EISSN 2687-1262
Язык: ru

Архив статей журнала

Стиль неогрек как способ сакрализации национального прошлого на примере «храма Вальхаллы» (2024)
Выпуск: Т. 6 № 3 (2024)
Авторы: Лобанова Юлия Владимировна, Фадеев Иван Валерьевич

В искусствоведении распространено представление, согласно которому в XIX веке под влиянием процессов «персонализации» произошло разрушение такого феномена, как стиль. Однако стиль не остался в прошлом. Он продолжает сохранять значение инструмента, с помощью которого культура выражает стремление к обобщению, к выражению масштабных тенденций, в том числе принимающих характер поиска национальной идеи. Одним из стилей, возникших в Новое время, когда происходило формирование национальных государств, стал неогрек. В отличие от стиля ампир, олицетворявшего идею государства — империи с милитаристским духом, стиль неогрек напоминал о Древней Греции как «колыбели» европейской культуры, которая воспринималась сосредоточием не только военно-политической, но и научной, философской, художественной активности. В статье анализируется выдающийся памятник архитектуры стиля неогрек — «храм Вальгаллы», возведенный в окрестностях Регенсбурга архитектором Лео фон Кленце и прославляющий деятелей, внесших большой вклад в развитие германской государственности и культуры. Среди них — представители не только немецкого этноса, что подчеркивает именно национальный характер пантеона. В поисках оснований для национального объединения европейские народы Нового времени часто обращались к прошлому, которое трактовалось в возвышенном ключе, идеализировалось и даже сакрализировалось. При этом предметом поклонения могли становиться феномены как религиозного, так и светского характера. «Храм Вальхаллы» — яркий пример сакрализации государственной идеи, представленной в ее древнегреческой, то есть разносторонней, универсальной, культуроцентричной, сбалансированной версии.

Содержание и формы стиля неогрек могут быть востребованы и в наше время там, где особую актуальность приобретают задачи национальной консолидации. Это касается и современной России.

Сохранить в закладках