ПЛАНЫ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ: ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА - 2023 (2024)
Цель статьи - дать обзор лучшей муниципальной практики разработки и реализации планов действий по реализации стратегий социально-экономического развития. Метод - организация конкурса и анализ его материалов. Рассмотрены результаты конкурса муниципальных стратегий по теме «Лучший План действия по реализации стратегии», проведенного в 2023 г. в рамках Форума стратегов - 2023. Предложен набор пяти параметров для оценки планов действий (САИРА): согласованность, амбициозность, измеримость, результативность, актуальность. Проанализированы оценки экспертов, сделанные в рамках промежуточного отбора, и оценки членов жюри очного финала. Выявлена адекватность используемых схем балльной оценки. Охарактеризована практика победителей - Хохольского района Воронежской области, Сургутского района ХМАО, Иркутска. Выявлены сложности в использовании планов мероприятий: отбор целевых показателей, менее подверженных фальсификации («припискам»), и определение их значений; нехватка надежных источников данных; формирование содержания мероприятий, затрагивающих полномочия региональных и федеральных органов власти; трудоемкость мониторинга. Отмечено соблюдение главных принципов эффективного управления: мероприятия структурируются в соответствии со стратегией; планы разрабатываются вместе со стейкхолдерами; для каждого мероприятия определяются показатели реализации и ответственные исполнители, фиксируются субъект и порядок мониторинга. Планы мероприятий детализируются и встраиваются в систему документов планирования. В опыте Иркутска можно отметить полезные элементы: составление дорожных карт по реализации отдельных проектов, включенных в план мероприятий; совмещение социально-экономического и пространственного планирования путем разработки паспортов проектов по развитию городских подцентров; синхронизация проектов с муниципальными программами.
Идентификаторы и классификаторы
Сравнение результатов полуфинала и финала показывает, что очная презентация своих планов мероприятий привела к значительному изменению оценки. Фавориты полуфинала – МР Горный Улус и Сурский район – заняли места в верхней половине финальной таблицы, но итоговые лидеры – Хохольский и Задонский районы – в полуфинале получили невысокие оценки и могли бы вообще не попасть в финал, если бы не было принято решение увеличить число приглашенных в финал от 7 до 10. Это показывает высокую значимость очной презентации, когда на мнение членов жюри влияют и манера подачи, и облик докладчика. Любопытно, что представитель победителя И.Ю. Рязанцева оказалась в этой размерной группе уникальной по двум параметрам – единственная женщина и единственный заместитель, а не глава своего муниципального образования. Все остальные доклады делали мужчины-главы. Отдельный интерес и дополнительные комментарии от жюри получил городской округ Тында (Амурская область), именно он представил на конкурс документ в формате мастер-плана. Несмотря на специфичность данной заявки, она была допущена до конкурса и показала потенциал использования такого, более пространственно ориентированного инструмента в качестве эквивалента плана мероприятий.
Список литературы
-
Бухвальд Е. М., 2022. 20 лет Форуму по стратегическому планированию: реальные продвижения и вопросы без ответа // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. № 6. С. 7-28. DOI: 10.24412/2071-6435-2022-6-7-28 EDN: GLAWSL
-
Городской округ город Вологда. Пояснительная записка к заявке, 2023 // Официальный сайт XXI Общероссийского форума “Стратегическое планирование в регионах и городах России”. URL: https://forumstrategov.ru/UserFiles/Files/KMS-2023_%20Vologda_zapiska.pdf.
-
Грибкова Е. П., 2016. Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития наукограда РФ и Плана мероприятий по ее реализации // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. № 12 (94). С. 24. EDN: XUWQDF
-
Жихаревич Б. С., Прибышин Т. К., 2017. Опыт оценки качества стратегий муниципальных районов // Регион: экономика и социология. № 3 (95). С. 298-306. DOI: 10.15372/REG20170315
-
Изменения в целеполагании и содержании муниципальных стратегий и планов мероприятий по их реализации, 2023 // Официальный сайт Фонда “Институт экономики города” (ИЭГ). URL: https://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/strategii_-_tendencii_otchet.pdf.
-
Константинович Д. А., 2020. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития городского округа: место в системе муниципальных документов планирования, проблемы разработки и реализации // Академия педагогических идей “Новация”. № 12. С. 53-58. EDN: PNPMYT
-
Крыжановская О. А., 2022. Стратегический анализ: место и роль в разработке стратегии развития муниципального образования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. Т. 12, № 2. С. 74-87. DOI: 10.21869/2223-1552-2022-12-2-74-87 EDN: MUTNVO
-
Лапыгин Ю. Н., Тулинова Д. В., 2018. От стратегии муниципального образования к плану ее реализации // Муниципалитет: экономика и управление. № 2 (23). С. 36-42. EDN: XVIZGX
-
Муниципальное образование город Иркутск. Пояснительная записка к заявке, 2023 // Официальный сайт XXI Общероссийского форума “Стратегическое планирование в регионах и городах России”. URL: https://forumstrategov.ru/UserFiles/Files/KMS-2023_%20Irkutsk_zapiska.pdf.
-
Положение o IX конкурсе муниципальных стратегий 2023 "Лучший План действий по реализации стратегии", 2023 // Официальный сайт XXI Общероссийского форума "Стратегическое планирование в регионах и городах России". URL: https://forumstrategov.ru/UserFiles/Files/KMS-2023_Polozhenie(1).pdf.
-
Прибышин Т. К., Жихаревич Б. С., 2022. Обзор результатов конкурса стратегий арктических муниципальных образований 2021 // Региональная экономика. Юг России. Т. 10, № 1. С. 4-15. DOI: 10.15688/re.volsu.2022.1.1 EDN: UEXWLP
-
Сургутский муниципальный район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Пояснительная записка к заявке, 2023 // Официальный сайт XXI Общероссийского форума "Стратегическое планирование в регионах и городах России". URL: https://forumstrategov.ru/UserFiles/Files/KMS-2023_%20Surgutskii%20raion_zapiska.pdf.
-
Талипова Л. М., Чичан М. С., 2019. Стратегия социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года "Маршрут в благополучие" // Аллея науки. Т. 3, № 5 (32). С. 209-217. EDN: OFQEIL
-
Тузкова Д. К., 2021. Анализ реализаций стратегий развития наукоградов Российской Федерации // Самоуправление. № 5 (127). С. 424-428. EDN: FEFTPK
-
Хохольский муниципальный район Воронежской области. Пояснительная записка к заявке, 2023 // Официальный сайт XXI Общероссийского форума "Стратегическое планирование в регионах и городах России". URL: https://forumstrategov.ru/UserFiles/Files/KMS-2023_%20Khokholskii%20raion_zapiska.pdf.
-
Шпакова Р. Н., 2018. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития региона как документ стратегического планирования: проблемы регулирования и практики применения // Вестник Алтайской академии экономики и права. № 3. С. 92-97. EDN: YQDKNV
Выпуск
Другие статьи выпуска
В современных торговых предприятиях продуктивное использование информационных систем является необходимым инструментом для поддержания конкурентоспособности и осуществления эффективного управления. Наряду с традиционной автоматизацией бизнес-процессов актуальным является совершенствование существующих информационных систем предприятия, для которого необходимо принятие обоснованных, взвешенных оптимальных решений. При выборе информационных систем или программного обеспечения необходимо учитывать множественные факторы, критерии и альтернативы, которые оказывают влияние на эффективность и устойчивое развитие организации в целом. Компании торговой сферы часто сталкиваются с проблемой обособленности системы документооборота от единой информационной системы организации, что делает компанию уязвимой среди конкурентов. Для решения данной проблемы необходимо внедрение более современной и интегрированной системы документооборота. В данной статье проведен анализ программных продуктов и с помощью метода анализа иерархии сделан выбор подходящего программного обеспечения, согласно выдвинутым требованиям. Система построена на основе иерархической структуры, в которой определяются и сравниваются критерии и подкритерии выбора, а также устанавливаются и оцениваются альтернативы в соответствии с тенденциями рынка программного обеспечения. В качестве подтверждения предложенной концепции приводится ее применение на примере компании ООО «Тамерлан». Концепция является универсальной, так как она может быть практически реализована в любом бизнес-контексте, поскольку критерии и подкритерии охватывают большинство потребностей любой торговой организации. В этой связи ее можно рассматривать как целостный подход для поддержки принятия решения в процессе выбора программного продукта при управлении развитием информационной системы предприятия.
В связи с изменением геополитической обстановки в мире произошло нарушение и структурное изменение международных производственных цепочек и торгового сотрудничества государств, дистрибуции произведенной продукции, что влечет за собой необходимость модернизации подхода к осуществлению внешнеэкономической деятельности российскими предприятиями. Целью настоящего исследования стало усовершенствование модели внешнеэкономической деятельности организации, направленное на поддержание и обеспечение финансовой безопасности предприятия в современных геополитических условиях. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе внешнеэкономической деятельности ООО «ВГМЗ “Сарепта”», влияющие на обеспечение финансовой безопасности предприятия. При проведении исследования применены статистические методы обработки информации, экономический анализ, методы системного подхода, а также графический и табличный методы обработки и представления данных. Выявлены недостатки действующей модели внешнеэкономической деятельности конкретного предприятия, предложены меры по усовершенствованию данной модели и созданию методики построения экспортного цикла предприятия. Особенностью авторской методики является наличие следующих этапов ее осуществления: исследование приоритетного рынка сбыта, оценка логистики и дистрибуции, анализ правовой базы потенциальных контрагентов, разработка бизнес-модели присутствия на рынке, заключение внешнеторгового контракта и маркетинговая поддержка экспорта. Данная методика представлена на примере взаимодействия предприятия с контрагентами из КНР. Результаты исследования по усовершенствованной методике осуществления экспортных операций предприятия могут применяться в практической деятельности как исследуемого предприятия, так и других предприятий АПК России, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Разработка и внедрение методики построения экспортного цикла предприятия минимизирует риски, связанные с осуществлением процесса поставок и реализации экспортируемой продукции.
В статье рассмотрено влияние региональных особенностей на определение эффективных каналов сбыта в оптовой торговле малого бизнеса в условиях цифровизации и трансформации логистических сервисов. Обозначены основные функции оптовой торговли малого предпринимательства в современных условиях. Определены факторы, обеспечивающие конкурентоспособность оптовых торговых компаний малого бизнеса в условиях цифровой экспансии и трансформации логистических цепочек. Выявлены региональные аспекты, требующие учета при организации покрытия спроса на потребительском рынке товаров для профессионального использования. Целью исследования является разработка пула критериев региональной специфики территорий реализации товара, влияющего на выбор моделей товародвижения. В процессе исследования автор составил список критериев, в который вошли: социально-экономические показатели региона реализации товара; уровень развития логистики региона: транспортная инфраструктура, логистические сервисы; близость региона к территории прохождения международных транспортных коридоров; уровень цифровой зрелости малого предпринимательства; природная специфика; специфика погодных условий; стоимость аренды коммерческой недвижимости и уровень заработной платы в регионе; национальные особенности региона и вероисповедание его населения; менталитет бизнес-сообщества региона; часовой пояс и часовые предпочтения; государственная поддержка; наличие квалифицированных кадров; устойчивость региона к кризисам различного происхождения. Проведен подробный анализ по двум критериям: национальные особенности и особенности вероисповедания в Республике Дагестан и Чеченской Республике; влияние международного транспортного коридора «Север - Юг» на развитие оптовой торговли юга России. Результаты исследования были апробированы на практике и имеют положительный отзыв от оптовой торговой компании ООО «Джи Эм Система».
В статье исследованы условия развития судоремонтных предприятий на современном этапе. Актуальность и новизна работы состоит в том, что определены ключевые факторы, отрицательно влияющие на отечественную судоремонтную отрасль, а также проблемы и новые векторы ведения бизнеса, учитывающие отраслевые особенности. Для проведения исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза информации, применялись методы кабинетного и полевого исследований (глубинное интервью экспертов), графический метод представления материала. Проведен детальный анализ стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 г., что позволило установить мероприятия по решению задач в области судоремонта с учетом требований современной экономики. Выявлено, что, во-первых, судоремонтные предприятия находятся под непосредственным влиянием морской транспортной отрасли, для успешного развития которой сегодня характерна цифровая трансформация. Во-вторых, их деятельность оказывает негативное влияние на окружающую среду, поэтому в своем развитии они должны опираться на принципы «зеленой» и циркулярной экономики. В-третьих, результаты экспертного опроса показали необходимость развития партнерских отношений с клиентами в контексте клиентоцентричности, что требует формирования маркетинговых компетенций персонала судоремонтного предприятия. С целью более полного удовлетворения предпочтений клиентов, в статье рекомендуется формирование цифровой экосистемы, в состав которой должны быть включены не только продавцы и покупатели судоремонтных услуг. В качестве неосновных участников следует рассматривать поставщиков запасных частей, судостроительные верфи и другие предприятия, что позволит создать дополнительную ценность предлагаемых услуг.
Объектом проведенного исследования является рынок макаронных изделий Республики Крым, предметом - стратегические предпосылки и тенденции, обусловливающие формирование его самообеспеченности в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым. Гипотеза исследования связана с обоснованием перспективности расширения на крымском продовольственном рынке сегмента макаронных изделий региональных торговых марок. Изучена целесообразность формирования и перспективы развития производства макаронных изделий в рамках крымского Агропромышленного биотехнологического кластера. Исследована конъюнктура крымского рынка макаронных изделий. Установлена ориентация республиканского рынка на привозную продукцию. Рассмотрено влияние внешних и внутренних факторов на развитие отрасли. Проведена балльная оценка влияния внешних факторов на развитие исследуемого рынка, определены сильные и слабые стороны отрасли. Отмечена недостаточная инвестиционная привлекательность региона, отсутствие субсидий для поддержки местных производителей, устаревание материально-технической базы производственных предприятий, обоснована низкая цена крымской продукции. Выявлены угрозы, к числу которых отнесена конкуренция. Предложены мероприятия по нивелированию негативного воздействия и обеспечению развития по положительному сценарию. Возможность развития отрасли связана с растущим потребительским спросом и сокращением импорта. Установлены причины стагнации крымских производств. Выделена роль инвестиционных проектов. Поступательное развитие отрасли предусматривает обновление, специализацию и дифференциацию производимого предприятиями ассортимента. Совершенствование технических возможностей предприятий осуществимо при внедрении в агропромышленный комплекс региона механизма технологических платформ. Обоснованы перспективы развития макаронной отрасли в Республике Крым при создании макаронного комплекса в структуре Агротехнологического парка.
Сельские территории играют важную роль в обеспечении стратегического развития России. С одной стороны, они выступают пространственной основой для развития сельского хозяйства, с другой - способствуют сохранению местного менталитета, природных зон и условий для жизни людей. Актуальность данной проблематики исследования обусловлена наличием ряда социально-экономических проблем, характерных для сельских территорий и влияющих на качество жизни сельского населения. Эффективность государственных программ развития села во многом зависит от полноты, достоверности и качества информации, которая является основой для их разработки. Целью исследования выступает разработка и апробация на примере Ставропольского края подхода к оценке потенциала развития сельских территорий. Подход основан на понимании сельской территории как сложной природно-социально-экономической системы, что легло в основу структурирования данных для расчета интегрального показателя потенциала. Проведенная оценка позволяет сопоставлять муниципальные образования региона, сравнивать сельские территории между собой. При этом сравнение может проводиться как в разрезе возможностей и ограничений развития, так и по подсистемам сельских территорий: экономической, социальной, природной. На основе результатов интегральной оценки потенциала развития сельских территорий Ставропольского края был сформирован рейтинг округов, который позволил выделить лидеров по уровню развития сельских территорий и отстающие округа. Полученные данные могут быть использованы при разработке дифференцированных программ развития сельских территорий, включающих адресные меры поддержки для слаборазвитых муниципальных образований и стимулирующие программы для сельских территорий с высоким уровнем развития. Подобные исследования могут служить отправной точкой для дальнейших изысканий в области оценки потенциала развития сельских территорий.
В настоящее время растет количество организаций в России, последовательно внедряющих систему корпоративных стандартов для повышения уровня доверия заинтересованных в компании лиц посредством повышения эффективности процесса формирования, развития и увеличения репутационного капитала компании. Цель статьи - предложить рекомендации по определению деловой репутации компании. Использованы методы: графический, табличный, экономико-аналитический. Проанализированы экономическая категория «репутационного капитала», ее влияние на деятельность предприятия, виды, характерные черты. Выявлена необходимость управления «репутационным капиталом» компании с целью повышения привлекательности для стейкхолдеров всех уровней. Предложены методы оценки репутационного капитала компании. Сделан вывод, что репутация - это разноплановый комплекс оценочных представлений целевых аудиторий о компании, а репутационный менеджмент - это стратегическое влияние всех заинтересованных лиц на базе характеристики субъектов репутации с помощью инструментов репутационного менеджмента для корректировки репутационных характеристик в желаемом направлении и достижения нового качества репутации организации, в том числе для практического применения - определение групп преимуществ деловой репутации, относящихся к разным областям знаний о ней, могут значительно влиять на поведении покупателей с точки зрения улучшения их мнения о компании и о ее продукте. Определение рейтинга репутации помогает выявлять любые потенциальные факторы риска, чтобы знать, насколько компания защищена от кризиса или близка к нему.
В статье представлены результаты сравнительного анализа современных зарубежных подходов к пониманию конкурентоспособности промышленного предприятия и основных инструментов формирования конкурентных преимуществ. Целью исследования является идентификация основных подходов к понятиям конкурентоспособности предприятий, конкурентных преимуществ, способов и инструментов конкурентной борьбы на региональных и мировых рынках, имеющихся в зарубежной литературе, и их структурирование по направлениям анализа. На основе применения методов библиографического исторического анализа и компаративистики выделены четыре базовые направления зарубежных исследований в области конкурентоспособности. Обобщены имеющиеся в зарубежных источниках результаты анализа различий в стратегиях ведущих фирм по отношению к базовой конкурентной динамике. Выделены способы достижения компаниями новых лидирующих позиций в отраслевом контексте. Определены направления и возможности интеграции предприятий - лидеров отрасли с другими компаниями. Приведен перечень ключевых направлений в рамках анализа внутренних факторов развития жизненного цикла отрасли и ведущих компаний - лидеров отрасли. Выделены результаты исследований конкурентоспособности на основе анализа разрыва между ресурсами, необходимыми для входа на рынок, и ресурсами, определяющими лидерство в отрасли. Обозначена роль технологических инноваций, различных технологических возможностей, открывающих окна для входа новых фирм на рынок и в отрасль и обеспечивающих внедрение новых продуктов. Приведены основания для развития конкурентных преимуществ с помощью обучения или приобретения сотрудниками предприятия новых знаний. Показана значимость применения стратегий сетевого взаимодействия с точки зрения их влияния на повышение уровня обучения и объема знаний на предприятиях, а также на возможности привлечения более широкого спектра и объема ресурсов для обеспечения конкурентных преимуществ предприятия.
В современном мире все более явно проявляется понимание того, что одним из важнейших факторов успешной конкурентной борьбы становятся человеческие ресурсы, а построение адекватного требованиям времени механизма управления человеческими ресурсами позволяет максимально полно задействовать данный фактор конкурентоспособности предприятия. На основе факторного и структурно-логического анализа выделен комплекс целей управления человеческими ресурсами и соответствующих им объектов управления. Предложен авторский подход к построению комплекса подсистем механизма управления человеческими ресурсами. В качестве базового критерия выделения подсистем управления использован многофакторный подход к пониманию места и роли человеческих ресурсов в экономике и обществе. Предложено поэлементное наполнение трех основных подсистем механизма управления человеческими ресурсами, отражена их взаимосвязь между собой, а также их взаимодействие с основными подсистемами кадровой политики, представляющей собой особую форму реализации механизма управления человеческими ресурсами. Дано понятие «единого кадрового цикла», раскрыта его роль в кадровой политике и механизме управления человеческими ресурсами в целом. Отмечена важность таких инструментов управления человеческими ресурсами, как управление профессиональным ростом и профессиональным развитием работников, которые одновременно являются и наиболее сильными мотивами к саморазвитию персонала предприятий и организаций. Отмечена важность мотивационных аспектов и необходимость уделения дополнительного внимания методам нематериальной мотивации в управлении человеческими ресурсами. Показано значение кадрового резерва для успешного управления человеческими ресурсами, выделены основные недостатки в его формировании. Сделаны выводы о необходимости адаптации существующих на предприятиях и в организациях механизмов управления человеческими ресурсами к современным условиям ведения бизнеса и хозяйствования.
В статье даны определения понятиям «искусственный интеллект» и «технологии искусственного интеллекта», описано состояние и перспективы применения искусственного интеллекта в Российской Федерации в целом и в Волгоградской области в частности. Перспективы на федеральном уровне представлены отдельно для генеративного и традиционного искусственного интеллекта. Выделены потенциальные меры и перспективные шаги для развития технологий искусственного интеллекта на территории страны и ее регионов. Проведен анализ созданных на территории Российской Федерации условий для внедрения технологий искусственного интеллекта, нормативно-правовой и иной документации в области искусственного интеллекта федерального и регионального уровней. Выделены технологии искусственного интеллекта, применяемые на территории Российской Федерации в государственном, финансовом и коммерческом секторах экономики, а также описаны эффекты от внедрения представленных технологий. Статья включает в себя анализ результатов крупных исследований, таких как «Мониторинг и оценка разработки и использования искусственного интеллекта в экономике, социальной сфере и государственном управлении Российской Федерации», а также «Мониторинг развития и распространения ИИ», представлены способы приобретения продуктов на основе искусственного интеллекта и основные направления внедрения технологий искусственного интеллекта в Российской Федерации. В статье представлены ключевые барьеры (сложности и риски) внедрения технологий искусственного интеллекта для государственных и коммерческих структур, разработаны схемы перспектив использования искусственного интеллекта как на региональном, так и на федеральном уровне с учетом выявленных сложностей и возможных рисков.
Статья содержит анализ результатов научных исследований приграничного взаимодействия, выполненных отечественными авторами за последние 26 лет, вследствие чего выявлен широкий спектр направлений исследований, затрагивающих различные аспекты экономических, социальных, политических, культурных и иных связей между приграничными регионами. Актуальность научных исследований в сфере приграничного сотрудничества и экономической интеграции приграничных регионов обусловлена их высокой экономической и социальной значимостью как пространства соприкосновения различных государств и рынков. Выявлено, что межрегиональные приграничные социально-экономические отношения, а также процесс экономической интеграции продолжают оставаться недостаточно исследованными, а система показателей, позволяющая дать комплексную оценку межрегиональных приграничных хозяйственных взаимодействий, до сих пор не разработана. Установлено, что снижение барьерной функции границ и экономическая интеграция двух приграничных регионов могут происходить при условии устойчивого внутрисистемного равновесного, сложноструктурированного, встречного движения факторов производства со стороны каждой приграничной хозяйственной системы по «каналам интеграции», в результате функционирования которых происходит развитие экономического потенциала приграничных регионов, изменение экономической активности и качества жизни на их территории. В статье предложена структура экономического потенциала, экономической активности и качества жизни приграничных регионов с учетом шести действующих факторов производства: человеческого, природно-ресурсного, технико-технологического, институционального, организационного, информационного. Исследование процесса вовлеченности регионов в приграничные интеграционные процессы предлагается выполнять на основе предварительной оценки их экономического потенциала, экономической активности и качества жизни, а также в координатах конкурентоспособности, устойчивости и безопасности (КУБ) развития регионов, в связи с чем предложена система индикаторов КУБ-развития приграничной экономической интеграции.
Прошедший в Санкт-Петербурге Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: приземляя стратегии, укрепляя сотрудничество» (30-31 октября 2023 г.), а за ним и VII Общероссийский форум стратегического развития «Города России: новые рубежи» (16-17 ноября 2023 г.) в Екатеринбурге подтвердили, что в настоящее время развитие городских агломераций рассматривается как одно из стратегических направлений пространственного развития страны и что феномен агломерации - реальность современного мирового и отечественного развития. Генеральной линией обоих форумов, по сути, стала тема развития агломераций на основе долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций (ДПР городских агломераций) на основе утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации 26 сентября 2023 г. Методических рекомендаций об их разработке, которые содержат подробное описание этапов разработки данного документа, при этом источники финансирования мероприятий ДПР городских агломераций обозначены не столь четко. Вместе с тем есть примеры выделения средств из федерального бюджета на условиях софинансирования из региональных бюджетов на реализацию мероприятий, как минимум, пяти мастер-планов пространственного и социально-экономического развития до 2030 г.: Южно-Сахалинской, Улан-Удинской, Северобайкальской, Читинской и Тындинской городских агломераций, правила разработки которых отсутствуют, как и нормативный статус этих документов территориального планирования. В 2020-2021 гг. Правительство РФ утвердило перечень сельских агломераций, а с 2023 г. началась реализация инициативы по развитию опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий, которые вместе образуют сельские агломерации; всего будут разработаны планы поддержания 1,8 тыс. агломераций, рассчитанные до 2030 г., что должно комплексно решить вопросы улучшения качества жизни населения и положительно сказаться на снижении темпов миграции в крупные города. Авторы считают, что необходим единый документ территориального планирования агломерации и в настоящей статье обосновывают свою точку зрения.
В статье проанализированы редакции Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области (далее - Стратегия) до 2030 года. Актуальность и новизна исследования связана с анализом корректировок Стратегии в редакции 2023 г. по сравнению с редакцией 2021 г., а также определением явных и опосредованных взаимосвязей между ее ключевыми показателями. Методология исследования основана на кейнсианской и неоклассической теориях. Методические инструменты - сравнительный и корреляционный анализ, формирование когнитивной карты. Были проанализированы ключевые показатели Стратегии - ВРП, индекс физического объема инвестиций в основной капитал, инвестиции в основной капитал, численность занятых, уровень безработицы, индекс потребительских цен, реальная заработная плата работников организаций, индекс физического объема оборота розничной торговли, оборот розничной торговли, номинальная начисленная заработная плата, коэффициент демографической нагрузки (на 1 000 лиц трудоспособного возраста), а также показатели регионального развития, присутствующие в обеих редакциях. Выявлены следующие корректировки Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области в 2023 г.: 1) качественные в связи с совершенствованием нормативной базы; 2) количественные из-за замены ранее указанных плановых значений на фактически достигнутые величины. Была выполнена большая часть плановых показателей. Сделан вывод о позитивных в целом региональных изменениях. Для выяснения причин неравномерности выполнения показателей сформирована когнитивная карта Стратегии, дающая характеристики взаимосвязей между показателями. На основе корреляционного анализа интегральной характеристикой экономического развития является ВРП, социального - коэффициент демографической нагрузки. Основная часть взаимосвязей между ключевыми показателями соответствует положениям экономической теории. Выделены показатели, по которым стандартная связь отсутствует. Этот феномен объяснен авторами эффектом цифровой экономики. В статье предложены мероприятия по дальнейшим корректировкам и учету взаимосвязей между показателями Стратегии.
Актуальность исследования определена тем, что несмотря на использование широкого спектра инструментов региональной политики, нацеленных на оказание позитивного воздействия на социально-экономическое развитие конкретных территорий, до сих пор не удалось обеспечить устойчивое сокращение дифференциации в уровнях экономического и социального развития российских регионов. Целью исследования является обоснование состава инструментов, которые должны быть положены в основу региональной политики в отношении старопромышленных регионов России на различных уровнях ее реализации. В исследовании использован авторский подход к изучению старопромышленных регионов - территорий, отличительными признаками которых являются: преобладание в структуре региональной экономики специализированных отраслей «уходящих» технологических укладов; наличие противоречия между «традиционной» индустриальной специализацией территории и требованиями утверждающегося технологического уклада; сложность адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Показано, что в составе инструментов региональной политики могут быть выделены инструменты общего воздействия, которые используются в отношении всех российских регионов, и адресные инструменты, которые задействуются в рамках конкретного направления региональной политики и имеют целевую установку на решение проблем регионов старопромышленного типа. Достижение амбициозных целей, провозглашенных в стратегиях социально-экономического развития старопромышленных регионов, будет способствовать сокращению числа регионов данного типа, что может быть определено как положительное изменение, при этом отраслевой фактор будет выступать более значимым, чем исторический. Сделано заключение, что по мере продвижения по «вертикали» государственного управления должна усиливаться роль адресных инструментов, учитывающих специфику старопромышленных территорий, что должно находить отражение в документах стратегического планирования субъектов Федерации и проводимой ими региональной политике.
В статье рассматриваются основные подходы к развитию городов (в частности, городской среды), а также элементы межрегионального сотрудничества. Отмечается текущее состояние уровня взаимодействия крупных компаний и государства в рамках решения вопроса создания инфраструктуры в городах. Приводятся примеры такого взаимодействия государства и бизнеса по реализации комплекса мероприятий по развитию городской инфраструктуры. Указывается на наличие определенной взаимосвязи между развитием городской среды и привлечением человеческого капитала. Приводятся примеры заинтересованности федеральных, региональных органов власти и бизнеса в реализации мероприятий (отдельных программ), которые нацелены на развитие человеческого капитала. Одновременно с этим в контексте вопросов пространственного развития рассматривается вопрос возможностей и перспектив межрегионального и межмуниципального сотрудничества. Отмечается важность реализации крупных межрегиональных проектов, поскольку они оказывают существенный эффект на экономику территорий. Основная цель статьи - обозначить ключевые аспекты, связанные с текущими вопросами улучшения городской среды с участием крупного бизнеса, а также необходимость расширения возможностей реализации межрегиональной кооперации органов государственной и муниципальной власти. Таким образом, в основе закладывается синергетический подход к развитию города, который заключается в обеспечении сбалансированного межсекторного взаимодействия заинтересованных сторон как через развитие городской среды, так и через реализацию межрегиональных и межмуниципальных проектов. По итогам предлагается расширить полномочия органов государственной и муниципальной власти в вопросах реализации инвестиционных проектов, а также включить крупные компании, которые занимаются созданием городской инфраструктуры, в систему управления городским хозяйством.
Развитие городов России в постсоветский период характеризовалось отсутствием государственной городской политики, как в силу отсутствия постоянной региональной политики в целом, так и ввиду узости городской информационной базы. Как следствие, политика в отношении городов носила ситуативный (реактивный) характер и была адресована ареалам неблагополучия. Современные проактивные меры пространственного развития (ТОР, ОЭЗ, СПВ), в свою очередь, ориентированы преимущественно на региональные приоритеты. В результате крупнейшие города (за исключением столичных) не являются объектами системной политики, которая направлена на ареалы неблагополучия, «точки роста» или городские агломерации. Отсутствие целостной городской политики ограничивает перспективы крупнейших центров, которые нуждаются в адаптации мер регулирования, в том числе в силу значимо различных трендов динамики. Ситуация дополняется ориентацией исследований городов (и форматов индексов их развития) на охват максимального их числа, что также не позволяет судить об особых процессах в рамках отдельных классов городов. В этой связи целью работы стал сравнительный анализ 14 городов-миллионников РФ (городских округов) методом расчета демографических и душевых социально-экономических индикаторов, в том числе в динамике за 2019-2022 гг. (в сумме использовано 10 индикаторов). Общим результатом работы стали типология и ранжирование городов-миллионников, выявление их актуального положения и трендов ключевых компонент их развития. Теоретическим результатом стало обоснование необходимости обособленного исследования отдельных классов городов, практическим результатом - выявление уровня дифференциации миллионников по ключевым параметрам, установление лидирующей и отстающей групп городов как ориентира для перспективной городской политики.
Проанализированы результаты экспертного опроса о критериях качества стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Опрос проведен в рамках подготовки и проведения экспертной дискуссии «Возможен ли рейтинг региональных стратегий?», организованной на Форуме стратегов 2023. В опросе участвовали 25 профессионалов, вовлеченных в стратегическое планирование регионов и городов. По итогам опроса первую десятку важнейших качеств региональной стратегии составили: качество стратегического анализа; адекватность - соответствие специфике региона; реалистичность в учете ресурсных ограничений и объективных процессов; соответствие национальным целям, указам Президента, федеральным документам; системность / методичность / стройность логики; четкость приоритетов; готовность к реализации (проработанность инструментов реализации); корректность набора целевых показателей и их значений; амбициозность, масштабность целей и проектов; учет рисков, мер повышения шокоустойчивости. Систематизированы мнения экспертов о возможности и целесообразности рейтингования стратегий, разделившиеся на четыре группы: а) рейтинговать и сравнивать можно и полезно, если четко сформулированы цели и правила; б) сравнивать можно, рейтинговать нельзя; в) рейтинговать можно по результатам реализации; г) сравнение и рейтингование невозможны или бесполезны. Выявлены сложности рейтингования текстов и предпочтительность сравнения и оценки стратегий в рамках ежегодных конкурсов. Предложена схема организации ежегодного конкурса региональных стратегий, включающая следующие этапы: отбор экспертов; стартовый семинар экспертов, по итогам которого фиксируется набор параметров и критерии балльной оценки каждого параметра; независимое оценивание; совещание экспертов для выявления и обсуждения причин сильных расхождений в оценках; публичный онлайн-семинар с представлением результатов.
В статье отмечается, что принятая в 2019 г. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (СПР-2019) стала одним из первых системных документов стратегического планирования в стране, разработанных и одобренных после принятия Федерального закона № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ФЗ № 172). За последние годы и сама СПР-2019, и ход ее практической реализации стали объектом значительного числа жестких критических оценок. Дело дошло до сомнений в том, что дальнейшую работу с этим документом вообще стоит продолжать (хотя формально он указан в ФЗ № 172 в числе обязательных федеральных документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу). Предстоящее серьезное обновление СПР-2019 ставит перед научно-экспертным сообществом целый ряд задач, имеющих как теоретико-методологическое, так и чисто практическое значение. Прежде всего, предстоит утвердить мнение, что практику пространственного стратегирования, несомненно, необходимо продолжать, поскольку она выступает важной составляющей целостной системы стратегического управления на всех уровнях публичной власти. Предстоит сформировать методологические основы разработки СПР в отсутствие «базовой» стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, хотя формально такой вариант действий противоречит всей логике стратегического планирования. Важно определить то, как практика пространственного стратегирования «вписывается» в вертикаль стратегического планирования. Очень значимо сконструировать программно-проектную «развертку» СПР и на этой основе определить ее экономическую основу, а также четко обозначить все целевые параметры этого документа стратегического планирования. В статье делается попытка наметить пути решения этих важных задач.
Издательство
- Издательство
- ВолГУ
- Регион
- Россия, Волгоград
- Почтовый адрес
- 400062, Волгоградская область, г. Волгоград, просп. Университетский, д.100
- Юр. адрес
- 400062, Волгоградская область, г. Волгоград, просп. Университетский, д.100
- ФИО
- Калинина Алла Эдуардовна (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@volsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (844) 2460279
- Сайт
- https:/www.volsu.ru/