Архив статей журнала

ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ПЕРЕЕЗДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РЕГИОНЫ РОССИИ (2024)
Выпуск: № 3 (85) (2024)
Авторы: КЛИМАНОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ, ИГОРЕВА АЛЕКСАНДРА ГЕННАДЬЕВНА

Статья посвящена анализу перспектив и рисков переноса штаб-квартир государственных корпораций из Москвы в регионы России. Авторы исследуют потенциальные положительные эффекты, такие как рост налоговых поступлений, повышение качества жизни и привлечение специалистов в регионы, а также снижение нагрузки на Москву. В то же время подчеркивается ряд рисков, связанных с децентрализацией, таких как снижение эффективности деятельности компаний, дефицит квалифицированных кадров в регионах и потенциальные конфликты между элитами на уровне субъектов Федерации. Авторы утверждают, что решение о переезде компании в определенный регион требует тщательного анализа специфики деятельности, наличия квалифицированных кадров, инфраструктуры, финансовых затрат и возможных рисков. Отсутствие успешных кейсов переноса штаб-квартир крупных компаний с государственным участием подчеркивает необходимость комплексной оценки всех факторов. В статье предлагается ввести показатель, стимулирующий перенос штаб-квартир в проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. Предлагаемый показатель - это процентное соотношение штаб-квартир крупных компаний с государственным участием, расположенных за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, к общему количеству штаб-квартир.

Сохранить в закладках
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ: ИНСТРУМЕНТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ (2024)
Выпуск: № 3 (85) (2024)
Авторы: ЗЕМЛЯНСКИЙ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ, КАЛИНОВСКИЙ ЛЕОНИД ВИКТОРОВИЧ, МЕДВЕДНИКОВА ДАРИНА МИХАЙЛОВНА, ПРУСИХИН ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ, ЧУЖЕНЬКОВА ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

В статье проанализированы особенности, ограничения и результаты реализации четырёх действующих инструментов государственной поддержки Курильских островов: 1) Федеральной целевой программы и преференциальных режимов; 2) территории опережающего развития; 3) налогового режима Курильских островов; 4) особой экономической зоны. Выявлено, что для федеральной целевой программы так же, как и для предыдущих программ развития Курильских островов, характерны недостаточная систематичность в формировании и реализации многих мероприятий, а также регулярный отказ или корректировка запланированных экономических мер в сторону сокращения. Среди преференциальных режимов наиболее успешным, оказывающим значительное влияние на развитие островов, является территория опережающего развития «Курилы». Режим налогового режима Курильских островов пока продемонстрировал ограниченный позитивный эффект, преимущественно в развитии туристической отрасли. Распространение режима особой экономической зоны на Курилы при текущих условиях её функционирования не дает значимых результатов. Несмотря на выявленные ограничения реализации федеральной целевой программы и функционирования преференциальных режимов, в совокупности их действие оказало положительное влияние на динамику социально-экономических развития Курил с 2015 г.: федеральная целевая программа позволила улучшить социальные показатели качества жизни местного населения, в то время как резиденты территории опережающего развития дали существенный импульс развитию экономики. При условии донастройки исследованных инструментов региональной политики можно ожидать дальнейшего улучшения социально-экономического положения Курильских островов.

Сохранить в закладках
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОТАЦИЙ НА ВЫРАВНИВАНИЕ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ИЗМЕНЕНИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО НЕРАВЕНСТВА (2024)
Выпуск: № 2 (84) (2024)
Авторы: ЗЕМЛЯНСКИЙ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ, МЕДВЕДНИКОВА ДАРИНА МИХАЙЛОВНА, КАЛИНОВСКИЙ ЛЕОНИД ВИКТОРОВИЧ, ПРУСИХИН ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ

В статье представлен анализ распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по субъектам Российской Федерации в 2008-2023 гг. и оценена их роль в снижении уровня межрегионального неравенства по бюджетным доходам, измеренного с помощью коэффициентов вариации и Джини, индексов Тейла и Аткинсона. Исследование выполнено на основе открытых данных Казначейства, Министерства финансов и Федеральной налоговой службы РФ, а также портала «Электронный бюджет». Выявлено, что большинство регионов непрерывно получали дотации на выравнивание на протяжении исследуемого периода, и только 5 субъектов ни разу не входили в число получателей. Отмечен рост концентрации данных дотаций у крупнейших получателей, а также увеличение номинальных объемов дотаций на исследуемом периоде в большей части регионов, которое нивелируется ростом уровня цен. Выявлено, что при текущей настройке методики распределения дотаций на выравнивание в результате их предоставления у регионов с идентичной бюджетной ситуацией наблюдается различный прирост уровня расчётной бюджетной обеспеченности, таким образом ряд регионов получает слабо обоснованные преимущества перед другими. Несмотря на это, доказано, что дотации на выравнивание снижают межрегиональные различия в показателях обеспеченности населения доходами бюджета по всем метрикам межрегионального неравенства, однако их вклад в снижение неравенства значительно ниже вклада налогового перераспределения и сопоставим с вкладом субсидий. При этом выравнивающая роль данных дотаций на протяжении рассматриваемого периода оставалась неизменной.

Сохранить в закладках