Архив статей журнала
В статье затрагиваются проблемные вопросы ресоциализации условно-досрочно освобожденных осужденных. Раскрывается важность данного процесса, приводятся конкретные мероприятия, направленные на его реализацию. Учитывая психологическую усложненность отбывания наказания в виде лишения свободы, автор подробно раскрывает, с какими трудностями может столкнуться осужденный при освобождении. В статье отмечается, что вопросы получения образования, трудоустройства, материального обеспечения и поддержания связей с родственниками являются ключевыми в ресоциализации осужденных. В качестве важнейшего фактора ресоциализации автор рассматривает контроль за условно-досрочно освобожденными и акцентирует внимание на пробелах законодательства, которые порождают сложности при его осуществлении. В заключение приводятся варианты решений рассматриваемых проблем.
В статье проанализированы проблемы исправления и ресоциализации осужденных и бывших осужденных. По мнению автора, многие вопросы исправления и ресоциализации остаются открытыми, отсутствует концептуальная ясность в понимании этих процессов. К обсуждению предлагается вывод о том, что в процессе ресоциализации осужденных и бывших осужденных можно выделять два этапа - социальной реадаптации и интериоризации. Доказывается, что социальная реадаптация как приспособление осужденных и лиц, отбывших наказание, к новым или восстанавливаемым нормам и ценностям, социальным ролям может выражаться в получении общего или дополнительного образования, профессиональном обучении, повышении квалификации, привлечении к оплачиваемому труду, развитии взаимопомощи среди осужденных, восстановлении и (или) развитии связей с родственниками, друзьями, сослуживцами и др. Отмечается, что на втором самостоятельном этапе ресоциализации осваиваемый опыт, ценности реинтериоризируются с помощью других людей, социальных институтов: усваиваются, включаются во внутренний мир индивидов, превращаясь в своего рода рефлекс. Обосновывается положение о том, что процесс ресоциализации должен реализовываться с помощью индивидуальных программ социальной реабилитации и выступать согласно международным актам способом достижения главной цели - реинтеграции осужденных в общество. Сделан вывод о том, что ориентир уголовно-исполнительной политики должен быть не на абсолютные теории с идеями возмездия, которые представляют «преступника как рационального агента, взвешивающего затраты и выгоды от преступления», а на исправительные концепции, которые видят в преступнике человека, поддающегося исправлению и нуждающегося в поддержке и лечении.
В статье рассматриваются основные вопросы индивидуально-воспитательной работы с осужденными с учетом использования грамотно организованного педагогического процесса в коллективе, создающего наилучшие условия для реализации всех его требований. В ходе исследования авторы приходят к выводу о том, что именно в коллективе осужденных быстрее и многостороннее познается отдельный осужденный, при этом возникает возможность непрерывного развития индивида, а также выбора наиболее эффективных средств и методов для его воспитания.
В статье с учетом особенностей китайского государственного устройства и законодательства, раскрываются основные направления современной уголовно-исполнительной политики Китайской Народной Республики, заключающейся в сочетании наказания и исправления с целью ресоциализации осужденных в контексте предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений. Среди них улучшение организации взаимосвязанного профессионального обучения и трудоиспользования осужденных; обеспечение безопасности и стабильности деятельности администрации пенитенциарного учреждения; усиление психологического обеспечения исполнения наказания и пр. Отдельно обращается внимание на повышение эффективности взаимодействия пенитенциарных учреждений с местными органами власти, хозяйствующими субъектами, образовательными и иными организациями и другими представителями общественности с целью интеграции в общество лиц после освобождения от наказания через практику их профессионального обучения и трудоустройства, оказания им социальной и иной помощи, а также контроля за их постпенитенциарным поведением.