РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. ЮГ РОССИИ
Архив статей журнала
Сельские территории играют важную роль в обеспечении стратегического развития России. С одной стороны, они выступают пространственной основой для развития сельского хозяйства, с другой - способствуют сохранению местного менталитета, природных зон и условий для жизни людей. Актуальность данной проблематики исследования обусловлена наличием ряда социально-экономических проблем, характерных для сельских территорий и влияющих на качество жизни сельского населения. Эффективность государственных программ развития села во многом зависит от полноты, достоверности и качества информации, которая является основой для их разработки. Целью исследования выступает разработка и апробация на примере Ставропольского края подхода к оценке потенциала развития сельских территорий. Подход основан на понимании сельской территории как сложной природно-социально-экономической системы, что легло в основу структурирования данных для расчета интегрального показателя потенциала. Проведенная оценка позволяет сопоставлять муниципальные образования региона, сравнивать сельские территории между собой. При этом сравнение может проводиться как в разрезе возможностей и ограничений развития, так и по подсистемам сельских территорий: экономической, социальной, природной. На основе результатов интегральной оценки потенциала развития сельских территорий Ставропольского края был сформирован рейтинг округов, который позволил выделить лидеров по уровню развития сельских территорий и отстающие округа. Полученные данные могут быть использованы при разработке дифференцированных программ развития сельских территорий, включающих адресные меры поддержки для слаборазвитых муниципальных образований и стимулирующие программы для сельских территорий с высоким уровнем развития. Подобные исследования могут служить отправной точкой для дальнейших изысканий в области оценки потенциала развития сельских территорий.
Цель статьи - дать обзор лучшей муниципальной практики разработки и реализации планов действий по реализации стратегий социально-экономического развития. Метод - организация конкурса и анализ его материалов. Рассмотрены результаты конкурса муниципальных стратегий по теме «Лучший План действия по реализации стратегии», проведенного в 2023 г. в рамках Форума стратегов - 2023. Предложен набор пяти параметров для оценки планов действий (САИРА): согласованность, амбициозность, измеримость, результативность, актуальность. Проанализированы оценки экспертов, сделанные в рамках промежуточного отбора, и оценки членов жюри очного финала. Выявлена адекватность используемых схем балльной оценки. Охарактеризована практика победителей - Хохольского района Воронежской области, Сургутского района ХМАО, Иркутска. Выявлены сложности в использовании планов мероприятий: отбор целевых показателей, менее подверженных фальсификации («припискам»), и определение их значений; нехватка надежных источников данных; формирование содержания мероприятий, затрагивающих полномочия региональных и федеральных органов власти; трудоемкость мониторинга. Отмечено соблюдение главных принципов эффективного управления: мероприятия структурируются в соответствии со стратегией; планы разрабатываются вместе со стейкхолдерами; для каждого мероприятия определяются показатели реализации и ответственные исполнители, фиксируются субъект и порядок мониторинга. Планы мероприятий детализируются и встраиваются в систему документов планирования. В опыте Иркутска можно отметить полезные элементы: составление дорожных карт по реализации отдельных проектов, включенных в план мероприятий; совмещение социально-экономического и пространственного планирования путем разработки паспортов проектов по развитию городских подцентров; синхронизация проектов с муниципальными программами.
Проанализированы результаты экспертного опроса о критериях качества стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Опрос проведен в рамках подготовки и проведения экспертной дискуссии «Возможен ли рейтинг региональных стратегий?», организованной на Форуме стратегов 2023. В опросе участвовали 25 профессионалов, вовлеченных в стратегическое планирование регионов и городов. По итогам опроса первую десятку важнейших качеств региональной стратегии составили: качество стратегического анализа; адекватность - соответствие специфике региона; реалистичность в учете ресурсных ограничений и объективных процессов; соответствие национальным целям, указам Президента, федеральным документам; системность / методичность / стройность логики; четкость приоритетов; готовность к реализации (проработанность инструментов реализации); корректность набора целевых показателей и их значений; амбициозность, масштабность целей и проектов; учет рисков, мер повышения шокоустойчивости. Систематизированы мнения экспертов о возможности и целесообразности рейтингования стратегий, разделившиеся на четыре группы: а) рейтинговать и сравнивать можно и полезно, если четко сформулированы цели и правила; б) сравнивать можно, рейтинговать нельзя; в) рейтинговать можно по результатам реализации; г) сравнение и рейтингование невозможны или бесполезны. Выявлены сложности рейтингования текстов и предпочтительность сравнения и оценки стратегий в рамках ежегодных конкурсов. Предложена схема организации ежегодного конкурса региональных стратегий, включающая следующие этапы: отбор экспертов; стартовый семинар экспертов, по итогам которого фиксируется набор параметров и критерии балльной оценки каждого параметра; независимое оценивание; совещание экспертов для выявления и обсуждения причин сильных расхождений в оценках; публичный онлайн-семинар с представлением результатов.