Особенности применения образовательных технологий при преподавании инженерно-технических дисциплин (2023)
В рамках повышения эффективности преподавания технических дисциплин предлагается применение современных технологий обучения. В работе рассмотрен мировой и отечественный опыт применения технологий обучения для преподавания профильных и непрофильных дисциплин студентам технических специальностей. Произведены анализ и синтез применения различных технологий обучения к конкретной дисциплине подготовки бакалавров направления «Машиностроение». Описаны технологии обучения, применимые для различных видов деятельности в ходе освоения дисциплины, и дана оценка эффективности для различных типов занятий. Представлены примеры применения некоторых технологий обучения в рамках реализации дисциплины «Робототехнические комплексы, автоматизация и механизация в сварочном производстве».
Идентификаторы и классификаторы
«Острейшая проблема современного российского общества – это эффективность системы
образования, зависящая, в первую очередь, от принципов ее организации и управления. Но уже более трети века наше образование постоянно находится в процессе реформ, перестроек, слома, оптимизаций, ликвидаций, новаций, инноваций и деформаций <…>. Образование и все, что с ним связано, – это маркеры социума, лакмусовые бумажки, демонстрирующие истинные цели, запросы и требования общества» [1]. Научно-технический прогресс и развитие экономических отношений приводит к развитию процессов преподавания и эволюции высшей школы. Развитие методики и теории высшего образования ведет к развитию технологического подхода – применения образовательных технологий как научно обоснованных способов описания деятельности преподавателя для получения высокого качества подготовки. При этом сам термин «образовательная технология» подразумевает любые технологии, применяемые в вузе,
применяемые как педагогами, так и обучающимися и руководством учебного заведения. Технологии же, описывающие деятельность преподавателя для обеспечения эффективности обучения, чаще называются технологиями обучения и имеют обширную классификацию: по новизне, концепции обучения, применению компьютеров или тренажеров, по авторству и т. д. Технологический подход к планированию обучения на технических специальностях играет важную роль в формировании профессиональных знаний и компетенций обучающихся, повышая качество подготовки.
Список литературы
- Иванова А. Д., Муругова О. В. Коренные изменения в российском образовании 1990-2000 годов и их влияние на поведение и мировоззрение детей и молодёжи на современном этапе // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодёжи: Сб. мат-лов науч.-практ. конф., 14-15 октября 2022 года / Под научной ред. В.В. Коврова. Севастополь: ИК “ИПТС”, 2022. С. 41-45. EDN: CSOLBY
- Ерофеева А. А. Геймификация как прием обучения свободному общению на русском языке (на примере обучения студентов инженерно-технического профиля) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №10. С. 359-364. EDN: CRJXVI
- Королев М. Е. Эффективность методики обучения прикладной математике студентов технических специальностей средствами игровых моделей на основе эвристического подхода // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2020. №51. С. 53-59. EDN: YQHCRS
- Хруненкова М. Л. Образовательный потенциал гуманитарных технологий при обучении коммуникативным стратегиям студентов технических вузов // Царскосельские чтения. 2011. №XV. С. 267-270. 5. Гурьянова Т. Н. Интерактивные методы обучения студентов в техническом вузе: работа в группе, работа над проектом (на примере технических вузов Германии) // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №10. С. 273-275. EDN: SGIYBH
- Бильдер Е. А., Иванова А. Д. Современные требования к развитию инженерного образования: формирование проектного мышления и управленческих навыков // Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства. Мат-лы науч.-практ. конф. (27 октября 2018 г.). Екатеринбург: Деловая книга, 2018. С. 139-143. EDN: ULXUQS
- Игрофикация прикладных дисциплин технического направления / Белоус И. А. [и др.] // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2021. №3. С. 18-25. EDN: MFJJHO
- Бикбулатова Н. А., Иванова А. Д., Габитова Н. А. Привлечение молодых специалистов в компанию методом игротехники // Молодежный вестник УГАТУ. 2021. №1 (24). С. 74-78. EDN: BSMFWE
- Кобринец В. П., Кузьмицкий И. Ф., Карпович Д. С. Совершенствование системы практического обучения в образовательном процессе студентов специальности “Автоматизация технологических процессов и производств” // Высшее техническое образование. 2018. №2. С. 16-19. EDN: JMXUOA
- Лакман И. А., Иванова А. Д., Муругова О. В. Методическое обеспечение педагогической практики аспирантов технических и экономических направлений // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 4. С. 169-173. EDN: XPPQBN
- Камалетдинова Р. Р., Иванова А. Д., Тефанов В. Н. Восприимчивость к учебному материалу студентами разных поколений // Молодежный вестник УГАТУ. 2020. №2 (23). С. 171-175. EDN: CLBTCZ
- Муругова О. В., Иванова А. Д. Роль и значение производственной практики при обучении на технических специаль-ностях в вузе // Молодежный вестник УГАТУ. 2018. № 2(19). С. 140-145. EDN: RTFRWT
- Мухаметшин Р. Р., Иванова А. Д. Как заинтересовать студентов инженерных специальностей учебным процессом // Молодежный вестник УГАТУ. 2019. № 2(21). С. 177-182. EDN: DNRFAY
- Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. СПб.: ООО “Книжный Дом”, 2007. 408 с. EDN: QWALUP
- Лакман И. А., Иванова А. Д. Перспективы применения кейс-обучения в высшей школе // Электронное обучение в непрерывном образовании 2018: Мат-лы V межд. науч.-практ. конф. (18-20 апреля 2018 г.): Сб. науч. трудов. Ульяновск: УлГТУ, 2018. С. 433-440. EDN: XVLIRF
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрывается понятия эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания, описываются причины необходимости овладения навыками эмоционального интеллекта, а также предлагается поэтапный план овладения ими и способы возвращения себя в ресурсное состояние. Кроме того, на основе исследований ученых в данной области демонстрируется значимость эмоционального интеллекта как навыка и обосновывается необходимость внедрения данной дисциплины в образовательные программы. Целью данной статьи является определение необходимости внедрения эмоционального интеллекта как дисциплины в образовательные учреждения. В ходе данного исследования были применены методы анализа и сопоставления, также был использован сравнительный метод. В случае выявления необходимости изучения обучающимися эмоционального интеллекта, указанная дисциплина сможет успешно применяться в образовательных учреждениях и найти положительный отклик как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей.
В данной статье рассматривается социально-экономическая деятельность Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Было проведено исследование отраслевого рынка, которое показало основные тенденции развития рынка статистических услуг. В конце статьи делается вывод, что без статистической информации невозможно прогнозировать будущее различных сфер жизни общества, а значит, данная организация будет востребована всегда.
В статье рассмотрены основные этапы трансформационных процессов в мировой и российской экономике, начиная от линейной и заканчивая циклической экономикой. Проанализированы причины появления и условия перехода к каждому следующему этапу, а также их длительность. Известно, что любой трансформационный процесс состоит из нескольких стадий. Россия слишком долго находится на начальной стадии развития циркулярной экономики. Она должна осуществлять более быстрый переход на очередную стадию трансформационного процесса. Новому общественному хозяйству России, как очередному этапу трансформации ее экономической системы, видимо, будет свойственна своя хозяйственная логика, отличная от других стран мира.
В статье рассмотрены сквозные технологии и их развитие в России в период перехода к 4IR. Дана краткая характеристика этих технологий. Особое внимание уделено технологиям, позволяющим обеспечить кибербезопасность в финансовых организациях – технологии блокчейн; рассмотрены ее сильные и слабые стороны, приведен механизм функционирования. Даны кейсы реализации технологии блокчейн в финансовых организациях в России.
В статье рассматривается понятие благоприятного микроклимата, подразумевающего хорошие и доверительные отношения между учеником и преподавателем, влияющего на процесс обучения, так как атмосфера в школе может играть важную роль в определении эмоционального настроя среди учащихся и сложившихся взаимоотношений между учеником и учителем. С целью изучения благоприятного микроклимата в частной языковой школе было проведено анкетирование и выявлены стандарты, необходимые для учителей, и черты, которые хотели бы увидеть учащиеся в преподавателях.
В статье рассмотрены причины популярности лайфстайл-видеоблогов среди молодёжи. Проанализирован образ профессии блогера в сознании современных подростков. Выявлено, что лайфстайл-блогеры формируют у молодёжи гедонистические потребности и ложные представления об интернет-профессиях. В статье отмечено, что блогеры влияют на сознание своей публики при помощи различных манипулятивных техник, что позволяет им в нативной (естественной) форме продавать товары и услуги, в том числе некачественные и даже опасные.
Популяризация научно-технического творчества среди студентов технических специальностей является важным фактором при подготовке кадров, способных создавать новые подходы для решения актуальных инженерных задач. Это способствует повышению качества усвоения материала и, в конечном итоге, увеличению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Однако в современных высших учебных заведениях не всегда присутствует возможность обеспечить условия для реализации творческого потенциала студентов, применяя традиционные подходы с заранее разработанной структурой заданий и проверочных работ. В данной работе были проанализированы основные ограничивающие факторы, препятствующие творческой работе студентов в научной деятельности. Также было предложено решение данной проблемы путем создания научных студенческих коллективов в рамках кафедры или научной лаборатории при грантовой поддержке.
Статья посвящена определению роли малых предприятий в инновационном развитии российской экономики. Выявлено, что вклад малых предприятий в экономическое развитие является более существенным за счет того, что малый бизнес создает большее число дополнительных рабочих мест. Показаны ведущая роль технологических рынков в мировой экономической системе и необходимость технологической модернизации России. Рассмотрена практика реализации инноваций крупным, средним и малым бизнесом, а также особенности технологии как вида товара на рынке. Рассмотрены факторы, влияющие на цену технологии. Выявлены ключевые факторы, влияющие на успешный выход высокотехнологичных инновационных фирм и предприятий на глобальный рынок, и предложены меры по их совершенствованию.
Данная работа посвящена изучению влияния санкционного давления на экономику России за период с 2014 по 2021 год. В рамках исследования проводится анализ введенных ограничений и контрсанкционных мер, а также изучается динамика основных макроэкономических индикаторов в предсанкционный и санкционный периоды, включая темп роста ВВП, мировые цены на нефть, объемы экспорта и импорта. Проводится оценка влияния санкций с помощью метода синтетической контрольной группы. Обсуждаются экономические последствия санкционного давления.
В рамках статьи изучается использование концепции свободы слова в публичном дискурсе в качестве манипулятивного инструмента. Исследование производится методами корпусной лингвистики и дискурс-анализа на текстовых материалах и интервью по «Делу НТВ». Изучается интерпретация концепции акторами коммуникации в зависимости от их политической позиции, приведена краткая историческая справка, составлен визуальный тезаурус.
В данной статье рассмотрена проблема концептуализации опыта домашнего насилия в детском возрасте и его влияние на нарушения в отношениях в последующей взрослой жизни. Обозначены и исследованы феномены контакта и диалога как необходимые фигуры терапевтической работы с людьми, имеющими трудности в отношениях.
Издательство
- Издательство
- УУНИТ
- Регион
- Россия, Уфа
- Почтовый адрес
- 450076, Приволжский федеральный округ, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, дом 32
- Юр. адрес
- 450076, Приволжский федеральный округ, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, дом 32
- ФИО
- Захаров Вадим Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@uust.ru
- Контактный телефон
- +7 (347) 2299677
- Сайт
- https://uust.ru/