Предлагаемая читателю рубрика «Классика» открывается работой Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929–2011), посвященной постановке и изучению проблемы выявления инвариантов социокультурного и биологического типов организации, а также установлению межнаучных и внутринаучных теоретических интеграторов для сближения общественных и естественных наук (1977). Э. С. Маркарян — один из основоположников отечественной культурологии. Эта публикация приурочена к 95-летию со дня его рождения.
В 1960–1970-х годах Э. С. Маркарян инициировал новаторские системные исследования самоорганизации общественной жизни людей и определяющего ее феномена — культуры. Автор предложил системно- функциональное определение культуры как универсального, надбиологически выработанного способа (технологии) человеческой деятельности. Именно благодаря культуре эта деятельность стимулируется, мотивируется, программируется, реализуется, а различные ее исторически выработанные образцы воспроизводятся и изменяются. Таким образом, культура выступает как средство регулирования взаимоотношений человека и природы, отношений между людьми, их отдельными группами и различными обществами.
Особой научной ценностью обладают выявленные автором работы инварианты, а также принципы изоморфизма и изофункционализма, присущие биологическому и социокультурному типам организации. Эти принципы выражают фундаментальные общие закономерности, благодаря действию которых осуществляется процесс эволюции всех без исключения живых систем и достигается их негэнтропийный и адаптивный эффект. Необходимым проявлением этих закономерностей оказываются обязательные для существования любых живых систем программы, несущие концентрированный опыт поколений и соответствующие механизмы его отбора и закрепления. Наличием этих закономерностей обусловлено подобие механизмов естественного отбора (понятых в их чисто биологическом значении) и культурной традиции, несмотря на их качественное различие.
Качественно новый тип интегративных знаний о природе, социальной жизни, человеке и культуре предстает, по убеждению автора, одним из важнейших императивов выживания и развития человечества.
Идентификаторы и классификаторы
Понятие человеческого общества и природы в их современном обобщающем значении, которые предполагают прежде всего четкое различение выражаемых ими объектов, существовало далеко не всегда. Их выработка является мыслительным продуктом относительно позднего времени. Как свидетельствуют новейшие исследования по истории духовной культуры, в течение весьма длительного периода человек воспринимал природу и общество в нерасчлененном комплексе, как нечто единое и недифференцированное. Подобное синкретическое восприятие природы и общества характерно, в частности, для всего периода первобытности и архаики (Лосев 1957, 7).
Список литературы
- Ахманов, А. С. (1960) Логическое учение Аристотеля. М.: Издательство социально-экономической литературы, 316 с.
- Волков, Г. Н. (1971) У колыбели науки. М.: Молодая гвардия, 224 с.
- Каган, М. С. (1974) Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 328 с.
- Кон, И. С. (1964) Позитивизм в социологии. Исторический очерк. Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 208 с.
- Кондаков, Н. И. (1971) Логический словарь. М.: Наука, 656 с.
- Лосев, А. Ф. (1957) Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 620 с.
- Оранский, С. А. (1929) Основные вопросы марксистской социологии. Т. 1. Л.: Прибой, 245 с.
- Плетников, Ю. К. (1971) О природе социальной формы движения. М.: Изд-во Московского государственного университета, 247 с.
- Спенсер, Г. (1896) Социология как предмет изучения. СПб.: Изд-во А. Якобсона, 405 с.
- Спенсер, Г. (1906) Социальная статика. 2-е изд. СПб.: Изд-во В. Врублевского, 536 с.
- Уемов, А. И. (1964) Основные формы и правила выводов по аналогии. В кн.: П. В. Таванец (ред.). Проблемы логики научного познания. М.: Наука, с. 250–293.
- Урманцев, Ю. А. (1968) Поли- и изоморфизм в живой и неживой природе. Вопросы философии, № 12, с. 77–88.
- Федосеев, П. Н. (1967) Проблема социального и биологического в философии и социологии. Вопросы философии, № 3, с. 56–74.
- Фогель, Л. Дж., Оуэнс, А. Дж., Уолш, М. Дж. (1969) Искусственный интеллект и эволюционное моделирование. М.: Мир, 230 с.
- Фон Берталанфи, К. Л. (1969) Общая теория систем: критический обзор. В кн.: В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин (ред.). Исследования по общей теории систем: сборник переводов. М.: Прогресс, с. 23–82.
- Шмальгаузен, И. И. (1968) Факторы эволюции. Теория стабилизирующего отбора. 2-е изд. М.: Наука, 451 с.
- Штофф, В. А. (1966) Моделирование и философия. М.; Л.: Наука, 302 с.
- Шовен, Р. (1965) От пчелы до гориллы. М.: Мир, 296 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье изучена специализированная мебель для образовательных учреждений Петербурга, созданная на рубеже XIX– XX веков. Потребность в специализированной обстановке обусловила внедрение и развитие рационального подхода в конструировании специализированной мебели. В статье уделяется внимание социально- экономическим, гигиеническим, антропометрическим, конструктивным, функциональным, эстетическим факторам, которые повлияли на основные характеристики специализированной мебели рубежа XIX–XX веков и в дальнейшем определили нормы ее проектирования. Целью исследования стало определение границы между первичной стандартизацией и эргономическими параметрами при проектировании специализированной мебели. Основная задача статьи заключается в представлении разнообразия учебной и библиотечной мебели рубежа XIX–XX веков с опорой на исторические фотографии и архивные материалы (рисунки, чертежи и иллюстрации из каталогов), которые публикуются впервые. В результате изучения текстовых и иллюстративных источников были описаны механизмы и условия закупок мебели для обстановки учебных заведений, показано разнообразие учебных столов, установлены имена столяров, выполнявших ремонт и изготовление мебели для Императорского историко-филологического института и Института Корпуса инженеров путей сообщения, выдвинуто предложение о применении понятия мебельный комплекс (МК) для тех групп мебели, которые являются ключевой составляющей в формировании образовательной среды интерьера. Обобщение материала позволило обозначить доэргономический этап в проектировании специализированной мебели, в котором мебель впервые объединила учебную деятельность и человека. В конце первого десятилетия XX века были выработаны определенные принципы конструирования, а также фиксированные нормы основных габаритов специализированной мебели, что позволяет определить перспективу дальнейшего развития темы.
В искусствоведении распространено представление, согласно которому в XIX веке под влиянием процессов «персонализации» произошло разрушение такого феномена, как стиль. Однако стиль не остался в прошлом. Он продолжает сохранять значение инструмента, с помощью которого культура выражает стремление к обобщению, к выражению масштабных тенденций, в том числе принимающих характер поиска национальной идеи. Одним из стилей, возникших в Новое время, когда происходило формирование национальных государств, стал неогрек. В отличие от стиля ампир, олицетворявшего идею государства — империи с милитаристским духом, стиль неогрек напоминал о Древней Греции как «колыбели» европейской культуры, которая воспринималась сосредоточием не только военно-политической, но и научной, философской, художественной активности. В статье анализируется выдающийся памятник архитектуры стиля неогрек — «храм Вальгаллы», возведенный в окрестностях Регенсбурга архитектором Лео фон Кленце и прославляющий деятелей, внесших большой вклад в развитие германской государственности и культуры. Среди них — представители не только немецкого этноса, что подчеркивает именно национальный характер пантеона. В поисках оснований для национального объединения европейские народы Нового времени часто обращались к прошлому, которое трактовалось в возвышенном ключе, идеализировалось и даже сакрализировалось. При этом предметом поклонения могли становиться феномены как религиозного, так и светского характера. «Храм Вальхаллы» — яркий пример сакрализации государственной идеи, представленной в ее древнегреческой, то есть разносторонней, универсальной, культуроцентричной, сбалансированной версии.
Содержание и формы стиля неогрек могут быть востребованы и в наше время там, где особую актуальность приобретают задачи национальной консолидации. Это касается и современной России.
В статье рассматривается нестандартный тип книжной конструкции «лепорелло» (книга-гармошка) на примере коллекции Почетного списка Международного совета по детской книге (IBBY Honour List), хранящейся в Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеке им. А. С. Пушкина. Коллекция представляет обширное собрание лучших произведений детской и подростковой литературы со всего мира, охватывающее различные культуры, языки, авторские стили, способы издания, дизайн и иллюстрации. Важность этой коллекции заключается в ее способности отражать современные тенденции и состояние литературы для детей и подростков.
Специфика книжной конструкции анализируется на примере изданий из коллекции Почетного списка IBBY разных лет, которые пользуются особенной популярностью у посетителей библиотеки, включая читателей и исследователей детской книги: «Слухи в Венеции» Жермано Зулло и Альбертины (Почетный список IBBY 2010, номинация «Иллюстрация», Швейцария), «Пиноккио, книга маленьких истин» Александра Рампазо (Почетный список IBBY 2010, номинация «Иллюстрация», Бразилия) и «За сегодняшним днем» Созапато (Почетный список IBBY 2020, номинация «Иллюстрация», Эквадор).
Лепорелло вызывает значительный интерес как у детей, так и у взрослых. Данный формат способствует активному взаимодействию, развивает моторику и координацию у детей, а также стимулирует воображение и творческие способности. Этот формат, существующий уже несколько веков, позволяет создавать непрерывную картину, что особенно полезно для панорамных сцен и последовательных действий.
В статье подчеркивается значимость выбора форматов для современной иллюстрированной детской книги, и в частности, книг-лепорелло, их образовательный и эстетический потенциал, а также важность коллекции Почетного списка IBBY как исследовательского материала для изучения развития мировой детской и подростковой литературы.
В исследовании рассматривается проблема развития, изменения художественного пространства детской печатной книги в условиях современного визуального искусства, в том числе изменение композиционных принципов построения книги, технологических изменений, ведущих к созданию новых образов. Разнообразие путей формирования книжного блока связано с эволюцией художественных традиций: создание книжного пространства, новые конструкции книжной формы, сами иллюстрации, усиливающие возможности игровых диалогов. Для исследователей было важным выявить стилистические особенности изобразительного языка современных детских иллюстраций и проанализировать творчество художников в сфере детской книги.
Цель исследования — на основе нескольких современных иллюстрированных изданий оценить общие положения художественного пространства современной детской печатной книги. Новизна научной статьи заключается в том, что впервые анализируется творчество российских иллюстраторов Т. Борисовой, А. Десницкой, В. Петровской, И. Олейникова. Иллюстративный материал рассматривается в историко-искусствоведческом аспекте, а также предпринимается попытка охарактеризовать разнообразие художественных методов современных детских книжных иллюстраторов. Рассматриваемые художники популярны среди читательской аудитории, но малоизучены в историко-искусствоведческом аспекте. Каждый из выбранных художников имеет свой уникальный изобразительный метод, отражающий влияние современных визуальных видов искусства, в том числе анимации, театра, кино и т. д. Выявляются такие качества современного книжного пространства, как анимационная динамика визуального повествования, раскадровка иллюстративного листа по принципу комикса, приемы цветовой ассоциации и связи с современными средствами медиа- и социальных сетей, интерактивность, иммерсивность и интермедиальность книги и даже ее превращение в комплекс сувенирной продукции (мерч). Иллюстраторы ищут новые решения оформления книжного блока, поэтому нередко обращаются к прямому цитированию и переосмыслению наследия мастеров живописи и графики, используют узнаваемые черты различных стилей и художественных направлений, экспериментируют с печатным форматом, стирают границы между плоскостной иллюстрацией и объемной динамичной анимацией.
Долгие годы издательство «Детгиз» («Детская литература») было единственным специализированным издательством детской литературы, а в дальнейшем стало самым крупным из них. Оно сформировало облик советской детской книги 1930–1950-х годов, поэтому анализ его деятельности в контексте изучения книжного искусства XX века является актуальной задачей современного искусствоведения.
В статье рассмотрены и охарактеризованы архивные документы Ленинградского отделения Дома детской книги «Детгиза» (далее — ЛО ДДК) 1950-х годов. Цель работы — дать оценку институциональному влиянию ЛО ДДК на развитие художественного оформления детской книги и ее восприятие специалистами и читателями.
ЛО ДДК 1950-х годов — это общественная организация при издательстве «Детгиз», заложившая традиции просветительской и научной деятельности в области детской книги в СССР, объединившая вокруг себя специалистов разных областей, задействованных в создании печатной книги, педагогов и юных читателей.
При анализе архивных материалов 1950-х годов были установлены имена первых сотрудников ЛО ДДК и специфика их деятельности, а также систематизированы проводимые организацией мероприятия.
Хотя научной и методической работой по изучению детской книги занимались уже в первой половине XX века, ЛО ДДК сделало изучение советской детской литературы комплексным, последовательным и регулярным.
При организации ЛО ДДК ставились следующие задачи: популяризация изучения книжного искусства и оказание поддержки молодым художникам- иллюстраторам. Поскольку в советской книжной культуре еще не были сформированы принципы восприятия внешнего вида книги, можно говорить о том, что силами ЛО ДДК в 1950-е годы выстраивалась система изучения книжного искусства в сегменте детской книги.
В статье рассматриваются произведения из фонда Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, выполненные в технике коллажа или с применением приемов коллажа. Обобщаются практики чтения иллюстрированных книг в форматах библиотечной работы с детьми дошкольного возраста. Выбранные книги и рассматриваемые формы работы с ними могут быть полезны не только профессионалам, которые работают с дошкольной возрастной группой, но и педагогам, специалистам по дополнительному образованию и родителям дошкольников и младших школьников.
В статье предлагаются примеры анализа визуального повествования, которые помогают раскрыть основные идеи, эстетические концепции и этические аспекты работ избранных авторов. Внимательное рассмотрение и обсуждение картинок помогает читателю освоить способы декодирования текста. Далее, чтение с дошкольниками предполагает активное освоение материала не только визуально, но и с задействованием тактильных и двигательных процессов. Предлагаемые форматы работы с дошкольниками распространяются и на старшие возрастные группы. Такие занятия направлены на улучшение навыков чтения и декодирования визуального повествования, развитие моторных навыков и усиление когнитивных функций, а также получение эстетического удовольствия от процесса чтения и обсуждения произведения. Упомянутые формы занятий возможно организовать в библиотеке или аналогичной институции.
Выбор произведений известных англоязычных авторов с иллюстрациями в технике коллажа ограничен опубликованными не ранее 1950-х годов изданиями, которые находятся в фондах Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино.
Предлагаемая вниманию читателя статья М. С. Кагана публикуется по авторизованному экземпляру книги «Системный подход и гуманитарное знание» (1991). В процессе подготовки текста к публикации были учтены правки, внесенные на страницы этой статьи лично М. С. Каганом. Работа посвящена осмыслению принципов структурирования бытия, обсуждению релевантной категориальной системы, а также соотношению содержания понятий «природа» — «общество» — «человек» — «культура». Автор выступает с критикой представлений, ведущих к растворению общества в культуре, равно как и воззрений, ведущих к растворению общества в природе. Предлагается четырехчленный принцип онтологии. По мнению М. С. Кагана, выделение четырех основных форм бытия («природа — общество — человек — культура») позволяет преодолеть все типы редукционизма (спиритуалистического, психологического, биологического, социологизаторского), сохраняя при этом монистическое понимание материального единства мира, выявляя диалектику общего и особенного во всех четырех конкретных формах движения материи.
Показаны теоретические последствия, практическая значимость и мировоззренческий смысл тетрабазисного принципа онтологии, обоснованного автором. Обращается внимание на то, какую перспективу открывает приложение онтологического принципа к анализу структуры научного знания, организации его различных областей и самой классификации наук. Подчеркивается мировоззренческо-идеологическое значение категориальной системы «природа — общество — человек — культура». М. С. Каган приходит к заключению, что, делая человека и культуру (наряду с обществом и природой) самостоятельными и полноценными предметами философского знания, возможно направить исследовательскую мысль не только на выявление специфики этих форм бытия, но и их диалектических взаимоотношений друг с другом.
Обосновывается и характеризуется актуальность новой рубрики журнала — «Классика интегративных исследований культуры».
Первыми в рубрике публикуются работы Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929–2011) и Моисея Самойловича Кагана (1921–2006) — двух выдающихся ученых и единомышленников, внесших существенный вклад в становление отечественной культурологии. Предлагаемая читателям рубрика «Классики» открывается работой Э. С. Маркаряна «О значении установления инвариантов социокультурного и биологического типов организации для сближения общественных и естественных наук» (1977). Публикация приурочена к 95-летию со дня рождения Э. С. Маркаряна. Вторая публикация в этой рубрике — работа М. С. Кагана «Природа, общество, человек, культура в системе бытия» (1980). Отмечается, что при подготовке этих текстов была проведена тщательная предварительная текстологическая работа. За основу для републикации взяты находящиеся в личной библиотеке А. В. Бондарева авторизованные прижизненные издания работ Э. С. Маркаряна и М. С. Кагана, причем были учтены присутствующие в них авторские собственноручные пометки, правки и уточнения. Анализируются главные идеи, представленные в публикуемых текстах Э. С. Маркаряна и М. С. Кагана, рассматривается их рецепция и дальнейшее развитие.
Делается вывод о несомненной актуальности и значительном эвристическом потенциале, который можно подчерпнуть в углубленном изучении и внимательном перечитывании «Классики интегративных исследований культуры». Высказывается надежда, что новая рубрика задаст также ясный ориентир, станет камертоном для наших потенциальных авторов — современных исследователей интегративности в науках о культуре.
Завершился первый пятилетний цикл подготовки и публикации научных материалов нашего журнала по проблемам философии культуры, истории философии, теории и истории культуры, филологическим наукам и искусствоведению. За это время было опубликовано значительное число статей, внесших вклад в развитие гуманитарной науки России. Заметным было стремление редакционной коллегии всемерно помогать в издании текстов молодых ученых нашего университета и других вузов страны. Особо отметим регулярность и неизменно высокое качество научных текстов по интегративным вопросам в широкой области филологических наук, а также активность различных публикаций по искусствоведению. Существенно наличие целого ряда содержательных статей по философии и культурологии. Мы с уважением и благодарностью от-носимся ко всему коллективу создателей многочисленных номеровэтого журнала и высоко ценим все сделанное ими за эти пять лет.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477