УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ "MANAGEMENT FOR DIGITAL TRANSFORMATION" (SPRINGER, 2024) (2024)
Активное протекание процессов цифровизации социально-экономических систем требуют видоизменения управленческой деятельности, чему должны способствовать соответствующие научные разработки. Данная статья представляет собой рецензию на монографию, посвященную особенностям менеджмента в условиях цифровой трансформации и подготовленную коллективом специалистов из нескольких стран. Работа включает 9 основных глав, рассматривающих самые различные аспекты проблемы и, в частности, контроль в условиях цифровизации, трансфер технологий, управление талантами, взаимодействие с клиентами, маркетинговые инструменты, электронную торговлю, функционирование виртуальных команд, межорганизационное сотрудничество, управление цифровыми отходами. В целом обнаруживается, что цифровизация как открывает новые перспективы для управленческой деятельности, так и создает существенные трудности, а ее эффекты неоднозначны и довольно часто могут быть негативными. Рассматриваемое исследовательское поле оказывается довольно слабо изученным, и монография весьма успешна в области постановки новых вопросов для последующего изучения. Рецензируемая работа демонстрирует мозаичность композиции, но при этом информативна и предлагает оригинальный взгляд на проблему. Она содержит большое число интересных концептуальных построений и богата фактическим материалом. Также издание отличается значительным числом терминов, а имеющийся предметный указатель способствует лучшей ориентации в последних. Стиль сугубо академический, но при этом потенциальная читательская аудитория видится довольно широкой. Несмотря на отдельные мелкие недостатки, монография, несомненно, представляет интерес для российских специалистов.
Идентификаторы и классификаторы
Пятая глава анализирует испанский опыт использования искусственного интеллекта в целях маркетинга. Установлено, что надлежащие технологии активно тестируются, однако используются с большой осторожностью и скорее во вспомогательных целях. Интересно, что искусственный интеллект применяется для стимулирования человеческой креативности, а не для замены ее. При этом пользователи выражают отчетливый скептицизм по поводу перспектив применения этих технологий. Шестая глава рассматривает некоторые вопросы электронной торговли, развитие которой значительно усилилось в ответ на глобальные вызовы начала 2020-х гг. Среди нерешенных вопросов, которые ставят авторы, следует отметить тот, что касается ожиданий клиентов от онлайн-взаимодействия с брендами. В седьмой главе анализируются виртуальные команды с акцентом на управлении соответствующими человеческими ресурсами. Авторы используют в качестве репрезентативного примера ИТ-микропредприятие (ИТ – информационные технологии), в котором заняты специалисты из 7 стран. Заслуживают внимания принятые в нем практики, а именно так называемые «дни саморазвития» (каждые полгода выделяются три дня на разработку собственных проектов), использование средств коммуникации для асинхронной работы, регулярные интервью для обратной связи и т.п.
Список литературы
-
Cloitre A., Paulino V.D.S., Theodoraki C. The quadruple/quintuple helix model in entrepreneurial ecosystems: an institutional perspective on the space case study. R & D Management. 2022;4(53):675-694. DOI: 10.1111/radm.12547 EDN: VQJROA
-
Hess T., Benlian A., Matt C., Wiesböck F. Options for formulating a digital transformation strategy. MIS Quarterly Executive. 2016;2(15):123-139.
-
Li M., Liu N., Kou Ai., Chen W. Customer concentration and digital transformation. International Review of Financial Analysis. 2023;89:102788. DOI: 10.1016/j.irfa.2023.102788 EDN: OPJVPQ
-
Lv X., Wu Z. The green effect of digital transformation: the impact of digital transformation in fiscal and taxation on regional green development. Economic Analysis and Policy. 2024;81:787-800. EDN: YOKVST
-
Machado C., Davim J.P. Management for digital transformation. Cham: Springer; 2024. 218 p.
-
Matt C., Hess T., Benlian A. Digital transformation strategies. Business & Information Systems Engineering. 2015;57:339-343. DOI: 10.1007/s12599-015-0401-5 EDN: TOVIKD
-
Müller S.D., Konzag H., Nielsen J.A., Sandholt H.B. Digital transformation leadership competencies: a contingency approach. International Journal of Information Management. 2024;75:102734. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2023.102734 EDN: DHFGFO
-
Qiao W., Ju Y., Dong P., Tiong R.L.K. How to realize value creation of digital transformation? A system dynamics model. Expert Systems with Applications. 2024;244:122667. DOI: 10.1016/j.eswa.2023.122667 EDN: MMTXFW
-
Verhoef P.C., Broekhuizen Th.L.J., Bart Ya., Bhattacharya A., Dong Q.J., Fabian N. et al. Digital transformation: a multidisciplinary reflection and research agenda. Journal of Business Research. 2021;122:889-901. DOI: 10.1016/j.jbus-res.2019.09.022 EDN: BUXXSM
-
Vial G. Understanding digital transformation: a review and a research agenda. The Journal of Strategic Information Systems. 2019;2(28):118-144. DOI: 10.1016/j.jsis.2019.01.003
-
Zhang K., Bu C. Top managers with information technology backgrounds and digital transformation: evidence from small and medium companies. Economic Modelling. 2024;132:106629. DOI: 10.1016/j.econmod.2023.106629 EDN: UYDCKY
Выпуск
Другие статьи выпуска
Развитие общества сопровождается ростом сложности объектов управления и механизмов управления. Для противодействия этому росту необходимо вводить новые модели и методы управления. К числу новых методов относится семасиологическое управление, которое использует модельный подход и принцип «от частного к общему». Оно заимствует идеи семасиологии из лингвистики и формирует управленческие решения на основе применения информационных управленческих единиц. Это усложняет предварительный процесс подготовки к управлению, однако дает преимущество в сопоставимости разных управленческих решений и технологий. Семасиологическое управление позволяет при реконфигурации управления не создавать заново управленческие модели, а модернизировать их путем замены управленческих информационных единиц или формирования новых комбинаций из этих единиц. Семасиологическое управление связано с ономасиологическим информационным моделированием и требует его применения. Также оно может быть использовано в автоматизированном управлении, интеллектуальном управлении и в управлении с применением цифровых двойников. Семасиологическое управление требует специальной организации и особой подготовки, например, специального языка управления. В исследовании предложен вариант семасиологического управления, основанный на применении теории информационных единиц.
В статье приведен анализ тенденций изменений в экономике России на основе макроэкономических показателей (валовый внутренний продукт на душу населения, уровень инфляции, уровень безработицы). Ключевыми факторами обозначены исторически низкий уровень безработицы (обусловленный демографическими тенденциями в обществе), а также возрастающее количество счетов физических лиц на Московской бирже. Данные факторы вынуждают российские предприятия и компании уходить от экстенсивного типа экономического роста и переходить к интенсивному типу. Целью исследования является выделение главных тенденций изменений в экономике (на основе анализа макроэкономических показателей) и возможных вариантов реакции на них для отечественных предприятий. В работе использовались всеобщие и общенаучные методы познания, такие как диалектический, аналитический, а также статистический методы. Представлен результат анализа макроэкономических показателей России, выведены базовые тенденции, способные оказать значительное влияние на стратегии развития предприятий. В качестве способов реакции на них предлагается использовать элементы ESG-подхода (англ. environmental, social, governance - природа, общество, управление) или процессно-потоковой модели. Обозначены основные задачи, стоящие при этом перед предприятиями, а также критерии для выбора направления совершенствования.
Данное исследование посвящено анализу адаптационного потенциала экономического роста России в условиях сокращения прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ). В свете сегодняшней геополитической обстановки, отмечающейся усилением торгового напряжения и протекционистских мер, понимание влияния ПИИ на валовой внутренний продукт (далее - ВВП) России становится критически важным для разработки политик и экономического планирования. В рамках исследования применяется метод моделирования векторной авторегрессии (далее - VAR) для анализа динамики ВВП России и притока ПИИ с учетом различных экономических и геополитических факторов. При этом используется обширный набор данных, охватывающий период с 1996 г. по 2021 г., который включает соответствующие макроэкономические показатели и геополитические события. Модель VAR позволяет изучать краткосрочные и долгосрочные взаимосвязи между переменными, отражая динамическое взаимодействие и эффекты обратной связи. Кроме того, анализ импульсного отклика используется для оценки величины и устойчивости экономического роста в условиях экономической нестабильности. Результаты исследования способствуют пониманию адаптационного потенциала экономического роста России в контексте ограничений ПИИ со стороны западных стран. Анализ дает представление о значимости притока ПИИ для ВВП России с учетом влияния различных экономических и геополитических факторов.
Принципы рационального производства и потребления - одна из ключевых тем «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.». Сегодня большинство государств мира реализуют различные инициативы, направленные на создание экономики замкнутого цикла, на рациональное использование природных ресурсов, на сохранение окружающей среды и природного биоразнообразия, на развитие рациональных способов производства, реализации и потребления продуктов питания. Количество пищевых отходов значительно увеличилось и стало глобальной проблемой на фоне растущего беспокойства по поводу голода в ряде стран. Совместное использование продуктов питания представляет собой решение проблемы при условии, что будет разработана соответствующая структура, которая будет направлять его применение. В качестве подходящей основы была названа экономика совместного потребления. В качестве объекта в данном исследовании была выбрана автономная некоммерческая организация «Фудшеринг». Ключевая цель исследования - оптимизировать ежедневную работу волонтера, координатора и в целом организации, занимающейся данной проблемой. Возможные параметры для анализа: объемы полученной продукции за период, источники полученной продукции, категории, к которым она относится (фрукты, хлебобулочные изделия, мясо и т.д.), география вывозов, количество задействованных волонтеров за период, количество финальных получателей за период.
Проблема доходного неравенства достаточно актуальна в научной литературе и обусловлена как стремлением населения к достижению приемлемого для конкретного общества уровня социальной справедливости, так и свойством, нередко приписываемым доходному неравенству, негативно влиять на развитие экономики и экономический рост. В данной статье проводится анализ причинно-следственных взаимосвязей между доходным неравенством в субъектах Российской Федерации (далее - РФ, Россия), измеряемым индексом Джини, а также уровнем валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения. Основным методом работы является метод исследования казуальности Грейнджера. Информационной базой исследования выступают данные Федеральной службы государственной статистики о социально-экономическом развитии регионов России. Проведены прямой и обратный тесты казуальности, и выявлено, что уровень ВРП на душу населения оказывает влияние на доходное неравенство, но не наоборот. При этом логарифм ВРП на душу населения имеет двустороннюю взаимосвязь с индексом Джини для регионов РФ. На основании полученных результатов сделаны выводы, что для эффективного управления проблемой регионального доходного неравенства целесообразно вместо прямых методов финансового регулирования использовать косвенные методы и воздействовать на доходное неравенство через показатели ВРП на душу населения в регионах России, создавая условия для роста уровня жизни и среднего дохода.
В процессе цифровизации экономики происходят экономические интеграции на микро-, мезо- и макроуровнях. Возникает потребность изменения модели развития промышленности с учетом происходящих изменений экономической структуры. В статье предложена авторская модель развития промышленности строительных материалов, отражающая новый подход к использованию ресурсов и формированию ресурсного потенциала совокупностью предприятий. Сделана попытка представить варианты повышения производственной мощности промышленных предприятий на основе разработанной шкалы, позволяющей определять необходимость резервирования производственной мощности при осуществлении деятельности предприятиями в единой экосистеме. Выявлены особенности разработанной модели и ее преимущества для промышленности строительных материалов и смежных отраслей, значение процессов взаимодействия при формировании экономических связей и результатов. Представленные результаты имеют прикладной характер, отражают специфику и направления развития экономики экосистем применительно к промышленной сфере, определяют роль промышленности строительных материалов в структурной перестройке экономики и ее назначение в воспроизводственном процессе. Поиск путей устойчивого развития промышленности определен исходя из представленной модели развития и возможностей, образуемых в результате появления нового варианта отраслевого взаимодействия субъектов хозяйствования. Отражена сущность воспроизводственных процессов в экосистеме с учетом функционального назначения хозяйствующих субъектов и особенностей воспроизводства основных фондов в промышленности.
Издательство
- Издательство
- Государственный университет управления
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Рязанский просп., 99, стр. 1
- Юр. адрес
- 109542, г Москва, р-н Выхино-Жулебино, Рязанский пр-кт, д 99
- ФИО
- Строев Владимир Витальевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- inf@guu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 3778914
- Сайт
- https://guu.ru