Архив статей журнала

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (2025)
Выпуск: № 2 (18) (2025)
Авторы: Смирнова Марина Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы географического содержания предмета «Окружающий мир» и методические аспекты их изучения. Обращено внимание на значение географии во всестороннем развитии школьника. Выявлены проблемы методического сопровождения процесса преподавания географии в начальной школе и показаны некоторые пути их решения. Также затронуты вопросы естественнонаучной (в т. ч. географической) подготовки учителей начальной школы.

Сохранить в закладках
ИГРА И ИГРУШКА КАК ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ И «МЯГКОЙ СИЛЫ»: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИГРОВЫХ ПРАКТИК СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (2025)
Выпуск: № 1 (17) (2025)
Авторы: Двойнина Виктория Константиновна, Смирнова Полина Викторовна

В статье представлен психологический анализ игровых практик и игрушек как действенных инструментов когнитивного, метакогнитивного и личностного развития современных детей и подростков. Также анализируется роль игрушки как инструмента «мягкой силы»: средства формирования культурных ценностей и установок. Представлен анализ индоктринирующего воздействия ряда образцов игровой продукции на психику ребенка на примере «советской игрушки». Выявлены основные тенденции в изменении и развитии современной игры: увеличение вариативности игровых практик и дальнейшее повышение их технологичности, вытеснение традиционной игры цифровой, исчезновение феномена дворовой игры, выход игры как значимого вида деятельности за пределы дошкольного возраста. Отмечаются явления дизонтогенеза детской игры - ее упрощение, стереотипность, кратковременность и др. Вследствие процессов глобализации и перехода современного общества в эпоху постмодерна, радикального плюрализма на потребительском рынке присутствуют игры и игрушки производителей разных стран, оказывающих разнонаправленное влияние на детскую аудиторию. Это требует от педагогов и детских практических психологов компетенции в оценке ценностных (а главное - нравственных) аспектов и контекстов игр и игрушек. Также специалисты должны уметь выявлять и нейтрализовывать негативное индоктринирующее воздействие, репрезентированное в игровой продукции, развивать ценностно-смысловую сферу воспитанников, управлять игровыми практиками в интересах гармоничного развития личности ребенка.

Сохранить в закладках