Статьи в выпуске: 10
В статье изучена специализированная мебель для образовательных учреждений Петербурга, созданная на рубеже XIX– XX веков. Потребность в специализированной обстановке обусловила внедрение и развитие рационального подхода в конструировании специализированной мебели. В статье уделяется внимание социально- экономическим, гигиеническим, антропометрическим, конструктивным, функциональным, эстетическим факторам, которые повлияли на основные характеристики специализированной мебели рубежа XIX–XX веков и в дальнейшем определили нормы ее проектирования. Целью исследования стало определение границы между первичной стандартизацией и эргономическими параметрами при проектировании специализированной мебели. Основная задача статьи заключается в представлении разнообразия учебной и библиотечной мебели рубежа XIX–XX веков с опорой на исторические фотографии и архивные материалы (рисунки, чертежи и иллюстрации из каталогов), которые публикуются впервые. В результате изучения текстовых и иллюстративных источников были описаны механизмы и условия закупок мебели для обстановки учебных заведений, показано разнообразие учебных столов, установлены имена столяров, выполнявших ремонт и изготовление мебели для Императорского историко-филологического института и Института Корпуса инженеров путей сообщения, выдвинуто предложение о применении понятия мебельный комплекс (МК) для тех групп мебели, которые являются ключевой составляющей в формировании образовательной среды интерьера. Обобщение материала позволило обозначить доэргономический этап в проектировании специализированной мебели, в котором мебель впервые объединила учебную деятельность и человека. В конце первого десятилетия XX века были выработаны определенные принципы конструирования, а также фиксированные нормы основных габаритов специализированной мебели, что позволяет определить перспективу дальнейшего развития темы.
В искусствоведении распространено представление, согласно которому в XIX веке под влиянием процессов «персонализации» произошло разрушение такого феномена, как стиль. Однако стиль не остался в прошлом. Он продолжает сохранять значение инструмента, с помощью которого культура выражает стремление к обобщению, к выражению масштабных тенденций, в том числе принимающих характер поиска национальной идеи. Одним из стилей, возникших в Новое время, когда происходило формирование национальных государств, стал неогрек. В отличие от стиля ампир, олицетворявшего идею государства — империи с милитаристским духом, стиль неогрек напоминал о Древней Греции как «колыбели» европейской культуры, которая воспринималась сосредоточием не только военно-политической, но и научной, философской, художественной активности. В статье анализируется выдающийся памятник архитектуры стиля неогрек — «храм Вальгаллы», возведенный в окрестностях Регенсбурга архитектором Лео фон Кленце и прославляющий деятелей, внесших большой вклад в развитие германской государственности и культуры. Среди них — представители не только немецкого этноса, что подчеркивает именно национальный характер пантеона. В поисках оснований для национального объединения европейские народы Нового времени часто обращались к прошлому, которое трактовалось в возвышенном ключе, идеализировалось и даже сакрализировалось. При этом предметом поклонения могли становиться феномены как религиозного, так и светского характера. «Храм Вальхаллы» — яркий пример сакрализации государственной идеи, представленной в ее древнегреческой, то есть разносторонней, универсальной, культуроцентричной, сбалансированной версии.
Содержание и формы стиля неогрек могут быть востребованы и в наше время там, где особую актуальность приобретают задачи национальной консолидации. Это касается и современной России.
В статье рассматривается нестандартный тип книжной конструкции «лепорелло» (книга-гармошка) на примере коллекции Почетного списка Международного совета по детской книге (IBBY Honour List), хранящейся в Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеке им. А. С. Пушкина. Коллекция представляет обширное собрание лучших произведений детской и подростковой литературы со всего мира, охватывающее различные культуры, языки, авторские стили, способы издания, дизайн и иллюстрации. Важность этой коллекции заключается в ее способности отражать современные тенденции и состояние литературы для детей и подростков.
Специфика книжной конструкции анализируется на примере изданий из коллекции Почетного списка IBBY разных лет, которые пользуются особенной популярностью у посетителей библиотеки, включая читателей и исследователей детской книги: «Слухи в Венеции» Жермано Зулло и Альбертины (Почетный список IBBY 2010, номинация «Иллюстрация», Швейцария), «Пиноккио, книга маленьких истин» Александра Рампазо (Почетный список IBBY 2010, номинация «Иллюстрация», Бразилия) и «За сегодняшним днем» Созапато (Почетный список IBBY 2020, номинация «Иллюстрация», Эквадор).
Лепорелло вызывает значительный интерес как у детей, так и у взрослых. Данный формат способствует активному взаимодействию, развивает моторику и координацию у детей, а также стимулирует воображение и творческие способности. Этот формат, существующий уже несколько веков, позволяет создавать непрерывную картину, что особенно полезно для панорамных сцен и последовательных действий.
В статье подчеркивается значимость выбора форматов для современной иллюстрированной детской книги, и в частности, книг-лепорелло, их образовательный и эстетический потенциал, а также важность коллекции Почетного списка IBBY как исследовательского материала для изучения развития мировой детской и подростковой литературы.
В исследовании рассматривается проблема развития, изменения художественного пространства детской печатной книги в условиях современного визуального искусства, в том числе изменение композиционных принципов построения книги, технологических изменений, ведущих к созданию новых образов. Разнообразие путей формирования книжного блока связано с эволюцией художественных традиций: создание книжного пространства, новые конструкции книжной формы, сами иллюстрации, усиливающие возможности игровых диалогов. Для исследователей было важным выявить стилистические особенности изобразительного языка современных детских иллюстраций и проанализировать творчество художников в сфере детской книги.
Цель исследования — на основе нескольких современных иллюстрированных изданий оценить общие положения художественного пространства современной детской печатной книги. Новизна научной статьи заключается в том, что впервые анализируется творчество российских иллюстраторов Т. Борисовой, А. Десницкой, В. Петровской, И. Олейникова. Иллюстративный материал рассматривается в историко-искусствоведческом аспекте, а также предпринимается попытка охарактеризовать разнообразие художественных методов современных детских книжных иллюстраторов. Рассматриваемые художники популярны среди читательской аудитории, но малоизучены в историко-искусствоведческом аспекте. Каждый из выбранных художников имеет свой уникальный изобразительный метод, отражающий влияние современных визуальных видов искусства, в том числе анимации, театра, кино и т. д. Выявляются такие качества современного книжного пространства, как анимационная динамика визуального повествования, раскадровка иллюстративного листа по принципу комикса, приемы цветовой ассоциации и связи с современными средствами медиа- и социальных сетей, интерактивность, иммерсивность и интермедиальность книги и даже ее превращение в комплекс сувенирной продукции (мерч). Иллюстраторы ищут новые решения оформления книжного блока, поэтому нередко обращаются к прямому цитированию и переосмыслению наследия мастеров живописи и графики, используют узнаваемые черты различных стилей и художественных направлений, экспериментируют с печатным форматом, стирают границы между плоскостной иллюстрацией и объемной динамичной анимацией.
Долгие годы издательство «Детгиз» («Детская литература») было единственным специализированным издательством детской литературы, а в дальнейшем стало самым крупным из них. Оно сформировало облик советской детской книги 1930–1950-х годов, поэтому анализ его деятельности в контексте изучения книжного искусства XX века является актуальной задачей современного искусствоведения.
В статье рассмотрены и охарактеризованы архивные документы Ленинградского отделения Дома детской книги «Детгиза» (далее — ЛО ДДК) 1950-х годов. Цель работы — дать оценку институциональному влиянию ЛО ДДК на развитие художественного оформления детской книги и ее восприятие специалистами и читателями.
ЛО ДДК 1950-х годов — это общественная организация при издательстве «Детгиз», заложившая традиции просветительской и научной деятельности в области детской книги в СССР, объединившая вокруг себя специалистов разных областей, задействованных в создании печатной книги, педагогов и юных читателей.
При анализе архивных материалов 1950-х годов были установлены имена первых сотрудников ЛО ДДК и специфика их деятельности, а также систематизированы проводимые организацией мероприятия.
Хотя научной и методической работой по изучению детской книги занимались уже в первой половине XX века, ЛО ДДК сделало изучение советской детской литературы комплексным, последовательным и регулярным.
При организации ЛО ДДК ставились следующие задачи: популяризация изучения книжного искусства и оказание поддержки молодым художникам- иллюстраторам. Поскольку в советской книжной культуре еще не были сформированы принципы восприятия внешнего вида книги, можно говорить о том, что силами ЛО ДДК в 1950-е годы выстраивалась система изучения книжного искусства в сегменте детской книги.
В статье рассматриваются произведения из фонда Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, выполненные в технике коллажа или с применением приемов коллажа. Обобщаются практики чтения иллюстрированных книг в форматах библиотечной работы с детьми дошкольного возраста. Выбранные книги и рассматриваемые формы работы с ними могут быть полезны не только профессионалам, которые работают с дошкольной возрастной группой, но и педагогам, специалистам по дополнительному образованию и родителям дошкольников и младших школьников.
В статье предлагаются примеры анализа визуального повествования, которые помогают раскрыть основные идеи, эстетические концепции и этические аспекты работ избранных авторов. Внимательное рассмотрение и обсуждение картинок помогает читателю освоить способы декодирования текста. Далее, чтение с дошкольниками предполагает активное освоение материала не только визуально, но и с задействованием тактильных и двигательных процессов. Предлагаемые форматы работы с дошкольниками распространяются и на старшие возрастные группы. Такие занятия направлены на улучшение навыков чтения и декодирования визуального повествования, развитие моторных навыков и усиление когнитивных функций, а также получение эстетического удовольствия от процесса чтения и обсуждения произведения. Упомянутые формы занятий возможно организовать в библиотеке или аналогичной институции.
Выбор произведений известных англоязычных авторов с иллюстрациями в технике коллажа ограничен опубликованными не ранее 1950-х годов изданиями, которые находятся в фондах Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино.
Предлагаемая вниманию читателя статья М. С. Кагана публикуется по авторизованному экземпляру книги «Системный подход и гуманитарное знание» (1991). В процессе подготовки текста к публикации были учтены правки, внесенные на страницы этой статьи лично М. С. Каганом. Работа посвящена осмыслению принципов структурирования бытия, обсуждению релевантной категориальной системы, а также соотношению содержания понятий «природа» — «общество» — «человек» — «культура». Автор выступает с критикой представлений, ведущих к растворению общества в культуре, равно как и воззрений, ведущих к растворению общества в природе. Предлагается четырехчленный принцип онтологии. По мнению М. С. Кагана, выделение четырех основных форм бытия («природа — общество — человек — культура») позволяет преодолеть все типы редукционизма (спиритуалистического, психологического, биологического, социологизаторского), сохраняя при этом монистическое понимание материального единства мира, выявляя диалектику общего и особенного во всех четырех конкретных формах движения материи.
Показаны теоретические последствия, практическая значимость и мировоззренческий смысл тетрабазисного принципа онтологии, обоснованного автором. Обращается внимание на то, какую перспективу открывает приложение онтологического принципа к анализу структуры научного знания, организации его различных областей и самой классификации наук. Подчеркивается мировоззренческо-идеологическое значение категориальной системы «природа — общество — человек — культура». М. С. Каган приходит к заключению, что, делая человека и культуру (наряду с обществом и природой) самостоятельными и полноценными предметами философского знания, возможно направить исследовательскую мысль не только на выявление специфики этих форм бытия, но и их диалектических взаимоотношений друг с другом.
Предлагаемая читателю рубрика «Классика» открывается работой Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929–2011), посвященной постановке и изучению проблемы выявления инвариантов социокультурного и биологического типов организации, а также установлению межнаучных и внутринаучных теоретических интеграторов для сближения общественных и естественных наук (1977). Э. С. Маркарян — один из основоположников отечественной культурологии. Эта публикация приурочена к 95-летию со дня его рождения.
В 1960–1970-х годах Э. С. Маркарян инициировал новаторские системные исследования самоорганизации общественной жизни людей и определяющего ее феномена — культуры. Автор предложил системно- функциональное определение культуры как универсального, надбиологически выработанного способа (технологии) человеческой деятельности. Именно благодаря культуре эта деятельность стимулируется, мотивируется, программируется, реализуется, а различные ее исторически выработанные образцы воспроизводятся и изменяются. Таким образом, культура выступает как средство регулирования взаимоотношений человека и природы, отношений между людьми, их отдельными группами и различными обществами.
Особой научной ценностью обладают выявленные автором работы инварианты, а также принципы изоморфизма и изофункционализма, присущие биологическому и социокультурному типам организации. Эти принципы выражают фундаментальные общие закономерности, благодаря действию которых осуществляется процесс эволюции всех без исключения живых систем и достигается их негэнтропийный и адаптивный эффект. Необходимым проявлением этих закономерностей оказываются обязательные для существования любых живых систем программы, несущие концентрированный опыт поколений и соответствующие механизмы его отбора и закрепления. Наличием этих закономерностей обусловлено подобие механизмов естественного отбора (понятых в их чисто биологическом значении) и культурной традиции, несмотря на их качественное различие.
Качественно новый тип интегративных знаний о природе, социальной жизни, человеке и культуре предстает, по убеждению автора, одним из важнейших императивов выживания и развития человечества.
Обосновывается и характеризуется актуальность новой рубрики журнала — «Классика интегративных исследований культуры».
Первыми в рубрике публикуются работы Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929–2011) и Моисея Самойловича Кагана (1921–2006) — двух выдающихся ученых и единомышленников, внесших существенный вклад в становление отечественной культурологии. Предлагаемая читателям рубрика «Классики» открывается работой Э. С. Маркаряна «О значении установления инвариантов социокультурного и биологического типов организации для сближения общественных и естественных наук» (1977). Публикация приурочена к 95-летию со дня рождения Э. С. Маркаряна. Вторая публикация в этой рубрике — работа М. С. Кагана «Природа, общество, человек, культура в системе бытия» (1980). Отмечается, что при подготовке этих текстов была проведена тщательная предварительная текстологическая работа. За основу для републикации взяты находящиеся в личной библиотеке А. В. Бондарева авторизованные прижизненные издания работ Э. С. Маркаряна и М. С. Кагана, причем были учтены присутствующие в них авторские собственноручные пометки, правки и уточнения. Анализируются главные идеи, представленные в публикуемых текстах Э. С. Маркаряна и М. С. Кагана, рассматривается их рецепция и дальнейшее развитие.
Делается вывод о несомненной актуальности и значительном эвристическом потенциале, который можно подчерпнуть в углубленном изучении и внимательном перечитывании «Классики интегративных исследований культуры». Высказывается надежда, что новая рубрика задаст также ясный ориентир, станет камертоном для наших потенциальных авторов — современных исследователей интегративности в науках о культуре.
Завершился первый пятилетний цикл подготовки и публикации научных материалов нашего журнала по проблемам философии культуры, истории философии, теории и истории культуры, филологическим наукам и искусствоведению. За это время было опубликовано значительное число статей, внесших вклад в развитие гуманитарной науки России. Заметным было стремление редакционной коллегии всемерно помогать в издании текстов молодых ученых нашего университета и других вузов страны. Особо отметим регулярность и неизменно высокое качество научных текстов по интегративным вопросам в широкой области филологических наук, а также активность различных публикаций по искусствоведению. Существенно наличие целого ряда содержательных статей по философии и культурологии. Мы с уважением и благодарностью от-носимся ко всему коллективу создателей многочисленных номеровэтого журнала и высоко ценим все сделанное ими за эти пять лет.