Актуальность исследования определяется потребностью социально-гуманитарного знания в отслеживании процесса непрерывной трансформации идентичности современного человека. Цель исследования - выявить сущность, содержание и факторы трансформации идентичности в современном мире. Междисциплинарный статус объекта - идентичности - определяет необходимость обращения к материалам современных естественно-научных и социогуманитарных исследований и концептуальных философских идей. Методологически значимыми ракурсами при этом являются социально-философский и социально-психологический. Теоретический анализ источников опирается на общие принципы диалектики.
Основным результатом исследования является сравнение и описание моделей идентичности - классической и современной, - которые противоположны по своим характеристикам. Проанализированы изменения в концепте идентичности, связанные со смещением от когнитивного к коннотативному и аффективному аспектам. Прослежено также диалектическое взаимовлияние трансформации социальной реальности, новых установок рациональности и непосредственно содержания концепта идентичности.
Основные выводы исследования заключаются в следующем. На изменение концепта идентичности оказывает влияние трансформация рациональности, изменение способа мышления и представления современного человека о себе и своем месте в мире, изменение технологий социального влияния с учетом новейших исследований в области нейронаук и объективные изменения социальной реальности под воздействием виртуализации. Все эти преобразования приводят к лидерству психологии как науки и социальной практики, которая сегодня дает ответ на тенденцию усиливающейся индивидуализации, что на фоне утраты внешних опор сопровождается травмой идентичности. Психологические практики становятся технологиями непрерывного процесса переконструирования идентичности современного человека. В основе этих практик - новая концепция идентичности как полиидентичности, непрерывно находящейся в процессе пересборки, отправной точкой которой является травма, а опорным каркасом - психологический/психиатрический диагноз.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Философия
Одна из ключевых тем социально-гуманитарных наук на рубеже ХХ и XXI вв. — это тема идентичности. Являясь при этом одной из самых сложных и многозначных, динамически развиваясь в своем содержании на протяжении указанного периода, тема идентичности становится своеобразным знамением времени. Она маркирует собой современную тенденцию философии науки, выступая одним из объединяющих звеньев естест вознания и социально-гуманитарных наук. В связи с этим идентичность дорастает до уровня философского концепта, отражающего трансформацию понимания и отношения человека к миру, обществу и самому себе на современной стадии развития.
Список литературы
1. Халикова Д. А. Идентичность как объект рефлексии: социально-философский аспект // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. № 6. 2020. С.139-143. EDN: CGPMNJ
2. Тхагапсоев Х. Г. Идентичность как философская категория и мера социального бытия // Философские науки. 2011. № 1. С. 10-26. EDN: OUWZEJ
3. Бернет Р. Травмированный субъект // (Пост)феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами / сост.: С. А. Шолохова, А. В. Ямпольская. М.: Академический Проект, 2014. С. 123-145. EDN: SFGEMT
4. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 743 с. EDN: SIOLQR
5. Джеймс У. Принципы психологии. Глава X. Сознание Я / пер. с англ. В. Г. Николаева // Личность. Культура. Общество. 2018. Т. XX. № 1-2 (97-98). С. 24-48. DOI: 10.30936/1606-951X-2018-20-1/2-24-48 EDN: UTQWBN
6. Аристотель. Метафизика // Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1. Ч. 1. Философия древности и средневековья / ред.-сост. В. В. Соколов. М.: Мысль, 1969. С. 407-439.
7. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / издание подгот. А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989. 576 с. https://plato.today/TEXTS/lebedev/fales.htm.
8. Аврелий Августин. Об истинной религии // Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / сост. С. В. Перевезенцев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 100-140.
9. Декарт Р. Начала философии // Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950. С. 409-544.
10. Декарт Р. Метафизические размышления // Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950а. С. 319-407.
11. Кушнер Б. А. Конструктивная математика // Математическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1979. Т. 2. Стб. 1042-1046.
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 323 с.
13. Варшавер Е. Что именно исследуется, когда исследуется этничность? Дескриптивная модель для конструктивистских исследований этничности в контексте когнитивного поворота // Социологическое обозрение. 2024. Т. 23. № 3. С. 94-126. DOI: 10.17323/1728-192x-2024-3-94-126 EDN: IGULTR
14. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of inter group relations / edited by S. Worchel, W. Austin. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P. 7-24.
15. Мухаев Р. Т. Глобализация и кризис национальной идентичности: в поисках новых форм репрезентации // PolitBook. 2020. № 4. С. 78-100. EDN: HDKFTL
16. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 390 с.
17. Жукоцкая А. В. Социальная идентичность и маргинальность: неопределенность границ // Российская идентичность: социокультурный контекст: сб. научных статей по итогам Международной научной конференции (Москва, 15 ноября 2019 г.) / под. ред. Н. М. Мамедовой, М. И. Ивлевой. М.: КноРус, 2019. С. 15-19. EDN: DYGDHZ
18. Чалдини Р. Психология влияния: Как научиться убеждать и добиваться успеха / пер. с англ. О. С. Епимахова. М.: Эксмо, 2024. 368 с.
19. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Г. Николаева. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. 288 с.
20. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / пер. с англ. М. Л. Коробочкина. М.: Весь Мир, 2004. 188 с. EDN: QOCZEN
21. Гончарик А. А. Роль политических элит в формировании региональной идентичности: интерпретация коллективной памяти и мифов // Векторы развития современной России: научное знание в контексте современности: материалы IX Международной науч.-практ. конф. молодых ученых. М.: МВШСЭН, 2010. С. 108-116.
22. Фуко М. Дискурс и истина / пер. с англ. А. М. Корбута. Минск: Пропилеи, 2006. 152 с.
23. Артеменко Н. А. Устная история и проблема доступа к травматическому опыту // Studia Culturae. 2019. Вып. 2 (40). С. 128-138. EDN: FPPKHI
24. Макадамс Д. П. Психология жизненных историй // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 3. С. 135-166. EDN: OKLEKC
25. Bruner J. Life as narrative // Social Research. 1987. Vol. 54. № 1. P. 11-32.
26. Гоффман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность (главы 3-6) / пер. с англ. М. С. Добряковой. URL: https://docs.google.com/documenkd/1CvpoXz3PJrd1ZZ7dSSaOqjhxcjx5GHbqQVlU7gDuXOw/edit?hl=ru&pli=1&tab=t.0.
27. Уайт М. Карты нарративной практики. Введение в нарративную терапию / пер. с англ. Д. Кутузовой. М.: Генезис, 2021. 329 с.
28. Бурдин М. Психиатрический диагноз как новая культура себя. 24.05.2025 // Insolarance Cult: проект о философии и культуре. URL: https://insolarance.com/diagnosis-culture/(дата обращения: 25.07.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается этическая проблема сепарации ученика от наставника, возникающая в процессе трансляции социокультурного опыта. Актуальность данного исследования заключается в том, что особенности наставнических отношений в контексте современной префигуративной культуры претерпевают изменения, так как традиционные механизмы передачи опыта утрачивают свою значимость. Особое внимание уделяется двум концепциям наставничества - стратегической и коммуникативной, - основанным на теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Показано, что эффективное наставничество в современных условиях возможно только при синтезе обоих подходов. Исследуются исторические и философские аспекты проблемы, включая анализ взглядов античных философов, христианских мыслителей и представителей современной философской мысли. Обосновывается необходимость реализации коммуникативного действия в наставнической деятельности для установления диалога между субъектами, способствующего смыслотворчеству и самостоятельной совместной деятельности.
В статье используются результаты ряда научных и философских исследований феномена лидерства последних лет, отмечены основные исторические вехи становления понятий «лидер» и «лидерство» в языке, массовом сознании и культуре современного социума. Рассмотрен также ряд вновь возникших положений, связанных с изменениями в сознании и восприятии этих понятий от начала XIX века до настоящего времени. Особое внимание уделено анализу опосредованного и вторичного влияния исторической изменчивости содержательной стороны этих понятий, а также манипулирования этими эффектами в современной политической сфере. По результатам исследования выделены и проанализированы социально-философские составляющие проблемы определения сложной интегративной системы лидерского управления для современного социума. В заключение отмечены социокультурные особенности исторического генезиса лидерства, следствием которых является выраженная культурно-историческая изменчивость и своеобразие складывающейся феноменологии лидерства, а также дан обзор изменяющихся в последние годы требований и норм к динамично развивающимся моделям социального лидерства принципиально нового типа.
Многие аспекты жизни и творчества художника остаются вне поля зрения исследователей. К числу таких элементов можно отнести окружающий творца природный ландшафт. Его избранность гением указывает на определенную значимость, что делает актуальным изучение взаимосвязи природного территориального комплекса как места жительства и художника. Цель статьи - проанализировать роль природного ландшафта в жизнедеятельности гения. Объектом исследования стала проблема влияния таосских гор на художника Н. И. Фешина. Методами научной работы избраны аналитический и герменевтический. В результате проработки вопроса выяснилось, что краткий период проживания в Таосе (1927-1933) стал для Николая Ивановича Фешина новым периодом творческого взлета. Выбор Таоса был неслучайным. Художник нашел в нем созвучное себе пространство, удовлетворяющее его физические и духовно-эстетические потребности. Особое впечатление на Николая Ивановича произвели таосские горы. Они выступили для мастера в качестве символа силы, устойчивости, величия. Своим названием - Кровь Христа - горы напоминали Николаю Ивановичу о православной вере и отце. Они олицетворяли внутреннее одиночество художника, тяжелый путь духовных исканий и достигнутые вершины в творчестве. Мастер восхищался их красотой в разное время суток/года. Немногочисленные горные пейзажи свидетельствуют о сакральности таосского пространства для Н. И. Фешина. Природные красоты Таоса с их переходами от гор к равнинам и разломам одновременно символизировали непростую и изменчивую судьбу художника. Поднятая проблема воздействия горных ландшафтов на творчество и их взаимосвязь с судьбой художника представляется довольно актуальной. Она позволяет переосмыслить творческие поиски гения, по-новому понять его творения и раскрыть особенности внутреннего мира.
В статье рассматривается взаимодействие человека и искусственного интеллекта в условиях цифровизации медиасреды, дается оценка качественных изменений медиатекстов, созданных в результате этого сотрудничества. Особый интерес представляет феномен соавторства, когда текст создается путем взаимодействия двух и более субъектов, один из которых искусственный интеллект.
Применение нейросетей в медиапрактике порождает и ряд вызовов в области права и этики. Важно понимать, как законы регулируют создание и использование контента, созданного с помощью искусственного интеллекта. Кто несет ответственность за ошибки или вред, причиненный таким контентом. Это может включать как юридическую, так и моральную ответственность. Нейросети часто используют большие объемы данных для обучения, что поднимает вопросы о приватности и защите данных. Важно учитывать, как данные собираются, хранятся и используются. Пользователи должны быть информированы о том, что контент создан с помощью искусственного интеллекта. Это важно для поддержания доверия и честности в отношениях между создателями контента и их аудиторией.
Проблемы генеалогии приобретают все большее значение в современных научных исследованиях. Они тесно связаны с эволюцией социально-гуманитарных наук, а также с уточнением представлений об идентичности России. Развиваемый подход сочетает в себе универсальность методологического подхода и уникальность конкретного исследования и является философским обобщением методологии традиционной генеалогии. С одной стороны, он расширяет возможности для исследования онтологических и эпистемологических проблем в социально-гуманитарных науках. С другой стороны, обеспечивает иллюстративный материал в самых разных сферах генеалогических исследований благодаря сочетанию различных взглядов на одни и те же проблемы. Подробности конкретного рода, отдельных его представителей, культурной и социальной среды, особенности эпохи выявляются с различных сторон, дополняя и углубляя друг друга. В качестве иллюстраций рассмотрены генеалогические древа Библии, династии императоров Древнего Рима вв., Война Алой и Белой розы, некоторые особенности генеалогических подходов в культуре тюркских народов. История России представлена через ее основные точки бифуркации. Использование онтологического генеалогического каркаса позволяет расширить генеалогический подход от родословия до диапазона, включающего, с одной стороны, историю отдельной личности, а с другой - эволюцию государственных образований. Подход привлекает в качестве сопроводительных методов для исследования различных генеалогических древ хорошо апробированные методы истории, историософии, социальной синергетики, научной биографии, литературоведения, герменевтики.
В статье рассматривается проблема неравенства в контексте концепции эмоционального труда и эмоциональной работы А. Хокшилд. Анализируется понятие эмоционального труда, основные его характеристики и существующие трактовки. Рассматривается потенциал концепции для анализа современной социальной структуры и социальной стратификации. Отмечается, что навыки управления эмоциями становятся важной частью профессиональных компетенций и материально вознаграждаются. Последовательно рассматриваются различные аспекты социального неравенства через призму концепции Хокшилд - глобальное неравенство, неравенство социальных ролей и иерархия позиции в сфере эмоционального труда, а также различные проявления гендерного неравенства.
Теория евразийства, возникшая в 1920-х годах среди русской эмиграции, подчеркивала уникальность Евразии как особой цивилизации. Евразийская система ценностей, в отличие от рационально-правовой системы западного мира, основана на принципе идеократии. Идеократия - это политическое выражение религиозного сознания. Власть должна отражать не столько мнение широкой общественности, сколько высшие истины, хранимые традицией. Для евразийцев идеократия невозможна без религии, но это не теократия, а синтез духовной традиции и политической системы.
В отличие от западного христианства (католицизма и протестантизма), православие воспринималось как более соборное и органичное для евразийской духовности. При этом евразийство признавало влияние других религий (ислама, буддизма, языческих верований) на формирование цивилизации. Евразийская модель предполагает «симфонию религий» под эгидой сильного государства. Религиозный фактор играет важную роль в евразийской концепции, поскольку евразийство рассматривает Россию (или Евразию) как уникальную цивилизацию, объединяющую элементы Востока и Запада, в том числе в духовной сфере.
В России сегодня теория евразийства интерпретируется как политический процесс противостояния атлантизму, культурно-экономическая интеграция постсоветских стран под эгидой Москвы. Казахстан, будучи инициатором ЕАЭС, полностью поддерживает евразийскую интеграцию, но как экономическую, а не идеологическую и геополитическую модель. В обеих странах современные ценностные установки населения полностью соответствуют светским нормам, но при этом ценность религии остается по-прежнему весомой для большинства населения этих стран, наследников великой евразийской цивилизации.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/