РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ (ПРИМЕР РЕСПУБЛИКИ КОМИ) (2024)
Обращение к историческим примерам активного участия науки в решении проблем регионального развития в связи с общими национальными задачами предпринято как попытка извлечь положительный опыт преодоления трудностей экстраординарного характера. В статье речь идет об опыте деятельности Комиссии по изучению естественных производительных сил при главе Республики Коми (1993-2004 гг.), который представляет научный интерес по поводу использования результатов научно-исследовательской работы в стратегическом планировании и проектном управлении с учетом чрезвычайных обстоятельств, обусловленных резкой трансформацией экономического уклада России. В статье показано, что это происходит наиболее конструктивно, если научные и практические работники объединены организационно в рамках методологии «проблема - программа». Вторая линия анализа такого опыта заключается в выявлении соответствия научной трактовки понятия «производительные силы» и содержания государственных документов стратегического планирования. Чтобы вернуть производительные силы в систему «наука - практика», необходимо устранить подмену данного понятия ресурсами и производством и подобрать соответствующие показатели их измерения. Основным предметом такого измерения становится «сила», которая представлена как сила и результат природных процессов, научно-технического прогресса и новых форм организации производства.
Идентификаторы и классификаторы
КЕПС РК – гражданская позиция. С учетом возрастающей роли субъектов РФ в управлении государством, а главное – в сдерживании разрушительного воздействия на экономику «шоковой терапии», проводимой федеральным правительством, в декабре 1992 года была образована Комиссия по изучению естественных производительных сил Республики Коми под председательством академика Н.П. Юшкина. Основная задача КЕПС РК – системный анализ наличных природных и человеческих ресурсов, определение генеральных направлений социально-экономического развития республики с учетом общероссийских и региональных интересов. Немаловажной оказалась и ее миссия, о которой первоначально не задумывались, а именно – создание неформального коллектива единомышленников, стоящих на позициях эволюционных преобразований и нивелирования негативных последствий революционного насаждения рыночных отношений с упором на приватизацию государственной собственности в пользу частного капитала. КЕПС РК сдерживала (насколько это было посильно) не только экономическую пертурбацию, но и, образно говоря, «воспаление мозгов» под влиянием социально-политического хаоса.
Список литературы
-
Аганбегян А.Г. (2023). Инновации в России: от высокого знания и наличия перспективных научных заделов к эффективному социально-экономическому развитию // Экономическое возрождение России. № 2 (76). С. 13-26. EDN: DGIQOK
-
Бровина А.А. (2016). Исторические ракурсы проблемы изучения производительных сил России в XIX - первой трети XX в. // Известия Коми научного центра УрО РАН. № 3. С. 89-94. EDN: WYMXPD
-
Витязева В.А. (1997). Изучение производственных сил Республики Коми на новом этапе (роль КЕПС РК в региональных экономических исследованиях): доклад на научной конференции, посвященной 25-летию Сыктывкарского государственного университета. Сыктывкар: СГУ. 23 с.
-
Глазьев С.Ю. (1993). Теория долгосрочного технико-экономического развития / Междунар. фонд Н.Д. Кондратьева. М.: ВлаДар. 310 с. EDN: YSXIUV
-
Глазьев С.Ю. (2023). Перспективы развития России на длинной волне роста нового технологического уклада // Экономическое возрождение России. № 2 (76). С. 27-32. EDN: WUUDQS
-
Дмитриева Т.Е., Лаженцев В.Н. (1996). От научного предвидения к практике государственного управления развитием региональных хозяйственных систем // Республика Коми: экономическая стратегия вхождения в ХХI век: материалы научной конференции (13-14 марта 1995 г.) / КЕПС при Главе Республики Коми. Сыктывкар. С. 21-25.
-
Колосовский Н.Н. (1958). Основы экономического районирования. М.: Госполитиздат. 200 с. EDN: VPDVTP
-
Комар И.В. (1975). Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М.: Наука. 212 с.
-
Кондратьев Н.Д. (1989). Проблемы экономической динамики. М.: Экономика. 526 с.
-
Лаженцев В.Н. (1990). Экономико-географическая концепция территориального планирования. М.: Наука. 128 с.
-
Лаженцев В.Н. (2021). Социально-экономические исследования и политические аспекты развития северного региона (к столетию Республики Коми) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 14. № 3. С. 67-82. DOI: 10.15838/esc.2021.3.75.4 EDN: YTJUMF
-
Лаженцев В.Н. (2023). Программно-целевая мобилизация ресурсов // Проблемы прогнозирования. № 1 (196). С. 32-41. DOI: 10.47711/0868-6351-196-32-41
-
Марахов В.Г. (1970). Структура и развитие производительных сил социалистического общества (Методологические и социологические проблемы). М.: Мысль. 360 с.
-
Минц А.А. (1972). Экономическая оценка естественных ресурсов: Научно-методические проблемы учёта географических различий и эффективности использования. М.: Мысль. 303 с.
-
Перес К. (2013). Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей периодов процветания. М.: Дело. 232 с.
-
Порфирьев Б.Н., Елисеев Д.О. (2023). Сценарная оценка ожидаемого ущерба от деградации многолетней мерзлоты: региональный и отраслевой аспекты // Проблемы прогнозирования. № 5 (200). С. 124-135. DOI: 10.47711/0868-6351-200-124-135 EDN: OXAHSL
-
Преображенский В.С. (1972). Беседы о современной физической географии. М.: Наука. 167 с.
-
Рощевский М.П., Рощевская Л.П., Бровина А.А. (2015). Печорская бригада академика А.П. Карпинского / Коми научный центр Уральского отделения РАН. Сыктывкар. 646 с. EDN: VBNOHD
-
Сочава В.Б. (1978). Введение в учение о геосистемах. Новосибирск: Наука. 319 с. EDN: TARVMP
Выпуск
Другие статьи выпуска
В Институте философии Российской академии наук 12–13 декабря 2023 года состоялись II Лапинские чтения – всероссийская конференция с международным участием, организованная Центром изучения социокультурных изменений (ЦИСИ) Института философии РАН (ИФ РАН) и Вологодским научным центром РАН (ВолНЦ РАН).
Азербайджан - богатая нефтью страна на Южном Кавказе, обладающая большим потенциалом для развития сектора возобновляемых источников энергии, на долю которого в настоящее время приходится лишь небольшая часть от общего объема производства энергии. Увеличение объемов выработки электроэнергии из возобновляемых источников приносит экономические и экологические выгоды: повышение энергетической безопасности, устойчивости и ресурсосбережения, децентрализованное производство электроэнергии, технологические инновации и смягчение последствий изменения климата. Несмотря на растущее число исследований, посвященных зеленой энергетике Азербайджана или энергетическому переходу, динамика относительно продолжительного производства электроэнергии из возобновляемых источников на душу населения в стране изучена не в полной мере. Более того, в большинстве исследований не учитывается роль технологических изменений и ключевых институциональных и политических переменных в энергетическом переходе. В нашей работе восполняется этот пробел, в ней применяется моделирование с помощью динамического обычного метода наименьших квадратов (DOLS) к годовым данным для выявления ключевых экономических, институциональных и политических детерминант в период с 1990 по 2021 год. Обнаружено, что экономические переменные, такие как цены на нефть, открытость торговли, выбросы CO2, присоединение к Киотскому протоколу и кризисные периоды, были положительно и статистически значимо связаны с производством электроэнергии из возобновляемых источников в Азербайджане. Однако институциональные переменные (например, эффективность государственного управления), ВВП на душу населения и потребление первичной энергии были отрицательно и статистически значимо связаны с производством возобновляемой электроэнергии. Полученные выводы могут послужить источником важной информации об увеличении объемов производства энергии из возобновляемых источников как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Следовательно, работа представляет интерес для ученых, политиков и лиц, принимающих решения.
Основным интересом любой развивающейся страны является сохранение оптимального уровня государственного долга. В настоящее время правительства развивающихся стран крайне обеспокоены по поводу важности госдолга для определения пути развития и роста. Цель исследования состоит в моделировании и прогнозировании размера общего государственного долга Южной Африки, где со времен финансового кризиса 2008 года показатели существенно выросли и до сих пор не вернулись к прежним значениям. Государственный долг представляет собой важнейший инструмент для малого и среднего бизнеса в экономике Южной Африки, ключевой источник фискальной политики. В ходе работы использовалась модель Бокса - Дженкинса (ARIMA). Как правило, при моделировании временных рядов в первую очередь необходимо оценить порядок интегрирования каждого ряда. Авторами был проведен тест Дики - Фуллера (ADF) для анализа единичных корней. Второй шаг заключался в выборе наиболее подходящей модели прогнозирования государственного долга. С помощью информационного критерия Акаике (AIC) в соответствии со значимостью коэффициента из конкурирующих моделей была выбрана модель ARIMA 13,1,1. Согласно прогнозу, ожидается сокращение объема государственного долга. В работе показана важность проведения жесткой налогово-бюджетной реформы для того, чтобы свести государственный долг к минимуму.
Актуальность исследования обусловлена тем, что феномен реинтеграции мигрантов, возвращающихся из России в Кыгргызстан, недостаточно изучен. Мало исследованы проблемы, с которыми мигранты сталкиваются при повторном включении в общество страны происхождения, такие аспекты реинтеграции, как экономическое и социальное положение, социально-психологическое самочувствие мигрантов, уровень реинтеграции. Целью исследования стала социологическая оценка устойчивости реинтеграции возвращающихся из России в Кыгргызстан мигрантов. Научная новизна состоит в конкретизации понятия «реинтеграция» как многоаспектного процесса, позволяющего мигрантам восстановить экономические, социальные и психосоциальные отношения, необходимые для поддержания жизни, и понятия «устойчивая реинтеграция» как достижения возвратившимися определенного уровня экономической самодостаточности, социальной стабильности и психосоциального благополучия; в разработке эмпирических показателей устойчивой реинтеграции, таких как способность вернувшегося мигранта обеспечивать себя и свою семью, участвовать в экономической деятельности, наличие жилья, выстраивание прочных социальных отношений и вовлеченность в местное сообщество, психологическое благополучие, возможность пользоваться базовыми услугами, отсутствие миграционных планов после возращения. Дана социологическая оценка устойчивости реинтеграции возвращающихся из России в Кыргызстан мигрантов, опирающаяся на результаты анкетного опроса 515 возвратных мигрантов, фокусированного интервью 37 возвратных мигрантов в Кыргызстане в октябре - ноябре 2022 года. Выявлено, что реинтеграция возвратных мигрантов из России в Кыргызстан носит достаточно устойчивый характер во всех сферах: экономической, социальной и социально-психологической. Вместе с тем у возвратившихся есть определённые проблемы, что отразилось в недостаточно высоком уровне оправдания ожиданий от возвращения и в возможных намерениях снова мигрировать в Россию или другие страны.
В условиях социокультурной травмированности российского общества формируются специфические социальные типы личности, что актуализирует вопросы их изучения. Цель работы - анализ особенностей социального типа личности «человек избегающий». Методологической основой исследования выступают теории общества травмы (Дж. Александер, П. Штомпка, Ж.Т. Тощенко) и антропосоциокультурный подход (антропосоциокультурный эволюционизм; Н.И. Лапин). Использовались общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индукция, формализация, идеализация, типологизация, обобщение, анализ научной литературы, вторичный анализ данных. Полученные результаты и новизна исследования состоят в следующем: впервые продемонстрирован эвристический потенциал использования теории общества травмы Ж.Т. Тощенко и антропосоциокультурного подхода Н.И. Лапина для разработки концепции социального типа личности «человек избегающий» в обществе травмы; показана возможность использования одного из важнейших защитных механизмов личности - избегания человеком пережитых им травмирующих ситуаций - как основания для выделения специфического социального типа личности «человек избегающий»; выделены его особенности, формирующиеся под влиянием общества травмы: высокая тревожность, отсутствие чёткого образа желаемого будущего, ценностные ориентации на материальное благополучие, карьеру, семью, здоровье, гедонизм, склонность к асоциальному поведению. Именно наличие посттравматической мотивации, лежащей в основе манифестируемых респондентом ценностных ориентаций, выступает критерием отнесения личности к данному социальному типу. Результаты исследования могут быть использованы для развития социологических теорий личности, социологии культуры, социологии управления, социологии социальных изменений. Практическое значение имеет изучение распределения данного типа личности в различных социальных группах, стратах и регионах страны. Одним из важных направлений будущих исследований выступает анализ влияния представителей данного типа личности на социальные процессы, происходящие в российском обществе.
В статье предпринята попытка разграничить множество смежных и созвучных фундаментальных демографических терминов, в том числе: демографическое развитие, демографическая политика, инструменты демографического развития (политики), механизм демографического развития (политики), демографический потенциал, демографическая устойчивость; а также акцентировать внимание на синтезе нового понятия - ресурсы демографического развития. С этой целью произведён обзор актуальных исследований отечественных и зарубежных авторов в области народонаселения, представлены их определения перечисленных терминов, выявлены общие и противоречивые черты понятий. Предпринята попытка критического осмысления и обобщения разрозненных подходов с целью систематизации и унификации терминологического аппарата исследований в области народонаселения. В ходе анализа авторами была обнаружена сущность, незримо присутствующая в терминологическом аппарате демографического развития и демографической политики, но чётко не определенная. Для того чтобы ввести соответствующий термин, произведено сравнение толкований понятий «средство», «ресурс» и «потенциал». В результате наиболее точным термином для этого явления выбран «ресурс демографического развития». По итогу исследования и систематизации разрозненных подходов и уточнения значения отдельных составляющих предложено определение понятия «ресурс демографического развития» - совокупность имеющихся в распоряжении материальных и нематериальных средств, которые могут быть использованы для управления демографическими и миграционными процессами. Выявленное понятие, присвоенный ему термин и авторское определение должны лечь в основу исследований по новому научному направлению. В дальнейшем необходимо типологизировать ресурсы демографического развития, выявить и рассчитать их объёмы в России, оценить их достаточность, определить инструменты воздействия на отдельные ресурсы, рассмотреть необходимые и достаточные объёмы ресурсов, а также спроектировать механизм достижения и поддержания их необходимых объёмов на примере России.
Предпринимательский сектор в условиях рыночной экономики становится важнейшей движущей силой инновационного развития. Это связано с тем, что в условиях конкурентной борьбы для обеспечения максимального прироста прибыли предприниматель вынужден производить более сложную, инновационную продукцию. Таким образом, предпринимательство является «акселератором» инновационной активности. В связи с этим в последнее время особое внимание стало уделяться деятельности инновационного предпринимательства. Результаты исследований позволили заключить, что на данный момент существует ряд проблем, которые препятствуют развитию инновационных организаций. Соответственно, наличие таких проблем сдерживает развитие экономики в инновационном направлении. Особенно актуально идентифицировать данные проблемы в настоящее время, когда инновационная деятельность стала входить в перечень основных приоритетов государства. Цель работы заключается в выявлении проблем развития инновационного предпринимательства на региональном уровне, а также определении направлений их решения. Методология исследования предполагает использование различных научных приемов: от общенаучных до специальных. Особое внимание было уделено методам экономической социологии (экспертному опросу). Научная новизна исследования состоит в разработке инструментария, позволяющего выявить проблемы развития инновационных организаций на региональном уровне. Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе выявленных проблем были предложены направления их решения, которые могут быть взяты на вооружение представителями органов региональной власти в целях совершенствования проводимой в регионе инновационной политики.
В России возможности сглаживания неравенства с помощью налогов не реализованы, несмотря на стабильно высокое неравенство, остроту его восприятия гражданами и внимание к проблеме на высшем государственном уровне. Цель исследования - определение возможностей сглаживания экономического неравенства граждан в России с помощью налоговых инструментов. Гипотеза исследования состоит в том, что комплекс инструментов подоходного, косвенного и имущественного налогообложения граждан в России имеет существенный нереализованный потенциал сглаживания экономического неравенства. Для тестирования гипотезы с помощью корреляционно-регрессионного анализа и декомпозиции налоговых инструментов по направлениям (подоходное, имущественное и косвенное) исследованы зависимости показателей неравенства от налоговых инструментов его сглаживания. На основе данных Росстата, Федеральной налоговой службы, Всемирного банка, ОЭСР, Credit Suisse и World Inequality Database сформирован Data Set, включающий 2,6 тыс. показателей. Расчеты проведены с использованием пакета «Анализ данных» в MS Excel. Для оценки востребованности налоговых вычетов по НДФЛ использованы данные социологического опроса. Установлено, что действующие налоговые инструменты не способствуют сглаживанию неравенства россиян, а иногда, наоборот, приводят к его росту. Целесообразным для сглаживания неравенства в рамках подоходного налогообложения представляется усиление прогрессии НДФЛ и введение необлагаемого минимума в увязке с МРОТ, наращивание доли социальных налоговых вычетов. В области имущественных налогов - повышение налоговой нагрузки для владельцев дорогостоящих или многих объектов имущества, обеспечение адресности налоговых льгот. В части косвенных налогов - понижение НДС по товарам и услугам, составляющим основную долю расходов на потребление наименее обеспеченных граждан, например по ЖКХ, и повышение НДС по статьям, формирующим основу потребления богатых, например возвращение ставки 20% по отдыху, гостиницам, кафе и ресторанам. Потенциал налогового администрирования в сглаживании неравенства определен возможностями обеспечения полноты налогообложения текущих доходов, капитала и потребления наиболее обеспеченных граждан.
Статья посвящена изучению теоретических аспектов реализации бюджетного потенциала на стадиях его формирования и использования. На основе исследования детерминант социально-экономического развития в постулатах различных экономических учений, а также современных условий функционирования российской экономики показано, что реализация бюджетного потенциала является важным фактором социально-экономического развития. Систематизация разносторонних взглядов на сущность, определение комплекса дискуссионных вопросов содержания и проблем реализации бюджетного потенциала регионов показала наличие ограниченности теоретико-методологической основы его формирования и использования. Экономическая категория «бюджетный потенциал региона» в данной работе рассматривается с позиции интеграции ресурсной, фискальной и институциональной характеристик, представляя собой совокупность не только созданных, но и безвозмездно / возмездно привлеченных бюджетных ресурсов, а также резервов, которые могут быть реализованы под воздействием внешних / внутренних ограничений и стимулов. Эта трактовка позволила специфицировать понятие «максимально достигнутый бюджетный потенциал региона» как реализованный потенциал, а «максимально достижимый бюджетный потенциал региона» как совокупность реализованного, резервного и скрытого потенциалов. В статье обоснованы базовые положения интегративного подхода. Материалы могут быть использованы в образовательной деятельности при изучении дисциплин в области финансов, экономики и управления, а также могут быть полезны научным сотрудникам в качестве базы для дальнейших исследований и органам управления разного уровня для обоснования управленческих решений.
На сегодняшний день одной из ключевых проблем развития отечественной экономики остается вопрос привлечения инвестиций в стратегически значимые отрасли России. В период санкционного давления в отношении Российской Федерации развитие именно отраслей обрабатывающей промышленности становится ведущей задачей в обеспечении экономического роста страны. Целью исследования является разработка методики для расчета агрегированного факторного коэффициента инвестиционной привлекательности комплекса отраслей обрабатывающей промышленности в регионах на основе эконометрического моделирования. Под инвестиционной привлекательностью комплекса отраслей обрабатывающей промышленности понимается совокупность значимых факторов, которые определяют приток инвестиций в комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. В результате исследования выявлено, что на данный момент времени отсутствует единая общепринятая методика оценки инвестиционной привлекательности отраслей обрабатывающей промышленности, отсутствует систематизация факторов, определяющих их инвестиционную привлекательность, нет исследований, посвященных выявлению статистически значимых факторов данного вида экономической деятельности. В связи с этим была разработана модель отбора значимых факторов инвестиционной привлекательности комплекса отраслей обрабатывающей промышленности в регионах России. Согласно описываемой методике, итоговый агрегированный факторный коэффициент формируется на основе частных показателей, которые были объединены в группы факторов, что позволяет выделить наиболее важные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность обрабатывающей промышленности в конкретном регионе, и определить стратегии для улучшения инвестиционной привлекательности. Анализ агрегированного факторного коэффициента поможет потенциальным инвесторам определить, в каких регионах комплекс отраслей обрабатывающей промышленности наиболее перспективен для инвестиций, а также какие меры необходимо принять для улучшения инвестиционной привлекательности комплекса отраслей обрабатывающей промышленности в регионах с низким значением коэффициента. Результаты оценки показали, что наиболее значимыми являются производственные, трудовые, инновационные факторы инвестиционной привлекательности обрабатывающей промышленности. Авторский подход и полученные результаты могут использоваться государственными и частными инвесторами для принятия решения о целесообразности инвестиционных вложений в отрасль и органами власти при формировании инвестиционной политики с учетом региональной отраслевой специфики.
Городские агломерации в настоящее время играют важную роль в пространственном развитии большинства стран мира, являясь ключевыми центрами экономического роста, генерации и диффузии инноваций. Вместе с тем в теоретической и практической плоскостях, как правило, наибольшее внимание уделяется исследованию крупнейших и крупных городских агломераций (согласно действующему законодательству, в России к ним относятся агломерации с людностью более 1000 и 500 тыс. чел. соответственно), а реальные предпосылки, особенности развития других формирующихся/потенциальных агломераций (так называемые агломерации «второго эшелона») исследуются достаточно слабо. В связи с этим цель исследования заключается в выявлении особенностей и проблем активизации агломерационных процессов в регионах России с учетом обеспечения позитивных эффектов. Для достижения данной цели был использован широкий спектр как общенаучных (анализ, синтез, системный), так и прикладных экономико-статистических методов (индексный, корреляционный анализ). Научная значимость исследования состоит в развитии методических подходов и инструментария оценки агломерационных процессов, определении их специфики в российских агломерациях «второго эшелона». Было выявлено, что ключевой особенностью развития исследуемых агломераций выступает продолжающаяся концентрация в них значительной доли регионального производства, инвестиций и населения. При этом фактически агломерационные процессы распространяются лишь на ядро агломерации и ближайшую к нему территорию, что проявляется в сближении темпов их роста по ключевым социально-экономическим показателям. Данные факты свидетельствуют о достаточно низкой развитости спутниковой зоны агломераций «второго эшелона» и слабой передаче позитивных эффектов на периферию, а также гипертрофированном развитии ядра, что в перспективе может быть угрозой для устойчивого развития таких агломераций. В заключительной части работы обоснованы приоритетные направления для повышения внутренней интегрированности городских агломераций как открытых социально-экономических систем, которые позволят обеспечить генерацию позитивных экстерналий и превратить агломерации «второго эшелона» в точки роста макро- и регионального уровней.
Появление нового объекта в системе государственного управления - агломерации - вызывает необходимость разработки и определения набора показателей, которыми будут измеряться экономический рост и развитие агломераций. Эта управленческая проблема обосновывает актуальность исследования, цель которого - оценить информационно-аналитическую достаточность и качество показателей, рекомендуемых к применению при разработке долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших агломераций и определяемых документами стратегического планирования федерального уровня, на примере Санкт-Петербургской агломерации. Методологической основой исследования являются публикации российских и зарубежных ученых и экспертов по проблеме пространственного развития и управления городскими агломерациями; действующая система законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные аспекты национальной политики пространственного развития; данные официальной статистики. На основании результатов, полученных в ходе исследования, сделаны выводы: 1) показатели оценки экономического роста агломераций, которые однозначно определены федеральными документами стратегического пространственного планирования, можно принять в качестве минимально достаточных и исключительно для реализации предельно сокращенной версии экспресс-анализа; 2) процесс институционализации управления городскими агломерациями не завершен; на текущем этапе мы имеем дело с «мягкой» формой как требований к определению состава и границ агломераций, так и правил формирования долгосрочных программ развития агломераций; 3) необходимо развивать имеющийся опыт создания стратегических планов развития городских агломераций. Новая методология должна сочетать современные концепции пространственного развития, позволяющие найти компромисс между государственным контролем и потенциалом управления агломерациями; преодолеть проблему фрагментации управления и размытости институциональной структуры управления агломерацией; использовать инструменты экономики качества (метрологию, стандартизацию и управление качеством) при разработке стратегий и долгосрочных планов развития городских агломераций.
С наступлением эпохи информации и знаний идеологии приобретают все большее значение в жизнедеятельности обществ и определяют их историю. Роль идеологий особенно возросла в период обострения цивилизационного противостояния коллективного Запада и незападных стран, дружественных России и Китаю. В статье дано определение понятия идеология и краткое описание современных идеологий Запада и России. В то же время в специальном разделе показано, что даже научно разработанная теория очень ограничена в своих возможностях выявить основные закономерности развития общества (в силу несопоставимой сложности познаваемого и познающего), а тем более целенаправленно воздействовать на это развитие. Все знают ленинскую формулу «Идея становится силой, когда она овладевает массами». Но субъектом, который разрабатывает идеологию, защищает ее от враждебных влияний, «заряжает» ею общество, является правящий слой, элита. С опорой на труды отечественных и западных историков и социологов в статье описывается развитие представлений о правящем слое общества, элите как носителе идеологий и об опасностях, связанных с его расколом. В странах Запада функцию отбора кадров для элиты в большей мере выполняет рыночный механизм накопления капитала. В России и Китае в паре «правящий слой - государство» ведущую роль чаще играет государство, которое в значительной мере формирует и идеологию, и правящий слой. В современном российском государстве одной из важнейших задач является создание механизмов отбора кадров и привилегированных условий для правящего слоя в ситуации существующего неоправданного социально-экономического неравенства. В статье рассматриваются методы практического решения этой задачи. Представленный материал может быть использован для определения приоритетности задач, стоящих перед Россией, и формирования институциональных механизмов их решения.
15-17 марта 2024 года в России состоятся выборы Президента РФ. Они будут проходить в совершенно особых для страны условиях, связанных с продолжающейся специальной военной операцией, нарастающими угрозами национальной безопасности со стороны стран НАТО, а также комплексными внутренними изменениями, которые активно проходят в России с момента начала спецоперации. На фоне сохраняющейся тревожной обстановки вокруг России 29 февраля 2024 года Президент РФ выступил с очередным ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ, в котором представил программу действий и конкретных мер государственной политики на ближайшие шесть лет (до 2030 года). Послание носило предвыборный характер и было адресовано не только органам государственного управления всех уровней публичной власти, но и широким слоям российского общества. По сути, главой государства были очерчены контуры будущего России на ближайший политический цикл, и это имеет важное значение в условиях неопределенности и высокого уровня рисков, с которыми сталкивается страна в настоящий исторический момент времени (после начала специальной военной операции).В статье представлен авторский подход к анализу сегодняшней ситуации в стране (частью которой являются и президентские выборы 2024 года), базирующийся на многолетнем авторском мониторинге эффективности государственного управления, системность которого определяется комплексным характером эмпирической базы (анализ статистических данных, общероссийских и региональных, в том числе авторских, социологических опросов населения, анализ экспертных оценок и ключевых решений, принимаемых Президентом и Федеральным Собранием РФ). Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе эффективности государственного управления за период четырех президентских сроков В.В. Путина (2000-2024 гг.), то есть на протяжении первой четверти XXI века. В этом контексте авторы анализируют общие цели, задачи, принципы государственного управления, сформулированные В.В. Путиным еще в начале своей президентской деятельности; ключевые инициативы и решения, принятые им для достижения поставленных задач; внутренние и внешние условия, в которых главе государства предстояло реализовывать цели национального развития; а также ключевые этапы, которые прошла страна за последние 23 года, и основные итоги, с которыми она «подошла» к началу нового политического цикла.
Издательство
- Издательство
- ВолНЦ РАН
- Регион
- Россия, Вологда
- Почтовый адрес
- 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а
- Юр. адрес
- 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а
- ФИО
- Шабунова Александра Анатольевна (Руководитель)
- E-mail адрес
- common@volnc.ru
- Контактный телефон
- +7 (817) 2597803
- Сайт
- http:/www.vscc.ac.ru