Архив статей журнала
Применение цифровых методов и цифровых технологий (далее – ЦТ) является характерным признаком развития современного общества. Существуют разные ЦТ: цифровой бизнес, цифровая железная дорога, цифровой менеджмент, цифровая съемка, цифровое моделирование, цифровое картографирование и др. Возникает необходимость их обобщения и систематизации. Отчасти это мотивируется некорректным обозначением некоторых цифровых процессов и технологий. В первую очередь необходимо дать анализ понятиям «цифровизация», «оцифровка» и «цифровая трансформация». Во многих публикациях в Российской Федерации и за рубежом их рассматривают как синонимические, близкие понятия. Однако между ними существует качественное различие. Общей категорией для перечисленных понятий являются ЦТ. Последние выступают ядром современного цифрового менеджмента. В данном исследовании показано, что содержательно оцифровка, цифровизация и цифровая трансформация являются основой цифрового бизнеса и цифрового менеджмента. Однако понятия «оцифровка» (англ. digitisaton), «цифровизация» (англ. digitalisation) и «цифровая трансформация» (англ. digital transformation) часто используются взаимозаменяемо. Это заблуждение характерно для некоторых отечественных работ, которые применяют робота-переводчика. Часто перевод терминов digitisation и digitalisation осуществляют одинаковым словом «цифровизация», что является лингвистической ошибкой. Выполнен сравнительный анализ этих понятий и технологий. Показано различие между ними. Проведено еще одно исследование ЦТ. Последние во многих случаях не отвечают требованиям обычного нормативно-правового регулирования и нуждаются в специальном регулировании в рамках цифрового права. Обычное нормативное регулирование не рассматривает понятия и сущности кибер-, интернет- и информационного пространства, а также других новых понятий. Эти новые сущности учитывает цифровое право. Цифровое право – новое направление, которое является обязательным при использовании ЦТ и цифрового менеджмента.
Современное развитие общества характеризуется тенденцией, которую называют цифровая трансформация. Это множественное явление касается разных отраслей и направлений от медицины до транспорта. Цифровая трансформация общества – это не просто новое направление. Она создает синергетический эффект развития в науке и технологиях и является синонимом термина «цифровизация». Цифровизация возникла как направление цифровой экономики и обобщение ряда цифровых технологий и существенно обогатилась с появлением Интернета вещей и спутниковых технологий. Она находится во взаимодействии с рядом цифровых технологий. Цифровая трансформация сопровождает развитие ряда отраслей, таких как управление, сельское хозяйство, транспорт, недвижимость, строительство, кадастр, добыча природных ресурсов. Одной из ее особенностей в управлении является то, что она привела к появлению новых феноменов, таких как цифровое управление и цифровое право. Несмотря на широкое применение цифровизации, часто не отмечают специфику и эволюцию термина «цифровой». Содержательно он возник в период Третьей информационной революции, формально – в период Четвертой. Появление «новой» экономики послужило основой для появления цифровой экономики. Несмотря на современный анализ, пока не дано ее точного определения. Выполнен анализ существующих трактовок к дефиниции этого понятия. Проведено сравнение развития цифровой трансформации в Российской Федерации и других странах. Дан критический анализ некоторых подходов к цифровой трансформации. Цифровое право и цифровое управление выходят за рамки существующих нормативных документов и используют специальные законодательство и нормативы. Эти новые направления требуют дальнейшего развития.
Важность молодежного предпринимательства в условиях цифровой трансформации делает актуальным изучение его развития. Настоящая статья представляет рецензию на новую книгу, посвященную вопросам стимулирования и поддержки молодых и начинающих предпринимателей в Южно-Африканской Республике. Книга отличается новизной взглядов и значительной информативностью. Она состоит из трех основных частей, которые включают 9 глав. Рассмотрены вопросы, связанные с концептуальным видением молодежного предпринимательства и масштабной инициативой, которая специально была разработана и затем апробирована в Южно-Африканской Республике для стимулирования соответствующей деятельности. Автором рецензируемой книги подчеркнуто большое значение, с одной стороны, университетской среды и сформированных в ней механизмов, а с другой – личностного развития предпринимателей. Даны рекомендации по поиску источников финансирования и работе с потенциальными потребителями инновационных продуктов и услуг. Книга написана доходчивым языком, который характерен скорее для учебной литературы, и хорошо иллюстрирована. Установлено, что в ней содержатся различные отсылки к цифровой трансформации, а управление рассмотрено применительно как к созданным предпринимателями фирмам, так и к системам стимулирования молодежного предпринимательства в целом. Книга содержит интересную (в том числе в педагогическом отношении) информацию, учитывать которую также будет полезно при налаживании сотрудничества между странами БРИКС.
Рассмотрены перспективы развития цифрового маркетинга и его роль в обеспечении устойчивости развития экономики. Исследованы современные тенденции и проблемы, с которыми сталкиваются маркетологи в условиях быстрого развития цифровых технологий. Цифровизация во всех областях народного хозяйства и любых направлениях человеческой деятельности набирает все большие темпы и становится неотъемлемой частью любой деятельности. Концепция устойчивого развития предполагает достижение баланса развития социально-экономической сферы, сохранения окружающей среды на базе технологического развития и рационализации потребления, в чем маркетинг играет немаловажную роль, и, следовательно, его развитию необходимо уделять больше внимания. Рассмотрены роль цифрового маркетинга и возможности ее повышения, а также пути преодоления проблем во внутренней и внешней экономической деятельности с помощью цифрового маркетинга. Целью настоящего исследования является определение основных трендов развития маркетинга в условиях цифровизации, которые позволят разрабатывать и подготавливать новые рынки и товары с использованием последних маркетинговых достижений в связи с работой на перспективу в рамках концепции устойчивого развития экономической, экологической и социальной сфер жизни. Изучены влияние цифровизации на стратегии маркетинга, изменения в потребительском поведении, а также проанализированы новые инструменты и платформы, которые используются для продвижения товаров и услуг. В каждой сфере деятельности имеются свои особенности внедрения цифровизации – не является исключением и маркетинговая деятельность, и ее развитие в плане внедрения цифровых технологий актуально.
Представлены исследования и обзорные статьи, опубликованные в период с 2014 г. по 2023 г., посвященные использованию облачных технологий и блокчейна для развития интеллектуального сельского хозяйства в Российской Федерации (далее – РФ, Россия), Китае и Белоруссии. Перечислены основные направления цифровизации современного сельского хозяйства. Проведено сравнение технического прогресса сельского хозяйства в РФ и соседних европейских странах (Польше и Латвии). Результаты опроса показывают, что в РФ передовые разработки учитывают почвенно-климатические и агротехнологические особенности территории, развиты поставщики облачных технологий и собственные центры обработки данных. Отмечено, что некоторые практические системы не унифицированы, вычислительные ресурсы географически распределены, а цифровыми платформами в РФ пользуются менее 8–10 % фермерских хозяйств. Описаны перспективные направления исследований современных технологий и их применения в сельском хозяйстве. Настоящее исследование посвящено информационным технологиям, применяемым в интеллектуальном сельском хозяйстве на основе облачных вычислений и блокчейна. Для интеллектуального сельского хозяйства характерны большие объемы данных. Передача и анализ данных в такой информационной системе основаны на облачных технологиях. Процессы агропроизводственного цикла связаны с другими звеньями цепочки создания стоимости в сложных высокоавтоматизированных производственных и логистических цепочках, охватывающих оптовые и розничные торговые компании, логистику, сельскохозяйственных производителей и их поставщиков. Такие цепочки могут снизить себестоимость и розничные цены на продукты питания, а также потребность в производственных и сбытовых мощностях. Цифровизация цепочек поставок и создания стоимости, развитие цифровых платформ, объединяющих участников агроэкосистемы, приводят к использованию блокчейна.
Проблематика цифрового управления обширна и зачастую рассматривается с общетеоретической точки зрения, что делает актуальным проявление хорошо систематизированных практических руководств. Настоящая статья представляет рецензию на свежую и при этом удачную работу, посвященную цифровому управлению. Книга состоит из двух вводных разделов и 12 глав, объединенных в три части. Вопросы, рассматриваемые в рецензируемой работе, касаются процессов цифровизации и их влияния на управленческую деятельность, коллективного интеллекта и возможностей его применения при осуществлении организационного менеджмента, а также искусственного интеллекта, его технологий и перспектив их использования в современном управлении. Настоятельно рекомендуется внедрение этих технологий в рамках пилотных проектов с тестированием их эффективности и последующей донастройкой. Автор книги не концентрируется на сугубо технологических аспектах, а, во-первых, показывает преемственность и взаимосвязь «классического» и цифрового управления и, во-вторых, акцентирует внимание на личности менеджера и новых вызовах для него в условиях цифровизации. Для книги характерна академическая, но при этом простая и хорошо структурированная подача сложного материала. Много конкретики, примеров, рекомендаций. Некоторые аспекты цифрового управления остались вне поля зрения автора, однако такая неполнота неизбежна. Книга может быть полезна специалистам, преподавателям и студентам университетов, а также собственно управленцам.
Цифровизация – один из «катализаторов» развития экономики в любом современном государстве. Соответственно, она имеет сильное влияние на международный финансовый рынок в целом. Страны, которые в числе первых начали проводить цифровую трансформацию в своей экономике, занимают лидирующие места по уровню социально-экономического развития. На данный момент мировая экономика находится в достаточно сложном положении, и лидирующие страны все еще ищут новые пути развития, которые смогут облегчить некоторые аспекты экономики. Необходимость быстрого внедрения и адаптации международного финансового рынка к цифровым технологиям и трансформация международных валютно-кредитных отношений – вот основные тенденции развития цифровизации международного финансового рынка в современных условиях. В связи с развитием цифровых технологий появляются новые участники финансового рынка, расширяется спектр оказываемых услуг, повышается качество получаемых результатов.
Активное протекание процессов цифровизации социально-экономических систем требуют видоизменения управленческой деятельности, чему должны способствовать соответствующие научные разработки. Данная статья представляет собой рецензию на монографию, посвященную особенностям менеджмента в условиях цифровой трансформации и подготовленную коллективом специалистов из нескольких стран. Работа включает 9 основных глав, рассматривающих самые различные аспекты проблемы и, в частности, контроль в условиях цифровизации, трансфер технологий, управление талантами, взаимодействие с клиентами, маркетинговые инструменты, электронную торговлю, функционирование виртуальных команд, межорганизационное сотрудничество, управление цифровыми отходами. В целом обнаруживается, что цифровизация как открывает новые перспективы для управленческой деятельности, так и создает существенные трудности, а ее эффекты неоднозначны и довольно часто могут быть негативными. Рассматриваемое исследовательское поле оказывается довольно слабо изученным, и монография весьма успешна в области постановки новых вопросов для последующего изучения. Рецензируемая работа демонстрирует мозаичность композиции, но при этом информативна и предлагает оригинальный взгляд на проблему. Она содержит большое число интересных концептуальных построений и богата фактическим материалом. Также издание отличается значительным числом терминов, а имеющийся предметный указатель способствует лучшей ориентации в последних. Стиль сугубо академический, но при этом потенциальная читательская аудитория видится довольно широкой. Несмотря на отдельные мелкие недостатки, монография, несомненно, представляет интерес для российских специалистов.