон-гидрогелевые линзы на сегодняшний день являются наиболее продвинутыми, так как они обеспечивают наибольший комфорт для пользователя и лучше всего подходят для пролонгированного ношения за счет оптимального влагосодержания, кислородопроницаемости, модуля упругости и т. д. Новое перспективное направление – создание «биомиметических» контактных линз из материалов со структурой, похожей на структуру натуральных тканей.
Принято считать, что склеральные жесткие контактные линзы являются одним из самых эффективных способов оптической коррекции индуцированных аметропий, в особенности при выраженной иррегулярной поверхности роговицы. Однако эволюция материалов и конструкций склеральных линз в значительной степени позволила расширить показания к их применению. Цель: данный обзор нацелен на расширение знаний как об исторических вехах развития склеральной контактной коррекции, так и о применении данных линз в современной офтальмологической практике. Методы. Проведен анализ отечественной и зарубежной литературы в базах данных PubMed, eLibrary за последние 30 лет. Всего было просмотрено более 200 релевантных статей, из которых 50 были включены в настоящий обзор. Результаты. В данной статье исследуется исторический аспект создания и развития склеральных жестких линз, начиная с первых экспериментов по коррекции зрения в древности и заканчивая современными технологиями их производства. Анализируется эволюция материалов, используемых для изготовления линз, способствовавшая улучшению их переносимости и комфорта. В обобщенном виде описана история создания склеральных линз, основные ключевые этапы их развития. В настоящее время офтальмологи недостаточно осведомлены о существовании данного типа коррекции и его потенциальных возможностях в области оптической реабилитации пациентов. В обзоре даны характеристики современных склеральных линз, применяемого материала и оборудования для их изготовления. Отдельно рассмотрены показания и противопоказания к их подбору. Заключение. На сегодняшний день склеральные контактные линзы являются общедоступным средством оптической коррекции аметропий. Они изготавливаются по индивидуальным параметрам пациента из современных высокогазопроницаемых материалов. Применение таких линз позволяет достигать высоких функциональных результатов даже в самых сложных клинических случаях, когда другие виды коррекции оказываются неэффективны.
По различным данным распространенность амблиопии достигает 6 % среди детской популяции и 5,6 % во взрослой популяции. У пациентов с амблиопией снижена скорость чтения и способность к обучению, нарушена мелкая моторика, снижено или отсутствует стереозрение. Состояние зрительной фиксации влияет на успех лечения – дети с центральной зрительной фиксацией (ЦЗФ) и нецентральной зрительной фиксацией (НЦЗФ) требуют различной тактики ведения. Однако на данный момент отсутствуют аналитические данные о количестве пациентов с НЦЗФ в группах с различной офтальмологической патологией и способах ее определения. Цель: выявить и рекомендовать к внедрению в клиническую практику наиболее распространенную методику определения зрительной фиксации, определить количество детей с нецентральной зрительной фиксацией среди пациентов с различной офтальмологической патологией. Материалы и методы. В настоящей работе проанализированы результаты российских и зарубежных исследований распространенности нецентральной фиксации у детей. В обзор включены результаты 30 экспериментальных, наблюдательных, ретроспективных и сравнительных публикаций, в которых приведены данные о состоянии зрительной фиксации у пациентов с различной офтальмологической патологией и методах ее определения. Результаты. По результатам анализа полнотекстовых статей было отобрано 8 исследований, опубликованных в период между 2017 и 2024 годами, и 1 исследование 2009 года. На основании этих работ приведены данные об офтальмологическом статусе, зрительной фиксации и методике ее определения у 1510 человек. По результатам анализа было выявлено, что среди пациентов с анизометропией 93,1 % имеют центральную зрительную фиксацию, 6 % – НЦЗФ, у 5 человек выявлена неустойчивая ЦЗФ. У пациентов с установленным диагнозом «косоглазие без сочетанной патологии» 74,2 % имеют ЦЗФ, у 21,7 % выявлена НЦЗФ, а у 4,2 % – неустойчивая ЦЗФ. Данные соотносятся с группой пациентов с косоглазием и анизометропией: ЦЗФ выявлена у 72,3 % обследованных пациентов, НЦЗФ зафиксирована у 25,5 %, а неустойчивая ЦЗФ – у 2,2 %. Наибольший процент НЦЗФ выявлен среди детей с амблиопией и/или косоглазием – 27,5 %. Основной и приемлемой по доступности методикой для определения зрительной фиксации в 9 приведенных исследованиях явилось исследование с использованием прямого офтальмоскопа (проведено у ¾ пациентов). Заключение. НЦЗФ чаще всего встречается у детей с косоглазием и амблиопией. Наиболее распространенная методика диагностики НЦЗФ – исследование с помощью прямого офтальмоскопа. Это доступный метод для любого кабинета офтальмолога, что позволяет рекомендовать его к широкому внедрению в клиническую практику.