Популяризация научно-технического творчества в рамках инженерного образования (2023)
Популяризация научно-технического творчества среди студентов технических специальностей является важным фактором при подготовке кадров, способных создавать новые подходы для решения актуальных инженерных задач. Это способствует повышению качества усвоения материала и, в конечном итоге, увеличению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Однако в современных высших учебных заведениях не всегда присутствует возможность обеспечить условия для реализации творческого потенциала студентов, применяя традиционные подходы с заранее разработанной структурой заданий и проверочных работ. В данной работе были проанализированы основные ограничивающие факторы, препятствующие творческой работе студентов в научной деятельности. Также было предложено решение данной проблемы путем создания научных студенческих коллективов в рамках кафедры или научной лаборатории при грантовой поддержке.
Идентификаторы и классификаторы
«Практически все наиболее значимые открытия и достижения ХХ и начала XXI веков, в той или иной степени, связаны с техническим прогрессом. Именно развитие инженерно-технических специальностей определяет тот качественный прорыв и количественный скачок, которые характеризуют жизнь современного общества» [1]. Стремительная динамика развития инженерных отраслей неотъемлемо связана с творчеством экспертов, которое рождается из досконального знания исследуемой области и способности обобщать и находить закономерности в данной информации. Наиболее наглядно процесс научного и, в частности, технического творчества отразил Альберт Эйнштейн в [2]при помощи иллюстрации модели построения научной теории на рис 1.В рамках данной концепции творческий процесс заключается в формулировании и корректировке при необходимости аксиомы А. Как описывал ее сам Эйнштейн: «Это свободные изобретения человеческого духа, не выводимые логически из эмпирических данных». Аксиома мыслится как продукт интуиции, которая вместе с тем не выводит новые концепции из ничего, а «отталкивается» от фундамента эмпирических знаний, что продемонстрировано дугообразной стрелкой. В свою очередь, из предложенной аксиомы выводятся утверждения S, которые должны будут пройти проверку эмпирикой. Деятельность ученого, а также инженера можно представить как повторяющийся цикл из творческого поиска решения научных и инженерных задач и протокольного исследования его жизнеспособности.
Список литературы
-
Бильдер Е. А., Иванова А. Д. Современные требования к развитию инженерного образования: формирование про-ектного мышления и управленческих навыков // Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства: Мат-лы научн.-практ. конф. (27 октября 2018 г.). Екатеринбург: Деловая книга, 2018. С. 139-143. EDN: ULXUQS
-
Holton G. Einstein’s Model for Constructing a Scientific Theory / G. Holton. Text: electronic // Albert Einstein. 1979. P. 109-136. URL: https://link.springer.com/chapter/ (date accessed: 16.03.2023). DOI: 10.1007/978-3-322-91080-6_9
-
Трубинова К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе. Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: Мат-лы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). Казань: Молодой ученый, 2017. С. 9-14. EDN: ZJLWMP
-
Абдурашидова М. С. Усовершенствование системы мотивации по вовлечению молодежи в науку на уровне высших учебных заведений. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 1.3 (135.3). С. 38-41. EDN: XIFLIJ
-
Мухаметшин Р. Р., Иванова А. Д. Как заинтересовать студентов инженерных специальностей учебным процессом // Молодежный вестник УГАТУ. 2019. № 2(21). С. 177-182. EDN: DNRFAY
-
Irrationality in the Behavior of Applicants as a Factor in the Imbalance of Labor Markets and Educational Services in the Region / D. Gainanov, A. Atayeva, L. Migranova, A. Atnabaeva // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. № 1 (79).
-
Камалетдинова Р. Р., Иванова А. Д., Тефанов В. Н. Восприимчивость к учебному материалу студентами разных поколений // Молодежный вестник УГАТУ. 2020. №2 (23). С. 171-175. EDN: CLBTCZ
-
Birhan A. T. Supporting Engineering Education through Internship Mentoring Program: Approaches, Perceptions and Challenges. Text: electronic // Journal of Technical Education and Training. 2021. Vol. 13. № 1. P. 185-194. URL: https://publisher.uthm.edu.my/ojs/index.php/JTET/article/view/6865 (date accessed: 16.03.2023).
-
Toivonen T. Unable to conform, unwilling to rebel? Youth, culture, and motivation in globalizing Japan // Frontiers in Psychology. 2011. Vol. 2. № SEP. P. 207.
-
Семивеличенко Е. А., Иванова А. Д., Муругова О. В., Иванов С. В. Вопросы профессиональной ориентации и воспитания инженерно-технических интересов молодежи и предложения по развитию журнала "Юный техник" (по результатам экономического и педагогического исследований, проведенных для "Союза машиностроителей России") // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 7 (ч. 2). С. 98-106. EDN: PMUMEX
-
Сидоренко Е. Е. Методика оценки заинтересованности студентов в прохождении стажировки в малых инновационных предприятиях при научно-исследовательских вузах, оказывающих аутсорсинговые услуги. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2013. № 11 (58). С. 465-467. EDN: RSRIJZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрывается понятия эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания, описываются причины необходимости овладения навыками эмоционального интеллекта, а также предлагается поэтапный план овладения ими и способы возвращения себя в ресурсное состояние. Кроме того, на основе исследований ученых в данной области демонстрируется значимость эмоционального интеллекта как навыка и обосновывается необходимость внедрения данной дисциплины в образовательные программы. Целью данной статьи является определение необходимости внедрения эмоционального интеллекта как дисциплины в образовательные учреждения. В ходе данного исследования были применены методы анализа и сопоставления, также был использован сравнительный метод. В случае выявления необходимости изучения обучающимися эмоционального интеллекта, указанная дисциплина сможет успешно применяться в образовательных учреждениях и найти положительный отклик как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей.
В данной статье рассматривается социально-экономическая деятельность Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Было проведено исследование отраслевого рынка, которое показало основные тенденции развития рынка статистических услуг. В конце статьи делается вывод, что без статистической информации невозможно прогнозировать будущее различных сфер жизни общества, а значит, данная организация будет востребована всегда.
В статье рассмотрены основные этапы трансформационных процессов в мировой и российской экономике, начиная от линейной и заканчивая циклической экономикой. Проанализированы причины появления и условия перехода к каждому следующему этапу, а также их длительность. Известно, что любой трансформационный процесс состоит из нескольких стадий. Россия слишком долго находится на начальной стадии развития циркулярной экономики. Она должна осуществлять более быстрый переход на очередную стадию трансформационного процесса. Новому общественному хозяйству России, как очередному этапу трансформации ее экономической системы, видимо, будет свойственна своя хозяйственная логика, отличная от других стран мира.
В статье рассмотрены сквозные технологии и их развитие в России в период перехода к 4IR. Дана краткая характеристика этих технологий. Особое внимание уделено технологиям, позволяющим обеспечить кибербезопасность в финансовых организациях – технологии блокчейн; рассмотрены ее сильные и слабые стороны, приведен механизм функционирования. Даны кейсы реализации технологии блокчейн в финансовых организациях в России.
В статье рассматривается понятие благоприятного микроклимата, подразумевающего хорошие и доверительные отношения между учеником и преподавателем, влияющего на процесс обучения, так как атмосфера в школе может играть важную роль в определении эмоционального настроя среди учащихся и сложившихся взаимоотношений между учеником и учителем. С целью изучения благоприятного микроклимата в частной языковой школе было проведено анкетирование и выявлены стандарты, необходимые для учителей, и черты, которые хотели бы увидеть учащиеся в преподавателях.
В статье рассмотрены причины популярности лайфстайл-видеоблогов среди молодёжи. Проанализирован образ профессии блогера в сознании современных подростков. Выявлено, что лайфстайл-блогеры формируют у молодёжи гедонистические потребности и ложные представления об интернет-профессиях. В статье отмечено, что блогеры влияют на сознание своей публики при помощи различных манипулятивных техник, что позволяет им в нативной (естественной) форме продавать товары и услуги, в том числе некачественные и даже опасные.
Статья посвящена определению роли малых предприятий в инновационном развитии российской экономики. Выявлено, что вклад малых предприятий в экономическое развитие является более существенным за счет того, что малый бизнес создает большее число дополнительных рабочих мест. Показаны ведущая роль технологических рынков в мировой экономической системе и необходимость технологической модернизации России. Рассмотрена практика реализации инноваций крупным, средним и малым бизнесом, а также особенности технологии как вида товара на рынке. Рассмотрены факторы, влияющие на цену технологии. Выявлены ключевые факторы, влияющие на успешный выход высокотехнологичных инновационных фирм и предприятий на глобальный рынок, и предложены меры по их совершенствованию.
Данная работа посвящена изучению влияния санкционного давления на экономику России за период с 2014 по 2021 год. В рамках исследования проводится анализ введенных ограничений и контрсанкционных мер, а также изучается динамика основных макроэкономических индикаторов в предсанкционный и санкционный периоды, включая темп роста ВВП, мировые цены на нефть, объемы экспорта и импорта. Проводится оценка влияния санкций с помощью метода синтетической контрольной группы. Обсуждаются экономические последствия санкционного давления.
В рамках статьи изучается использование концепции свободы слова в публичном дискурсе в качестве манипулятивного инструмента. Исследование производится методами корпусной лингвистики и дискурс-анализа на текстовых материалах и интервью по «Делу НТВ». Изучается интерпретация концепции акторами коммуникации в зависимости от их политической позиции, приведена краткая историческая справка, составлен визуальный тезаурус.
В рамках повышения эффективности преподавания технических дисциплин предлагается применение современных технологий обучения. В работе рассмотрен мировой и отечественный опыт применения технологий обучения для преподавания профильных и непрофильных дисциплин студентам технических специальностей. Произведены анализ и синтез применения различных технологий обучения к конкретной дисциплине подготовки бакалавров направления «Машиностроение». Описаны технологии обучения, применимые для различных видов деятельности в ходе освоения дисциплины, и дана оценка эффективности для различных типов занятий. Представлены примеры применения некоторых технологий обучения в рамках реализации дисциплины «Робототехнические комплексы, автоматизация и механизация в сварочном производстве».
В данной статье рассмотрена проблема концептуализации опыта домашнего насилия в детском возрасте и его влияние на нарушения в отношениях в последующей взрослой жизни. Обозначены и исследованы феномены контакта и диалога как необходимые фигуры терапевтической работы с людьми, имеющими трудности в отношениях.
Издательство
- Издательство
- УУНИТ
- Регион
- Россия, Уфа
- Почтовый адрес
- 450076, Приволжский федеральный округ, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, дом 32
- Юр. адрес
- 450076, Приволжский федеральный округ, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, дом 32
- ФИО
- Захаров Вадим Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@uust.ru
- Контактный телефон
- +7 (347) 2299677
- Сайт
- https://uust.ru/