Сегодня мир переживает трансформацию системы международных отношений и пересмотр глобальных «правил игры». Переход от однополярного мира к многополярному сопряжен с падением статуса и роли США в мировой политике, что делает их ключевыми противниками происходящих процессов. В качестве основного инструмента своей внешней политики Америка использует санкции, стремясь интегрировать в санкционную риторику как можно больше стран. В то же время в мире наблюдается раскол санкционных коалиций и несогласие мировых игроков с иррациональной политикой США, что стимулирует дальнейшее развитие альтернативных проектов, таких как БРИКС. Помимо меняющейся внешней конъюнктуры важно отметить неэффективность санкций как инструмента давления. Ярким примером является Исламская Республика Иран, сумевшая выстоять под их натиском и обеспечить развитие страны. Автор описывает иранский опыт борьбы с санкционным давлением, в частности — к ак использовать элементы программы экономики сопротивления.
Несмотря на то, что патриотизм уже достаточно давно был объявлен российским руководством национальной идеей нашей страны, вплоть до начала специальной военной операции в 2022 г. в системе как среднего, так и высшего образования не наблюдалось ее практической реализации. В статье анализируются проблемы преподавания курса «Основы российской государственности», введенного в программы всех российских вузов в сентябре 2023 г. Опираясь на собственный опыт ведения данной дисциплины, автор дает свое видение целей и задач данного курса с учетом политической конъюнктуры и стратегических национальных интересов России. Кроме того, предлагается и обосновывается авторская версия тематики лекционных и семинарских занятий.
В статье анализируются возможности формирования конструктивного образа Российской Федерации в национальных сегментах массмедиа постюгославских — Сербии, Хорватии и Черногории. Методологическая основа работы — неоинституциональный подход, позволивший проанализировать институциональные конфигурации политических акторов стран бывшей Югославии в исторической перспективе и поместить в исторический контекст стратегию формирования образа России в национальных сегментах этих государств. Методом ивент-анализа были изучены причины, цели, возможности и стратегии генераторов массмедийных публикаций о России в национальных сегментах Сербии, Хорватии и Черногории. В статье представлены данные авторского автоматизированного контент-анализа материалов СМИ стран бывшей Югославии начиная с 2022 г. и по настоящее время.
В статье анализируется геополитическая ситуация в Латинской Америке и Карибском бассейне (далее — ЛАКБ). Рассматриваются перспективы расширения межгосударственного объединения БРИКС в регионе и преимущества этой организации для страны ЛАКБ. На основе выдвинутых авторами критериев проводится анализ возможных сценариев расширения БРИКС в контексте стратегических интересов РФ на международной арене, определяются направления для наиболее благоприятного сотрудничества и обеспечения интересов России в условиях напряженной политической обстановки и развернутой коллективным Западом гибридной войны против нашей страны. Значение БРИКС повышается в условиях изменения баланса сил в ООН, группах G20 и G7 после начала специальной военной операции РФ. Теоретико-методологической основой работы выступает неореализм, в рамках которого рассматривается и глобальная ситуация в сфере международных отношений, и возможности России для продвижения своих интересов во взаимодействии с различными акторами. Основные используемые методы: ситуационный анализ и анализ документов. Цель статьи заключается в определении стратегических преимуществ для реализации внешнеполитических интересов России в связи с потенциальным расширением БРИКС в Латинской Америке.
Арктический регион, ранее воспринимавшийся как отдаленная и труднодоступная территория, в последние десятилетия приобрел ключевое геополитическое и экономическое значение, особенно для России, рассматривающей его как зону стратегических интересов. Климатические изменения и таяние льдов открывают новые перспективы в области транспортных маршрутов, доступа к ресурсам и безопасности, что заставляет Москву пересматривать арктическую политику. Стратегические приоритеты России в регионе включают усиление военного присутствия, освоение углеводородных месторождений и развитие Северного морского пути (СМП). Управление Арктикой формально осуществляется восемью приполярными государствами через Арктический совет, однако его полномочия ограничены экологическими и социально-экономическими вопросами, исключая военно-политическую сферу. Внешнее влияние на регион усиливается со стороны неарктических государств, особенно Китая, позиционирующего себя как «почти арктическое государство». Стремление КНР расширить свое присутствие в регионе, несмотря на декларируемую приверженность научному и экономическому сотрудничеству, вызывает озабоченность у арктических стран и может привести к усилению конкуренции и потенциальной дестабилизации ситуации в регионе.
В статье рассматриваются вопросы теоретического осмысления и концептуальных основ российско-белорусской интеграции, нашедших выражение в формировании и развитии Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь (далее — СГРБ). Актуальность темы связана с осмыслением процесса объединения двух стран, осуществляемым как теоретиками, так и практиками российской и белорусской политики, выступает его концептуальной основой. Интеграционные преобразования СГРБ отражают изменения геополитических и внутригосударственных факторов, сопровождавших процесс становления Союзного государства на протяжении последних десятилетий.
Цель — анализ процесса российско-белорусской интеграции, направленной на строительство Союзного государства.
Задачи исследования: определить интеграционные предпосылки и основные этапы создания СГРБ; провести краткий анализ составляющих российского, белорусского и зарубежного политического дискурса российско-белорусской интеграции. Методологическая основа исследования — объединение геополитического и неореалистского подходов, позволяющая рассматривать СГРБ в качестве важной составляющей текущих трансформаций международной системы. Кроме того, подходы к теории международных отношений дополнены институциональным и системным видением. В основу теоретического осмысления СГРБ положены направления исследований, изучавших его институциональную структуру и общую сущность, расширявшийся в соответствии с историческими периодами набор составляющих интеграционных процессов, а также международные аспекты российско-белорусского взаимодействия. Настоящее исследование предполагает широкий спектр дальнейших прикладных исследований: начиная с нормативно-правовой основы СГРБ и ее институциональной структуры и заканчивая процессами реализации союзных программ и определения его роли в мировой системе.
В статье рассматриваются особенности противодействия ложной информации о ходе проведения СВО на Украине в социальном мессенджере Телеграм. Исследование направлено на выявление ключевых стратегий и тактик украинского и российского информационных потоков, а также анализ сильных и слабых сторон для формирования сценариев усиления России в информационном противостоянии. Используя методы когнитивного картирования, корреляционного и кластерного анализа, авторы изучили особенности контента, вовлеченности аудитории и структуры распространения информации. Украинская сторона активно использует дезинформацию, обращаясь к эмоциональному восприятию аудитории и призывая к обсуждению в открытых сообществах для дискредитации российских государственных институтов. Ключевой особенностью украинского информационного потока являются оперативность распространения фальсификаций и вариативность их форматов, однако высокая частота разоблачения фейков позволяет снижать доверие к украинским ресурсам. Российский информационный поток разделяется на формальный и неформальный сегменты, каждый из которых имеет свои особенности. Неформальный поток оперативно опровергает украинские фейки и эмоционально вовлекает аудиторию, однако сталкивается с проблемой недостоверной информации со стороны ряда источников. Авторы отмечают важность развития взаимодействия между формальными и неформальными частями российского информационного потока, внедрения фактчекинга и использования креативных форматов подачи информации. Данные меры направлены на повышение доверия к российским источникам и усиление позиций России в информационном противостоянии для нивелирования рисков социально-политической дестабилизации.
Начиная с 1950-х гг. информационные технологии (ИТ) активно внедряются во все сферы жизнедеятельности человечества, в том числе в сферу государственного управления как развитых, так и развивающихся стран. С помощью ИТ создаются государственные информационные системы (ГИС), которые облегчают принятие управленческих решений, а также обеспечивают объективность и прозрачность сбора статистической инфор - мации об их исполнении. Настоящая статья ставит своей целью ознакомить читателя с подходами, стратегиями Российской Федерации (РФ), Исламской Республики Иран (ИРИ) и Королевства Саудовской Аравии (КСА) к созданию и совершенствованию ГИС, дать объективную оценку результатам работы по внедрению ГИС, а также общее представление о созданных и функционирующих ГИС с наибольшим числом пользователей из числа граждан (подданных), иностранцев или лиц без гражданства, проживающих на территории указанных стран. В исследовании были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и дедукции. Необходимость внедрения ГИС как неотъемлемого условия развития экономики и обеспечения внешнего и внутреннего суверенитета осознана в равной степени руководством РФ, ИРИ и КСА. Однако условия для ведения данной работы сильно отличаются, что обусловлено географическими, демографическими и политическими факторами. Тем не менее, стратегии по внедрению ГИС в рассматриваемых странах имеют схожую тенденцию. Во всех трех рассматриваемых странах проделана серьезная работа в данной области, однако авторитетные международные статистические исследования не всегда учитывают реальные достижения стран. Авторами выявлены косвенные признаки искажения статистики с целью возможной дискриминации отдельных стран. По мнению авторов, необходимо создание независимого органа сбора статистики и построения общей стратегии внедрения ГИС в рамках БРИКС.
В современном мире активно развиваются процессы глобализации, которые оказывают значительное влияние на международную коммуникацию. В ходе этих процессов, обусловленных как объективными, так и субъективными факторами, возникают разнообразные контакты между представителями различных стран и культур. Наиболее тесное международное взаимодействие перерастает в сотрудничество, которое направлено на постановку общих целей и решение задач. Сегодня отношения России и Китая — это отношения между двумя державами с высочайшей степенью взаимного доверия, высочайшим уровнем сотрудничества и высочайшей стратегической цельностью. Отношения между двумя странами можно назвать образцом добрососедской дружбы, взаимовыгодного сотрудничества и моральной ответственности. Всеобъемлющее сотрудничество и стратегическое партнерство между странами основано на прочном политическом взаимном доверии и поддержке. В рамках исследования авторы осуществляют анализ сложившихся точек межкультурного сотрудничества и предлагают качественно новый взгляд на их дальнейшее развитие.
Цель. Основными целями написания работы явились изучение изменений, произошедших в деятельности современного гражданского общества после начала специальной военной операции (СВО) вооруженных сил Российской Федерации на Украине, характеристика деятельности и определение роли патриотически настроенных лидеров общественных мнений (Telegram-каналов, военкоров) в происходящих преобразовательных процессах.
Метод. В данном исследовании использовались метод анализа (изучение сущности и эффективности взаимодействия интернет площадок и структуры гражданского общества), исторические методы (исследование истории формирования российского гражданского общества), метод дедукции (признание Telegram-каналов как информирующих, стимулирующих и агитирующих, а также их посреднической роли между обществом и властью).
Выводы. В ходе исследования были выявлены основные процессы, происходящие в институтах гражданского общества, определена организационная роль информирования и деятельности популярных патриотических интернет площадок. В ходе анализа и сравнения общественных процессов, инициированных СВО, и характеристик просветительских, агитационных и организационных публикаций в Telegram-каналах, были выявлены общие черты этих социальных явлений. В результате был сделан вывод о взаимосвязи гражданского общества и деятельности ведущих патриотических Telegram-каналов и ЛОМов как на общегосударственном, так и на локальном уровне. Последние были признаны институтом гражданского общества. Автором выдвинуто предположение, что процесс формирования в России гражданского общества получил беспрецедентное стимулирование с началом проведения СВО, при этом он во многом направляется деятельностью лидеров мнений и патриотических Telegram-каналов, которые, в свою очередь, являются одновременно и результатом, и стимулом (локомотивом) развития российского гражданского общества. Практическое применение. В результате проведенного исследования произошло расширение теоретических сведений относительно институтов гражданского общества, доказано новое и перспективное направление в развитии и управлении деятельностью гражданского общества в России, что может быть использовано при дальнейшем его изучении. Исследование эффективности деятельности Telegram-каналов/ЛОМов не только в части информирования населения, но и в реализации функций стимулирования и организации общественной жизни и признание их частью гражданского общества констатирует значимость данного социального явления, что, в свою очередь, стимулирует внимание социума к данному виду деятельности и пролонгирует его всестороннее развитие.
Оригинальность. Представленная работа предназначена для научного сообщества, студентов гуманитарных факультетов и широкой общественности, интересующейся проблемами развития гражданского общества вообще и российского в частности.