ISSN 1817-3292
Языки: ru · en

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА

Архив статей журнала

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (2024)
Выпуск: № 3 (105) (2024)
Авторы: Гильмиянова Римма Аскаровна

Показано, что в рамках социальной культурологии, изучающей мир человека как творца культуры, преобразующего окружающую его действительность, с конца 1980-х гг. стало активно развиваться новое научно-практическое направление – теория и методология социокультурного воспроизводства, получившее позднее название педагогической культурологии.

Цель исследования – рассмотреть феномен педагогической культурологии, связанные с ней научные школы, показать теоретическое и прикладное значение педагогической культурологии и перспективы ее развития. В исследовании использованы системный, деятельностный и аксиологический подходы.

Выделены признаки, присущие научной школе: общность научных интересов представителей школы и научная значимость рассматриваемых проблем; уровень научных результатов школы и ее признание в стране и за рубежом; роль научного лидера; стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной молодежью, работа постоянного научного семинара).

Дана характеристика Санкт-Петербургской научной школы педагогической культурологии, основателем которой выступил М. А. Ариарский.

Рассмотрена концепция Уфимской научной школы педагогической культурологии В. Л. Бенина, сложившейся на рубеже 2000-х гг. и получившей развитие на базе Башкирского государственного педагогический университет им. М. Акмуллы.

Сделан вывод о том, что школа педагогической культурологии, созданная М. А. Ариарским в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, по существу, имеет прикладной характер, так как стала теоретико-методологической основой развития всех видов социально-культурной деятельности, обосновывает ее назначение.

Методологической позицией Уфимской школы педагогической культурологии можно считать тезис, что развитие цивилизации, культуры и образования необходимо рассматривать не по отдельности, а как совместный процесс и говорить о социокультурогенезе как сонаправленных социокультурных изменениях в жизни общества.

Педагогическая культурология, представляющая собой область гуманитарного знания, выступает в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающего общие закономерности педагогического процесса и направленного на получение систематизированной информации о формах и методах трансляции социального опыта, а также разрабатывающего варианты практической организации культурно-образовательной практики.

Сохранить в закладках
НАУЧНАЯ ШКОЛА В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (105) (2024)
Авторы: Зборовский Гарольд Ефимович, Амбарова Полина Анатольевна

В статье рассматривается феномен научных школ и их значение для развития университетов. Раскрывается авторская трактовка понятия научной школы, ставится ее проблема в контексте междисциплинарных исследований. Выделены и обоснованы ключевые характеристики научной школы, включая ресурсный потенциал. Особое внимание уделяется интерпретации научной школы как социальной общности, социальнопрофессионального, научного и научно-образовательного сообщества. Показаны проблемы взаимодействия научных школ с системой университетского управления и роль в воспроизводстве научно-педагогического сообщества.

Сохранить в закладках