ISSN 2412-6519 · EISSN 2658-6231
Языки: ru · en

Статья: МЕТАФОРА В ГРАММАТИЧЕСКИХ ТРУДАХ ЛИНГВИСТОВ (2024)

Читать онлайн

Объектом исследования являются метафорические номинации в научном лингвистическом дискурсе. Цель исследования заключается в системном описании структурно-семантических особенностей метафор в грамматических трудах. Выявление экспрессивных единиц в научных текстах представляется важным для всестороннего изучения соотношения рационального и эмоционального в строгих стилях речи. Обращение к тропам в научных работах по грамматике продиктовано необходимостью найти способы изложения сложного теоретического материала в вузовском преподавании синтаксиса. Рассмотрены метафоры-слова, метафоры-словосочетания и метафоры-предикативные единицы, характеризующие переходные явления в грамматике русского языка. Выделены метафорические обозначения в описании десемантизированных глагольных компонентов аналитических конструкций и глагольных связок. Проанализированы метафоры, характеризующие другие грамматические явления. Установлена роль глагольных метафор в описании конститутивных признаков предложений разных типов. Отмечены особенности субстантивных и адъективных метафор в грамматических работах. Показано, что развёрнутые метафоры демонстрируют многоаспектный характер синтаксических конструкций. Сделан вывод о том, что глагольные и субстантивные метафоры передают стремление лингвистов представить грамматическую систему как динамическую, активно развивающуюся. Использование метафорических наименований позволяет изложить грамматическую теорию более доступно, привлечь внимание к интересным языковым фактам.

Ключевые фразы: МЕТАФОРА, ГЛАГОЛЬНАЯ МЕТАФОРА, СУБСТАНТИВНАЯ МЕТАФОРА, АДЪЕКТИВНАЯ МЕТАФОРА, грамматика, ПЕРЕХОДНОСТЬ
Автор (ы): Лагузова Евгения Николаевна
Журнал: Социальные и гуманитарные знания

Идентификаторы и классификаторы

УДК
81-11. Школы и направления в лингвистике (языкознании)
Для цитирования:
ЛАГУЗОВА Е. Н. МЕТАФОРА В ГРАММАТИЧЕСКИХ ТРУДАХ ЛИНГВИСТОВ // СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ. 2024. ТОМ 10. № 3
Текстовый фрагмент статьи