ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ БОГОСЛОВИЯ АРТЕМИЯ, ИГУМЕНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ (2024)

Артемий, богослов середины XVI века — видный представитель движения нестяжателей. Непродолжительное время в 1551 году он был игуменом Троице-Сергиева монастыря, впоследствии на Московском Соборе 1553–1554 гг. был лишён сана, осуждён как еретик и заточён в Соловецком монастыре. После 1554 года Артемий, сбежав из заключения, оказывается в Великом княжестве Литовском, где принимает активное участие в полемике православных с протестантами. На означенном Соборе в отношении Артемия были выдвинуты различные обвинения, и главное из них — причастность Артемия к ереси Матфея Семёновича Башкина. Среди иных обвинений значилось также и отрицание Артемием пользы от поминовения усопших. Если другие обвинения, как, например, неосуждение новгородско-московских еретиков, легкомысленное отношение к обрядности, равно как и причастность к ереси М. С. Башкина, были Артемием отвергнуты, то своё отношение к поминальной практике обвиняемый игумен отчасти признал.

Задача данной статьи заключается в анализе отношения Артемия к поминовению усопших. Мы покажем, что данный аспект богословия бывшего игумена напрямую связан с полемикой о монастырском землевладении, имевшей место в XVI веке в Московской Руси.

Тип: Статья
Автор (ы): Осипов Глеб Алексеевич
Ключевые фразы: Артемий, нестяжатели, Собор 1553–1554 годов, М. С. Башкин, практика по- миновения усопших, монастырское землевладение, преподобный Нил Сорский, преподобный Иосиф Волоцкий.

Идентификаторы и классификаторы

УДК
215. Религия и наука. Богословие и философия. Знание и вера. Разум и откровение. Противостояние церкови и науки
Текстовый фрагмент статьи